Причины отказов при взрывании детонирующим шнуром и меры по их предупреждению при монтаже поверхностной взрывной сети.

Отказы при взрывании с помощью детонирующего шнура происходят, как из-за отказов поверхностной (внешней) сети, так и в самих зарядах взрывчатых веществ. Надежность (безотказность) поверхностной взрывной сети зависит главным образом от схемы монтажа сети, кратности и способов резервирования (дублирования) ее элементов, а также качества и надежности средств инициирования (детонирующий шнур, пиротехнические реле), а скважинной сети, кроме того, от параметров взрывания и геологических и структурных особенностей взрываемого массива, от которых в значительной мере зависит вероятность подбоя скважин.

Наиболее распространены отказы скважинных зарядов взрывчатых веществ, связанные с обрывами нитей детонирующего шнура в результате подбоя скважин (от 30% до 70% отказов), и отказы связанные с отсеканием (обрывом) детонации на узлах (соединениях) детонирующего шнура по причине пониженной чувствительности шнура из-за различных скрытых дефектов и некачественного выполнения соединений. Отказы на соединениях детонирующего шнура наиболее опасны в местах соединения скважинной магистрали детонирующего шнура с поверхностной взрывной сетью.

Групповые отказы скважин (отказы части взрываемого блока) в большинстве случаев происходят по причине пониженной надежности (безотказности) пиротехнических реле (скрытые заводские дефекты реле).

Широко распространен такой скрытый дефект пиротехнических реле, как большие отклонения времени срабатывания реле от номинала, в особенности в меньшую сторону, когда реле взрываются практически мгновенно. Это приводит к нарушениям заданного режима взрывания зарядов и, как следствие, к повышенному риску подбоя скважин, возрастанию сейсмического эффекта, заколообразованиям вглубь массива, обратным выбросам горной массы и другим негативным последствиям.

Для предупреждения отказов последовательность взрывания нескольких блоков должна быть такой, чтобы исключить подбой взрывной сети разлетающейся породой от взрывов предыдущих блоков. При совместном взрывании нескольких блоков очередность их взрывания должна начинаться с нижних горизонтов. Взрывание негабарита совместно с блоком, когда негабарит находится непосредственно под блоком, в его забое, и перекрывается развалом горной массы при взрыве блока, допускается только при бескапсюльном взрывании зарядов негабарита. При взрывании негабарита шпуровыми и открытыми зарядами допускается монтаж взрывной сети детонирующего шнура без резервирования. При этом взрывную сеть детонирующего шнура зарядов негабарита следует закольцовывать и соединять с взрывной сетью зарядов блока в последовательную цепь таким образом, чтобы негабарит взрывался ранее блока.

Расстояние между нитями детонирующего шнура двух соседних участковых магистралей детонирующего шнура поверхностной (внешней) взрывной сети, объединяющих разновременно взрываемые заряды (группы зарядов), следует принимать не менее 0,5 м, а прокладку самих участковых магистралей детонирующего шнура производить за линией одновременно взрываемых зарядов, считая по ходу детонации в главной магистрали детонирующего шнура.

При установке пиротехнических реле во взрывную сеть, соединение концевиков реле со шнуром магистрали производится прямым узлом. Во избежание отказов пиротехнических реле необходимо предохранять их от увлажнения, не допуская нахождения реле под дождем или в лужах. Рекомендуется увеличивать расстояние между пиротехническими замедлителями и взрываемыми скважинами за счет относа главных магистралей от крайних скважин взрываемого блока на расстояние 6-10 м. В стесненных условиях увеличение расстояния между пиротехническими замедлителями и взрываемыми скважинами возможно осуществлять путем выноса реле в направлении замедления за последующую ступень замедления.

По окончании монтажа проводится тщательный осмотр сети и устраняются замеченные дефекты. Особое внимание должно обращаться на качественное выполнение соединений детонирующего шнура, правильную установку пиротехнических реле и выявление участков детонирующего шнура с дефектами (утонения, пропуски сердцевины и пр.).

При монтаже и прокладке сети детонирующего шнура не допускаются витки и скрутки на шнуре, петли, перегибы и острые углы, резко изменяющие направление детонационной волны. Соединения внакладку отрезков детонирующего шнура с магистралью против хода детонационной волны не допускаются. При пересечении шнуров между ними должна помещаться прокладка из грунта или дерева толщиной не менее 10 см. При прокладке детонирующего шнура через камни не следует укладывать шнур на острые грани камней. Не допускаются наезды на детонирующего шнура зарядных, забоечных и других машин и механизмов.

Во внешней взрывной сети монтаж главной и участковой магистралей допускается из различных типов детонирующего шнура. Любая магистраль при дублировании нитей детонирующего шнура должна монтироваться из детонирующего шнура одного типа. Взрывание основной и дублирующей сетей детонирующего шнура во всех случаях должно проводиться от одного инициатора

Наши рекомендации