Порядок проведения сертификации.
Сертификация продукции производится на основе нормативных требований качества продукции. Нормативные требования устанавливаются национальными или международными стандартами, а также могут устанавливаться потребителями данной продукции.
Оплата услуг по сертификации продукции производится клиентами на основе лицензионного соглашения между клиентом и органом сертификации.
Орган сертификации не имеет права ограничивать вид и количество продукции заявленной к сертификации. Клиент имеет право обнародовать промежуточные результаты сертификации в рекламных целях. Потребитель продукции имеет право опубликовать результаты своей внутренней проверки продукции вне зависимости сертифицирована она или нет.
Последовательность действий при сертификации продукции:
1. подача заявки клиентом в орган сертификации;
2. направление клиенту заключения по результатом рассмотрения заявки;
3. заключение соглашения между клиентом и органом сертификации на проведение сертификационных работ;
4. проведение сертификационных испытаний образцов заявленной продукции;
5. выдача клиенту сертификата или лицензии;
6. проведение инспекционного контроля;
7. рассмотрение аппеляций.
В заявке на сертификацию указывается:
1. наименование конкретных требований заявленных на сертификацию;
2. обозначение и наименование нормативных документов, устанавливающих требования к сертифицируемой продукции;
3. обозначение и наименование нормативных документов, устанавливающих методы испытаний сертифицируемой продукции (в части заявленных требований);
4. схема проведения сертификации;
5. обязательства клиентов соблюдать правила системы сертификации и проводить своевременную оплату услуг по сертификации.
При необходимости орган сертификации может потребовать учтенный комплект нормативных документов на заявленную продукцию.
Обязательным приложением к заявке является банковский документ о перечисление средств на рассмотрение заявки.
Орган сертификации в двухнедельный срок обязан отправить официальный ответ о результатах рассмотрения заявки и проект лицензионного соглашения о проведении работ по сертификации.
Ответ органа сертификации должен содержать:
1. подтверждение получения заявки;
2. решение о возможности или невозможности проведения сертификационных работ;
3. сведенья о испытательной лаборатории (центре), определенном для проведения технических исследований;
4. предполагаемые сроки проведения работ;
5. запрос, при необходимости, на получение дополнительной информации.
В случае получения отказа на проведение сертификационных работ орган сертификации обязан вернуть все документы заявителя и все копии снятые в процессе рассмотрения заявки.
В случае положительного решения клиент согласовывает с органом сертификации лицензионное соглашение, подписывает его со своей стороны и направляет в орган сертификации сумму аванса оговоренного в лицензионном соглашении. Все отношения между клиентом и органом сертификации строятся на базе лицензионного соглашения.
В дельнейшем испытательная лаборатория (центр) проводит в установленные соглашением сроки сертификационные испытания. Отбор образцов и процедуры проведения испытаний проводятся на основании нормативных документов и заявки клиента. При отсутствии нормативных документов и неполном перечне испытаний, заявленных клиентом, отбор образцов и номенклатура испытаний определяется на основании нормативных документов системы сертификации по сертификации в данной области. Образцы продукции для проведения испытаний предоставляются клиентом безвозмездно и безвозвратно. Испытательная лаборатория (центр) направляет в орган сертификации протоколы испытаний, оформленные в соответствии с требованиями системы сертификации.
В случае отрицательных результатов сертификационных испытаний, явно показывающих несоответствие продукции тому или иному параметру качества, испытания останавливаются и испытательная лаборатория (центр) в трехдневный срок письменно сообщает органу сертификации, а тот, в свою очередь, обязан незамедлительно уведомить клиента. Далее, по желанию клиента испытания либо прекращаются либо продолжаются с изменением программы лицензионного соглашения и после их окончания результаты передаются клиенту с возможным изменением сертификационных услуг. Сертификат или лицензия в данном случае естественно не выдается и не рассматривается.
При положительных результатах выполненных работ предусмотренных схемой сертификации продукции орган сертификации оформляет и выдает сертификат. Полнота заполнения сертификата зависит от, выбранной клиентом схемы сертификации.
Выдача сертификата производится органом сертификации по окончании взаиморасчетов с клиентом. Орган сертификации обязан проследить полноту регистрации сертификата в руководящем комитете по сертификации.
Действие сертификата на продукцию устанавливается на срок определенный нормативными документами системы сертификации по данному направлению. Обычно этот срок не превышает трех лет (в литейном производстве до одного года).
Требования к нормативным документам на продукцию заявленную на сертификацию.
В общем случае нормативные документы на продукцию должны содержать:
1. характеристики и требования, определяющие свойства продукции и ее эксплуатационные качества;
2. методы контроля заявленных характеристик;
3. требования к упаковке, маркировке, этикетке, транспортировки и хранению.
В обязательном прядке нормативные документы должны содержать:
1. требования к продукции, идентичные требованиям указанным в заявке на сертификацию продукции;
2. ссылки на методы испытаний заявленных в требованиях.
Клиент представляет в орган сертификации учетный комплект нормативной документации текст которого должен быть четким, ясным и не иметь исправлений. Нормативные документы после завершения работ по сертификации обязательно возвращаются клиенту, но не ранее завершения срока действия сертификата, в случае его выдачи. Клиент обязан в двухнедельный срок информировать орган сертификации о любых изменениях и дополнениях внесенных им в нормативные документы во время сертификационных работ или во время действия сертификата.
Организация и обеспечение контроля качества сертифицированной продукции.
Система сертификации на весь срок действия сертификата предусматривает проведение периодического инспекционного контроля за соблюдением требований к продукции на которую выдан сертификат. Вид и периодичность инспекционного контроля зависит от схемы сертификации по которой была сертифицирована продукция.
Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля оговаривается в нормативных документах по сертификации, а также в перечне схем сертификации.
Непосредственное проведение инспекционного контроля возлагает на группу аудиторов и экспертов органов по сертификации. В отдельных случаях, при спорных вопросах могут включаться аудиторы и эксперты из других организаций.
В случае если программой инспекционного контроля предусматривается проведение испытаний, эти испытания проводятся в лабораториях данной организации.
Программа инспекционного контроля включает:
1.Экспертизу нормативных документов, особенно, в части внесения изменений и дополнений в соответствии с требованием заказчика, а также правильности их внедрения поставщиком. Особое внимание следует уделить своевременности информирования сертификационного органа о всех внесенных изменениях и дополнениях.
2.Анализ производства с целью его проверки на стабильность обеспечения уровня качества продукции в соответствии с требованиями по которым она сертифицирована.
3.Оценка системы качества производителя или ее отдельных элементов.
4.Испытания сертифицированной продукции.
5.Анализ брака и рекламации по сертифицированной продукции.
По результатам инспекционного контроля составляется отчет в двух экземплярах, которые подписываются представителями инспекции и производителем.
Производитель имеет право при подписании отчёта написать своё несогласие с результатами. Один экземпляр отчёта остаётся клиенту, а один отправляется в орган сертификации.
Отчёт рассматривается в органе сертификации в случае наличия нарушения требований к качеству сертифицированной продукции или неправильного применения сертификата или знака соответствия -действие сертификата приостанавливается до внесения производителем корректирующих воздействий и получения положительных результатов при повторной проверке.
Повторная проверка проводится за счёт производителя клиента.
В случае не принятия клиента в срок назначенный органом сертификации
корректирующих воздействий - орган по сертификации принимает решение об онулировании сертификата или лицензии.
В этом случае орган по сертификации письменно извещает всех потребителей данного вида продукции об онулировании сертификата, а также помещает сообщение в масс - медио.