Внешняя торговля и торговая политика. Торговый и платежный баланс.
Внешняя торговля— это торговля между странами, состоящая из вывоза и ввоза товаров и услуг. Ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта и импорта. Экспорт— продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу. Импорт— покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Экспорт и импорт являются двумя ключевыми понятиями, характеризующими международное движение товаров, которые применяются для всестороннего анализа внешней торговли и для практических целей. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборотс зарубежными странами. Экспорт и импорт товаров, по которым за данный период произведены платежи, образуют торговый баланс.Торговый баланс является лишь частью платежного баланса. Платежный балансвключает в себя суммы всех денежных платежей, произведенных данной страной другим странам за определенный период, и сумму всех денежных поступлений, полученных ею за тот же период из других стран. Можно иметь пассивный торговый баланс, т.е. превышение импорта товаров над экспортом, и в то же время активный платежный баланс, т.е. превышение денежных поступлений из-за границы над платежами другим странам.
Существует ряд показателей, характеризующих степень вовлеченности страны во внешнеэкономические связи. Например, экспортная квотапоказывает отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП. Объем экспорта на душу населения данной страны характеризует степень «открытости» экономики. Экспортный потенциал(экспортные возможности) — это та доля продукции, которую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики (за вычетом внутренних потребностей).
Следует отметить, что экспортная ориентация производства ставит его в зависимость от изменений мировых цен, колебаний спроса и предложения, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для стран с узкой специализацией экономики, развитие которой предопределяется экспортной выручкой. Не менее чревата опасными последствиями импортная зависимость. Рост мировых цен, дефицит торгового баланса, ограничения на внешнеторговые поставки в стране-экспортере — все это может неблагоприятно отразиться на экономике, чрезмерно зависимой от импорта. Производство, создаваемое с участием иностранного капитала и на базе импортной технологии, может привести к зависимости от зарубежных экономических центров. •
Внешняя торговля страны регулируется государством в ходе осуществления внешнеторговой политики. При выработке и реализации внешнеторговой политики используются два принципиальных подхода. Первый, фритредерство,предполагает свободу торговли, осуществление ее без ограничений; второй, протекционизм,обосновывает государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяйства. Неустойчивость в мировой торговле, мировые экономические кризисы заставляют страны использовать политику торгового протекционизма. Раньше протекционизм опирался в основном на тарифно- таможенную систему, но после Второй мировой войны резко увеличилось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет. Целью нетарифных барьеров является общее ограничение импорта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К числу нетарифных барьеров можно отнести государственную монополию внешней торговли, обеспечение государственного потребления только товарами отечественного производства, сложный валютный контроль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольственные товары и т.п. Наибольшее распространение в последние годы получил такой вид нетарифного ограничения, как импортные квоты,т.е. количественное ограничение объема иностранной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Государство при этом выдает ограниченное количество лицензий на импорт и запрещает нелицензированный ввоз.
Для регулирования отношений между странами в области внешней торговли были созданы международные организации: ГАТТ, ЮНКТАД и др. ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле) С 1995 г. стала функционировать Всемирная торговая организация (ВТО) в качестве преемницы к ВТО.
43.валютная система и валютный курс.Важное значение в мирохозяйственных связях имеют валютные отношения,которые являются одной из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений. Они возникают с началом функционирования денег в международном платежном обороте и обслуживают обмен результатами деятельности субъектов мирового хозяйства. Когда национальные денежные единицы выходят за национальные границы, то приобретают новое качество — становятся валютой. Понятие валютаприменяется в нескольких значениях: денежная единица данной страны (доллар США, японская иена и др.) и тот или иной ее тип (золотая, серебряная, бумажная); денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные средства, выраженные в иностранных денежных единицах и используемые в международных расчетах, — иностранная валюта; международная (региональная) денежная расчетная единица и платежное средство (СДР — специальные права заимствования, евро — единая валюта стран ЕС).
В зависимости от степени свободы обмена национальной валюты на иностранную различаются свободно конвертируемые, частично конвертируемые и замкнутые, неконвертируемые валюты. Свободно конвертируемая валюта(СКВ) — валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты. СКВ обладает, как правило, полной внешней и внутренней обратимостью, т.е. одинаковыми режимами обмена как для нерезидентов, так и для резидентов. Сфера обмена СКВ распространяется на текущие операции, связанные с повседневной внешнеэкономической деятельностью (внешнеторговый обмен, неторговые платежи, иностранный туризм), а также на операции по движению внешних кредитов и заграничных инвестиций. СКВ без специальных разрешений обменивается на любые другие валюты, режим ее функционирования практически означает отсутствие каких-либо валютных ограничений. В настоящее время к числу СКВ относятся доллар США, канадский доллар, национальные валюты стран ЕС, Швейцарии и Японии. СКВ обычно используется при определении валютной цены. Частично конвертируемая валюта (4KB)— национальная валюта стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам обменных операций. Как правило, 4KB обменивается только на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота. Замкнутая, неконвертируемая валюта— национальная валюта, которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается на другие иностранные валюты. К замкнутым относятся валюты стран, применяющих различные ограничения и запреты по вывозу и ввозу, продаже, покупке и обмену национальной и иностранной валюты, а также использующих различные меры валютного регулирования, в том числе валютные коэффициенты с целью ограничения расчетов в иностранной валюте. Замкнутыми являются национальные валюты большинства развивающихся стран.
Цена денежной единицы национальной валюты, выраженная в денежных единицах валюты другой страны, называется валютным курсом.Общей его основой является покупательная способность валюты, в которой отражаются средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Конкретная величина валютного курса зависит также от темпа инфляции, разницы в уровнях процентных ставок, состояния платежного баланса. Существуют два полярных режима валютного курса: фиксированный и плавающий, а также их различные сочетания и разновидности. Фиксированный валютный курс— официально установленное соотношение между национальными валютами, основанное на определяемых в законодательном порядке валютных паритетах. Плавающий курс— свободно изменяющийся под воздействием спроса и предложения валютный курс, основанный на использовании рыночного механизма.
Формирование устойчивых отношений по поводу купли-продажи валюты и их юридическое закрепление привели к образованию валютной системы. Валютная система—это совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся на основе интернационализации хозяйственной жизни, развития мирового рынка и закрепления в международных договорах и государственно-правовых нормах. Различаются национальные, международные (региональные) и мировая валютные системы. Национальные валютные системыпредставляют собой совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется международный платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необходимые для нормального процесса общественного воспроизводства. Мировая и международные (региональные) валютные системыобслуживают взаимный обмен результатами деятельности национальных экономик. Их базой являются международное разделение труда, товарное производство и внешняя торговля между странами. Мировая валютная система в своем развитии прошла ряд этапов. Первой сложившейся мировой валютной системой была Парижская характерными признаками которой были принятие золотого (золотомонетного) стандарта и режим свободноплавающих валютных курсов. В 1922 г. на смену Парижской была законодательно оформлена Генуэзская валютная система, которая базировалась на золотодевиз-ном стандарте (в дополнение к золоту использовались девизы — иностранные валюты). Золотые паритеты были сохранены, действовал режим плавающих валютных курсов. Некоторое время в отдельных странах (США, Великобритания, Франция) использовался также золотослитковый стандарт.
Следующий этап в развитии мировой валютной системы связан с решениями международной валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вудсе (США, 1944 г.), которые юридически оформили новую бреттон-вудсскую валютную систему. Ее основные принципы: сохранение функций мировых денег за золотом при одновременном использовании в качестве международных платежных и резервных валют национальных денежных единиц, прежде всего доллара США, а также английского фунта стерлингов;
В соответствии с решениями Бреттон-Вудсской конференции 1944 г. были созданы две валютно-финансовые и кредитные организации в системе ООН. Международный валютный фонд (МВФ) — международная валютно-финансовая организация, созданная для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений, а также для предоставления кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов, и для осуществления программ стабилизации экономики. Новые экономические и политические условия потребовали серьезных изменений инструментов, методов и организации мировой валютной системы. Они были оформлены в решениях Кинг-стонской (Ямайка, 1976 г.) конференции стран — участниц Между-народного валютного фонда. Соглашение, подписанное в г. Кингстоне в 1976 г. и вступившее в силу в 1978 г., означало юридическое оформление четвертой мировой валютной системы. Ямайская валютная система характеризует современный этап в развитии мировой валютной системы и предусматривает полную демо нетизацию золота и окончательный переход к использованию в качестве мировых денег национальных валют и международных расчетных денежных единиц — специальных прав заимствования (СДР), выпускаемых МВФ. Это предполагает: отмену официальной цены на золото и золотых паритетов; прекращение размена долларов на золото для центральных банков и правительственных органов; разрешение продажи и покупки золота по рыночным ценам; право выбора странами любого режима валютного курса; признание системы плавающих валютных курсов взамен их жесткой фиксации; наделение МВФ полномочиями по наблюдению за валютной политикой стран-членов. -
В Западной Европе в 1979 г. была создана Европейская валютная система и европейская валютная единица ЭКЮ, которая стала одной из мировых валют и вступила в обращение в качестве мировых денег во всемирном хозяйстве. С 1 января 1999 г. произошел переход к единой валюте стран Европейского союза — евро.
44. Переходная экономика и ее особенности в России. Переходная экономикапо своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества, переломную эпоху, время экономических, политических и социальных преобразований. Основными чертами переходной экономики являются: ее неустойчивость — изменения развития в переходной экономике усиливают неустойчивость существующей системы с тем, чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе; альтернативный характер развития — итоги развития переходной экономики могут быть разными; появление и функционирование особых переходных экономических форм — в них проявляется «смешанность» старого и нового в переходный период, эти формы указывают направленность перехода и являются признаком его необратимости; особый характер противоречий в переходной экономике — они носят революционный характер, так как речь идет о смене экономических систем; историчность переходной экономики — процессы смены экономических систем идут с разной интенсивностью, длительность перехода зависит от особенностей региона^ отдельной страны.
Типы переходной экономики могут различаться по масштабам. При классификации по масштабам выделяют локальную и глобальную переходные экономики. Локальная переходная экономикахарактеризует переходное состояние в каком-либо регионе или отдельной стране. В ее основе лежит особенность развития каждой экономики и вытекающая отсюда неравномерность развития различных регионов и стран. Глобальная переходная, экономикапредставляет собой единый процесс изменений в масштабах всего мирового хозяйства. Глобальные переходные процессы характерны для всей истории человечества. На их развитие определяющее воздействие оказывают изменения на локальных уровнях, вследствие которых складываются и определенные глобальные тенденции. В то же время глобальные процессы развиваются и под воздействием самостоятельных (глобальных) факторов, в частности углубления общественного разделения труда, ведущего к интернационализации хозяйственной жизни.
Переходный процесс в России происходит в особых исторических условиях развернувшихся глобальных переходных процессов. Развитые индустриальные страны находятся в полосе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, что означает глубокие качественные изменения в функционировании общественного организма: существенно возрастает роль нематериального производства; в отличие от индустриального общества на первый план выдвигается человек по сравнению с технико-технологическими факторами; по некоторым определениям от эры энергетической общество переходит к эре информационной. Страны с существенным развитием элементов традиционной экономики в настоящее время быстро прогрессируют на пути к современным формам рыночной экономики. Государства Центральной и Восточной Европы, Россия и другие республики бывшего СССР осуществляют переход от административно-командной системы к социальному рыночному хозяйству.
Особенность современной переходной экономики в России состоит в исторической беспрецедентности перехода, выступающего как переход к рыночной экономике не от традиционной, а от осо бой, существовавшей в относительно небольшом числе стран пла новой экономики. Россия в этом смысле, как и после 1917 г., bi многом вновь выступая первопроходцем, должна решать пробле мы, не известные до настоящего времени. Все это составляет осо бые трудности переходных процессов. Опыт других бывших соци алистических стран, начавших переход несколько раньше, не мо жет быть использован в полной мере и в силу иных масштабов и экономики, и в силу меньшего срока действия в них плановой сие темы. Уникальность российских проблем означает, что в их реше нии нельзя полагаться на какие-либо «наигранные модели», разра ботанные для переходных процессов.
Рыночные реформы в России начались в сложной экономичес кой обстановке. Страна приступила к переходу к рынку в условия экономического и политического кризиса. Кризисные явления в экс номике начались со второй половины 1987 г. и были отмечены ре: ким ростом дефицита государственного бюджета: Такие показатели свидетельствовали о полном расстро! стве государственных финансов и невозможности нормального фу! кционирования экономической системы в целом. Причинами этот явились: известная антиалкогольная кампания, осуществленная ti пично административными методами и приведшая к резкому с< кращению доходов бюджета; кампания «ускорения» экономиче' кого развития на базе научно-технического прогресса, повлекш; за собой ущерб для потребления населения в результате искусе венного нагнетания инвестиций в машиностроение; резкое сокр щение золотого запаса страны; повышение закупочных цен на сел скохозяйственную продукцию при фиксировании розничных ц< на продовольствие, что привело к росту дотаций, а следовательн к увеличению бюджетного дефицита; резкое увеличение внешн< задолженности страны; распространение хозрасчета на отдельш территории, в результате чего те перестали платить налоги в общ государственную казну; всеобщий переход на бартер и огранич ния на вывоз товаров с отдельных территорий. Кроме того, отрицательно повлияли на экономику страны такие факторы, как падение мировых цен на нефть, чернобыльская катастрофа, землетрясение в Армении, забастовки шахтеров и этнические конфликты.
К началу 90-х гг. союзная политическая власть во многом утратила свою былую силу, что привела к потере управляемости экономикой и усилило кризисные явления в хозяйственной жизни страны. Положение еще более осложнилось, когда в конце 1991 г. распался Советский Союз. В результате рарушился существовавший ранее единый народнохозяйственный комплекс СССР, экономические связи внутри которого были гораздо теснее, чем, к примеру, внутри европейского рынка. Этот фактор резко углубил экономический кризис и привел к новому витку падения производства в России. К концу 1991 г. сложилась критическая ситуация, когда по существу был разрушен потребительский рынок, возникла угроза финансового краха, неплатежей в госбюджет. Правительство уже не могло далее бездействовать и ждать. Нужно было определиться: либо возвратиться назад, к жестко централизованной административной системе хозяйствования, либо идти на радикальную экономическую реформу, вперед к рынку. Был выбран второй путь — переход к рынку, но без подготовки и постепенности, скачкообразно, начиная с либерализации цен.
2 января 1992 г. была отменена государственная регламентация 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. По расчетам правительства Е. Гайдара, розничные цены должны были возрасти в 2-3 раза. На деле же они увеличились в течение I квартала 1992 г. более чем в 6 раз, а по сравнению с началом 1991 г. — в 13-15 раз2. Это был сильный шоковый удар для общества. Цена экономических реформ 1992 г. оказалась непомерно велика: произошло значительное снижение жизненного уровня населения, усилился спад производства, возросла инфляция, стали активно разрушаться научно-технический потенциал страны, ухудшаться структура производства, падать его эффективность и т.д. Правительство радикалов-реформаторов в значительной степени утратило доверие общества, была признана необходимость корректировки принятого курса реформ. В декабре 1992 г. премьера Е. Гайдара сменил В. Черномырдин. В целом в период 1992-1996 гг. произошел значительный спад производства. Объем реального валового внутреннего продукта сократился примерно на 40%, промышленного производства — на 50%3.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в России требует осуществления корректировки курса реформ по следующим направлениям. Первое — социальная переориентация всей экономической политики. Критерий повышения уровня и качества жизни населения должен стать основным при отборе вариантов принятш всех экономических и политических решений.Второе — создание условий для стимулирования хозяйственной активности и более полного использования экономического потенциа ла субъектов Российской Федерации. Налоговую, бюджетную, денеж но-кредитную политику следует проводить исходя из потребностей каж дого региона при максимальной мобилизации собственных ресурсов. Третье — усиление контроля за денежно-кредитной сферо! страны. Необходимо восстановление полной дееспособности де нег и достижение финансового равновесия в стране. Требуютс экономические, организационные инструменты, направляющи денежные потоки на инвестиции в производство.Четвертое — наведение порядка в управлении государствен ным имуществом. Приватизация не создала слой эффективных соб ственников. Денежная приватизация осуществлялась в последне время по индивидуальным схемам передачи наиболее ценных объеь тов, принадлежащих государству, в частную собственность. Ест опасность, что и борьба с естественными монополиями может npi вести к такому же результату. Реформу нельзя сводить лишь к 6ai кротству неплатежеспособных предприятий, макроэкономическг политика призвана обеспечивать условия для нормализации ситу; ции на уровне микроэкономики.Пятое — выработка единой стратегии структурной перестро] ки экономики. Стимулирование научно-технического прогрес< должно быть стержневым направлением государственной экон мической политики.Шестое — усиление внимания к проблемам сельского хозя ства, так как оно создает рабочие места и в промышленности, ел жит основой продовольственной безопасности страны.
Седьмое — восстановление единого экономического простра ства в пределах большей части бывшего Советского Союза.Восьмое — постепенное открытие страны для иностранной ко куренции, для привлечения иностранного инвестиционного кап тала, включение экономики России в международную экономичес кую жизнь, ее активное участие в мировой торговой и валютно-финансовой системе.Ключевую роль в восстановлении экономики России должно играть государство как важнейший гарант вывода ее из кризиса. Необходимо создать целостную, внутренне непротиворечивую систему законодательных актов, обеспечивающих государственное регулирование экономики. В целом у России есть все возможности, чтобы встать на путь стабилизации и экономического роста на новой для нее социально-экономической основе.