Зачитать этот текст с листа.
В начале 90-ых годов один ужасный научный и неимоверно популярный американский журнал опубликовал вот такую статью:
«В последнее время исследователи открыли факт заражения наших водопроводных систем опасным химикатом. Этот химикат бесцветный, безвкусный, не имеет запаха и полностью растворяется в воде. Правительство не приняло никаких попыток регулирования этого опасного заражения. Данный химикат называется дигидрогенмоноксид.
Химикат используется для следующих целей:
В производстве, как растворитель,так и охладитель;
В ядерных реакторах;
В производстве пенопласта;
В огнетушителях
Во многих химио - и биолабораториях;
В производстве пестицидов;
В добавках к большинству известных продуктов.
Опасности, представляемые химикатом:
Химикат преобладает в кислотных дождях;
Действует на эрозию почвы;
Ускоряет коррозию и вредит большинству электроприборов;
Долгий человеческий контакт с твердой формой химиката приводит к серьезным повреждениям кожи;
Контакт с газообразной формой химиката приводит к сильным ожогам;
Вдыхание, даже небольшого количества, грозит смертельным исходом;
Химикат обнаружен в злокачественных опухолях, нарывах, язвах и прочих болезненных образованиях;
Химикат развивает зависимость, жертвам при воздержании от потребления химиката грозит смерть в течение 168 часов.
Ни один известный очиститель не способен полностью очистить продукты питания и напитки от этого химиката.
Несмотря на эти опасности, химикат активно и безнаказанно используется индустриальными гигантами. Многие корпорации ежедневно получают химикат тоннами через специально продолженные подземные трубопроводы. Люди, работающие с химикатом, как правило, не получают спецодежды и инструктажа; отработанный химикат тоннами выливается в реки и моря.
«Мы призываем население, проявить сознательность и протестовать против дальнейшего использованию этого опасного химиката».
В течение недели статья вызвала взрыв негодования у населения. Тысячи демонстрантов с плакатами с требованиями немедленно прекратить использование дигидрогенмоноксида, а один предприимчивый кандидат в мэры города Алисо Виеджо, штат Калифорния, даже вступил с обещаниями (*в случае его избрания) запретить распространение химиката. Когда открылась правда, скандал был грандиозный. Опубликовавшего статью уволили из редакции, мэр с треском проиграл избирательную кампанию, а журнал даже хотели судить, но судья отклонил жалобу, учтя аргумент защиты, что все написанное в журнале – абсолютная, правда.
Для тех, кто еще не догадался: дигидрогенмоноксида = Dihydrogenmonoxide =Н20=обыкновенная ВОДА.
Критическое мышление.
Анализ рекламы.
С нами это происходит по жизни сплошь и рядом:
Сейчас мы с вами внимательно посмотрим рекламу сигарет. (см. Приложение).Она взята из одного глянцевого журнала. На рекламе изображен юноша, протягивающий и показывающий нам пачку сигарет. Слоган – «Удача – внутри!». Давайте рассмотрим рекламу во всех подробностях и постараемся не упустить ни одной детали:
- Какое выражение лица у юношей?
- Зубы? (Ровные, белоснежные).
- Что он, по всей видимости, говорит или выкрикивает? (ВАУ!)
- Почему он одет именно в зеленую майку и фон тоже зеленый с разными оттенками? ( Зеленый – цвет природы, естественности, здоровья).
- Как изображена пачка сигарет? (Она неестественно крупная, изображена на переднем плане, приближена к нам – «на, возьми!, она твоя, она тебе доступна!». В то же время, она - нечто очень важное и значимое).
- Зачем по всему фону « как бы невзначай» разбросаны названия разных стран? ( Как бы готовится: молодежь всего мира курит именно эти сигареты).
- Какой смысл несет слоган? (Первый смысл – идет акция, и внутри пачки есть некий пароль, чтобы получить какой-то выигрыш. Второй – и главный! смысл – если будешь курить эти сигареты, удача по жизни тебе обеспечена).
- А теперь давайте соберем воедино все скрытые смыслы этой рекламы:
- Курение этих сигарет (якобы) приносит счастье, восторг, здоровье, отличный внешний вид и красивые зубы. Куря эти сигареты, ты (якобы) станешь частью крутой молодежи всего мира, сексуальным, модным и удачливым. Тебе это доступно!
Насколько эта информация соответствует истине? Что же такое курение на самом деле? Рак легких или гортани. Хронический бронхит. Болезни сердца и сосудов. Импотенция. Серая кожа, желтые зубы. Запах изо рта и т.д.
Реклама воздействует на подсознание человека, и нужно обладать острым критическим глазом и ухом, чтобы не дать собой манипулировать.
На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться разбираться в обстоятельствах и формировать свое собственное мнение без оглядки на толпу или большинство. Сегодня мы поговорим с вами о критическом мышлении.
А пока…
Блок «Вспомним все»
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончанию блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Чтобы плавно войти в тему нашего сегодняшнего занятия, давайте настроимся на работу и примем участие в тематической разминке.
Ну, что ж, начнем.