Тема 8. Издержки производства и прибыль.
1 Производство – деятельность по использованию факторов производства (ресурсов) (в продукты) с целью достижения наилучшего результата.
Совокупный продукт – количество экономического блага, произве-денного с помощью некоторого количества переменного фактора (F).
Средний продукт – количество продукта, произведенное на единицу фактора.
AP=Q/F
Предельный продукт – прирост совокупного продукта при добавлении фактора.
МР= DQ/DF
Закон убывающей предельной производительности – с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) в определенный период времени достигается точка, в которой использование дополнительного переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объема выпуска продукции.
2. Прибыль PF (profit) – разность между совокупной выручкой и совокупными издержками
PF= TR-TC
TR(total revenue) – совокупная выручка (совокупный доход) – сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.
TR = P×Q
TC(total cost) – совокупные издержки,
Р (price) – цена,
Q (quantity) – произведенное количество.
Издержки производства – расходы (затраты) на производство, которые несут предприятия (фирмы) с целью создания товаров и последующего получения прибыли.
Внешние (явные)издержки – платежи внешним (по отношению к фирме) поставщикам. Вычитая из совокупной выручки (дохода) внешние издержки получают бухгалтерскую прибыль.
Внутренние (неявные) издержки – издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю и нормальная прибыль (издержки на ресурс – предпринимательская способность)
Вычитая из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, получают экономическую прибыль Внутренние и внешние издержки в сумме образуют экономические или альтернативные издержки.
Средний доход (average revenue) AR – доход, приходящийся на единицу проданного блага.
AR= TR/Q
Предельный доход (marginal revenue) MR приращение дохода при увеличении выпуска продукции, прирост выручки на дополнительную единицу продукции.
MR=DTR/DQ
3. Краткосрочный период – отрезок времени, в течение которого одни факторы производства (хотя бы один) являются постоянными (общие размеры здания, количество используемых машин и оборудования, а также количество фирм в одной отрасли), а другие переменными.
Долгосрочный период – отрезок времени, в течение которого все факторы производства являются переменными.
Постоянные издержки FC (TFC) (fixed cost) – издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или с уменьшением производства (издержки, связанные с использованием зданий, аренда, налоги, административные расходы). Существуют и при нулевом объеме производства.
Средние постоянные издержки АFС – издержки, приходящиеся на единицу продукции.
AFC=FC/Q
Переменные издержки VC (TVC) (variable cost) – издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства (затраты на сырье, э/э и т.п.).
Средние переменные издержки – AVC – определяются путем деления переменных издержек на количество произведенной продукции.
AVC=VC/Q
C
AC
AVC
AFC
0 Q1 Q
Cредние издержки
Общие издержки ТС – совокупность постоянных и переменных издержек в связи с производством продукции в краткосрочном периоде.
TC=VC+FC
при Q=0;TC=FC.
С TC
VC
FC
0 Q
Общие издержки
Средние общие издержки (АС или АТС) – общие издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции.
AC=TC/Q
Предельные издержки МС – приращение совокупных издержек, вызванное увеличением производства (на единицу), прирост затрат на дополнительную единицу продукции.
МС = DТС/DQ = DFC/DQ+DVC/DQ = DVC/DQ, т.к. DFC=0
C
MC
AVC
AC
K
E
0 Q
Предельные и средние издержки
Когда МС <АС, кривая средних издержек идет вниз: производство дополнительной единицы продукции уменьшает средние издержки; когда МС>АС, кривая средних издержек идет вверх: производство дополнительной единицы продукции увеличивает средние издержки; когда AC = min, то МС=АС, кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек и кривую совокупных издержек в точках их минимума.
4. Графики, характеризующие взаимосвязь предельной и средней производительности, а также предельных и средних переменных издержек зеркально симметричны по отношению друг к другу.
МС
AVC
Количество продукции
АР
МС
Количество труда
Вопросы и задания
Задача 1. Заполнить таблицу
Объем производства (шт. в неделю) | Издержки | ||
общие | средние | предельные | |
– | – | ||
Задача 2. Заполнить таблицу.
Кол-во рабо-чих | Общий объем продукции | APL | MPL | Ставка зар-платы | TFC | TVC | TC | AFC | АVC | АТС | МС |
шт. | Руб. | ||||||||||
– | – | – | – | – | – | – | |||||
· К какому периоду времени относятся данные?
· Начертите кривые TC, TVC, TFC.
· Начертите кривые AC, AVC, AFC, MC.
· Найдите критические точки, что они означают?
Задача 3. Заполнить таблицу.
№ | Р Руб./шт. | Q Шт. | TR Тыс.руб. | AVC Руб./шт. | TVC Тыс.руб. | AFC Руб/шт. | TFC Тыс. руб. | TC Тыс.руб. | ATC Руб./шт. | PF Тыс.руб. | APF Руб./шт. |
61,43 | |||||||||||
Задача 4. Экономист, исследовавший возможные затраты в краткосрочном периоде, потерял итоговый отчет. В черновике нашел следующие данные. Помогите восстановить итоговую форму отчета.
Q | AFC | AVC | TVC | ATC | MC | TC |
Тема 9. Модели рынков.
Существуют 4 довольно несхожие модели рынка: 1) чистая конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия.
Характерные черты четырех моделей рынка
Характерная черта | Модели рынка | |||
Чистая конкуренция (ЧК) | Монополи-стическая конкуренция (МК) | Олигополия (О) | Чистая монополия (ЧМ) | |
1. Число фирм | Очень много (сотни тыс.) | Много (сотни, тыс.) | Несколько (до 10) | Одна |
2. Тип продукта | Стандартизи-рованный (однородный) | Дифферен-цированный | Стандартизи-рованный или дифферен-цированный | Уникальный, без близких заменителей |
3. Контроль над ценой | Отсутствует | Некоторый, но в доволь-но узких рамках | Ограниченный взаимной зави-симостью; зна-чительный при тайном сговоре | Значительный |
4. Условия вступления в отрасль | Очень легкие, препятствия отсутствуют | Сравнитель-но легкие | Наличие существенных барьеров | Блокировано |
5. Неценовая конкуренция*) | Отсутствует | Значитель-ный упор на рекламу, тор-говые знаки, марки и т.д. | Очень типична, особенно при дифференциа-ции продукта | Реклама в виде связи с обществен-ными органи-зациями |
6. Примеры | Сельское хозяйство, фондовая биржа, рынок иностранной валюты | Розничная торговля, производст-во одежды, обуви и т.п. | Производство стали, автомоби-лей, сложных бытовых приборов и т.п. | Местные коммунальные предприятия «Де Бирс» «Газпром» |
*) Неценовая конкуренция – конкуренция по поводу качества товара, дизайна, условий продаж, рекламы и т.п.
Чистая конкуренция (ЧК).
Отрасль с чистой конкуренцией включает большое число независимых фирм, производящих стандартизованный продукт (например, пшеницу или кукурузу). ЧК предполагает, что фирмы и ресурсы могут перемещаться между отраслями. Ни одна фирма не может воздействовать на рыночную цену (чистый конкурент – «ценополучатель»), т.к. кривая спроса фирмы совершенно эластична.
|
|
|
|
TR – валовый доход (P×Q)
MR – предельный доход, т.е. добавочный доход, полученный от производства и продажи каждой следующей (одной) единицы продукции.
Т.к. каждая единица товара может быть продана по одной и той же цене, то MR (предельный доход) становится равным цене (MRn = TRn – TRn-1), т.е. MR=P – в условиях ЧК.
При фиксированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят 3 вопроса: следует ли производить? сколько? какая прибыль будет?
Казалось бы, следует производить, если фирма получает прибыль, но это не так:
– фирме следует производить в краткосрочном периоде, если она может получить либо: 1) экономическую прибыль, либо 2) убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки;
– фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыли или минимизирует убытки.
Когда мы сравниваем предельный доход (MR) каждой дополнительной единицы продукции с ее предельными издержками (МС), то решаем вопрос о том, будем ли производить эту единицу или нет.
Правило равенства MR и МС – «золотое» правило бизнеса: фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в точке, где MR=MC (для ЧК – MR=P, т.е. Р=МС).
Результаты деятельности чисто конкурентной фирмы в краткосрочном периоде зависят от соотношения ее издержек и установившейся на рынке цены на производимый товар:
1) Фирма будет максимизировать прибыль, определяя точку производства по правилу MR=MC, если Р превысит величину АТС (средних валовых издержек), т.е. Р>АТС.
2) Фирма будет минимизировать убытки в соответствии с «золотым» правилом бизнеса, если рыночная цена (Р) попадает в интервал между АТС и AVC (средними переменными издержками), т.е. AVC<P<ATC, т.е. цена не покрывает всех издержек, но позволяет покрыть переменные издержки и возместить часть постоянных (минимальный убыток оказывается меньше, чем величина постоянных издержек фирмы).
3) Если рыночная цена (Р) не позволяет покрыть даже переменных издержек: P<AVC, то фирме не следует производить в этой ситуации вообще (зона «закрытия»).
Зона «закрытия» существует как ситуация краткосрочного периода только в условиях чистой конкуренции.
Графически:
|
|
Таким образом, конкурирующая фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором MR(P)=MC при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек (AVC).
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что отрезок кривой МС, который лежит выше кривой ее AVC является кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде.
В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом АТС, потому что экономические прибыли заставят фирмы вступать в отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции (АТС).
Графически ситуации долгосрочного равновесия в условиях ЧК выглядят следующим образом:
В условиях ЧК в долгосрочном периоде фирмы не получают экономической прибыли. Они лишь покрывают свои валовые издержки, получая в качестве вознаграждения «нормальную прибыль» и, следовательно, нет инвестиций в НИР и НИОКР.
Эффективность ЧК:
1) Р=МС – характеризует эффективность распределения ресурсов между отраслями.
2) Р=АТС – характеризует производственную эффективность.
Таким образом, с точки зрения общества, в условиях ЧК товар производится с наименьшими издержками в наибольших количествах и продается по наименьшей из возможных цен.
Тема 10. Чистая монополия.
Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Барьеры для вступления в отрасль бывают легальными и нелегальными (нечестная конкуренция).
Легальные барьеры:
– патенты;
– лицензии;
– собственность на важнейшие источники сырья.
Нечестная конкуренция.
Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий. Привычными примерами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов.
Монопольный спрос.
Так как чистый монополист является отраслью, его кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса. И кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, но, напротив, является нисходящей. Из этого следует:
1. Цена превышает предельный доход. Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет относиться не только к дополнительной проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительная проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену – меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.
2. Тот, кто диктует цену. Второе значение нисходящей кривой спроса: там, где каждый объем производства связан с некоторой особенной ценой, монополист неизбежно определяется цену, решая, какой объем продукции произвести. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства.
3. Ценовая эластичность. Проверка валовым доходом ценовой эластичности спроса является основой для нашего третьего вывода. Вспомните, что тест на валовой доход показывает нам, что, когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход. Также, когда спрос является неэластичным, падение цены уменьшит валовой доход.
Общее правило, вытекающее из этих наблюдений, состоит в следующем: что монополист никогда не выберет такую комбинацию цена-количество, при которой доход уменьшается (предельный доход является отрицательным). Иначе говоря, максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена-количество на эластичном отрезке.
Возможные ситуации в краткосрочном периоде в условиях ЧМ:
|
Qm
а) ситуация максимизация прибыли
|
б) ситуация минимизации убытков
Чистый монополист будет наращивать производство до такого объема, при котором MR=MC. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не максимуму прибыли на единицу продукции.
Можно легко увидеть, что монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы чистый конкурент. Максимизирующий прибыль объем производства монополиста имеет своим результатом недораспределение ресурсов; монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, чем является оправданным с точки зрения общества.
Ценовая дискриминация.
При определенных условиях монополист мог бы быть в состоянии использовать свое рыночное положение более полно и, таким образом, увеличить прибыли, назначая разные цены для различных покупателей. Поступая так, продавец занимается ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках.
Условия.
Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов. Вообще ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия.
1. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование.
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса.
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. Политика ценовой дискриминации, таким образом, была бы подорвана. Это верно означает, что отрасли услуг, например отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации.
Примеры: цена на билеты в кино днем и вечером, тарифы за электроэнергию для промышленных предприятий и для домохозяйств, стоимость телефонных звонков днем, ночью, в праздничные и выходные дни т.п. Монополист занимается ценовой дискриминацией для увеличения объема продаж и увеличения совокупной прибыли.
4. Предприятия общественного пользования: естественные монополии.
В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли называются естественными монополиями, и большинство из так называемых предприятий общественного пользования – электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи – могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов в данной географической области правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы – железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, – определяются федеральными и местными регулирующими комиссиями.