Общая характеристика топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь. Возможности самообеспечения топливно-энергетического комплекса РБ
По мнению ряда энергетиков, уже через несколько лет Беларуси придется пережить тяжелейший энергетический кризис. Главная проблема – высокая степень энергетической зависимости нашей страны от внешних источников. 85-90% сырья для белорусской топливной промышленности импортируется из России. По мнению специалистов белорусского теплоэнергетического института, такая ситуация небезопасна. По нормам развитых стран не рекомендуется импортировать более 50% топливно-энергетических ресурсов из одной страны. В противном случае государство становится слишком зависимым от сырьевых источников. Белорусское правительство залогом энергетической безопасности государства считает то, что в стране есть развитая сеть электростанций. Однако учитывая, что вся белорусская электроэнергия производится на российском газе, считать нашу электроэнергетическую систему самостоятельной не приходится. В то же время уже сейчас около половины белорусских энергетических мощностей требует замены. Значительная часть теплоэлектростанций по своим техническим характеристикам не соответствует нынешним потребностям энергопотребления. Электроэнергия, произведенная на белорусских ГРЭС, стоит дороже, чем импортируемая из Литвы и России [15].
При выборе вариантов энергообеспечения необходимо учитывать два основных фактора – экономичность и безопасность.
Возможные варианты поставки газа:
а) из России по существующей и вновь сооружаемой системе газопроводов;
б) из Туркменистана по существующей системе газопроводов через Казахстан–Россию–Украину, а также путем сооружения нового газопровода с учетом интересов сопредельных
государств (Украины, Литвы, Латвии, Польши, России);
в) из месторождений Северного моря путем строительства нового газопровода через Польшу;
г) из Ирана с учетом имеющегося соглашения о строительстве газопровода для подачи газа на Украину и в Азербайджан;
д) сжиженного природного газа из государств-экспортеров: Ливии, ОАЭ, Брунея через порты Черного или Балтийского морей.
Несмотря на то, что расстояние до Беларуси от месторождений Северного моря ближе, чем из региона Персидского залива, имеющиеся там запасы недостаточны для обеспечения даже близлежащих стран Западной Европы. Так как разведанные запасы нефти в странах Ближнего и Среднего Востока более, чем в два раза превышают запасы всех остальных месторождений на Земле, а также в связи с наличием стабильных грузопотоков нефти из этих стран в Европу, для Республики Беларусь в качестве основного альтернативного варианта следует рассматривать поставки нефти из этого региона двумя путями: южный – через Одессу; северный – через Роттердам.
Основная цель структурной перестройки в ТЭК состоит в создании условий для эффективного производства и потребления энергоресурсов, привлечения инвестиций для современного обновления и повышения технического уровня энергетических предприятий. Достижение целей структурной перестройки должно обеспечивать путем изменения имущественных отношений в энергетике, реорганизации органов управления и предприятий ТЭК для формирования конкурентной среды в сфере поставок, производства и распределения энергетических ресурсов. Процессы преобразования должны протекать при сочетании шагов по предоставлению полной экономической самостоятельности предприятиям и мер прямого государственного регулирования, контроля деятельности естественных монополий для сохранения технологической целостности и управляемости ТЭК. Существующая экономическая ситуация в Республике Беларусь, характеризующаяся спадом потребления энергии, запасом производственных мощностей, значительным потенциалом энергосбережения, создает предпосылки для проведения структурной перестройки в период до 2010 года. Для Республики Беларусь наиболее целесообразным представляется преобразовать предприятия концерна «Белэнерго» в открытые акционерные общества. В будущем предусматривается создание на базе предприятий отрасли Белорусских национальных компаний холдингового типа. Под холдингом понимается акционерное общество открытого типа, в состав которого входят пакеты акций других предприятий. Это позволит проводить без ущемления хозяйственной самостоятельности отдельных элементов холдинга согласованную техническую и финансовую политику системы в целом, координировать деятельность дочерних предприятий, процессы диверсификации энергоснабжения, эффективно реализовывать инвестиционные и иные проекты [3].
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Республики Беларусь представляет собой сложную совокупность производственных систем для получения, преобразования, распределения и использования природных энергетических ресурсов и энергии всех видов. В Республики Беларусь он включает предприятия по добыче (нефть, торф, попутный газ), заготовке (дрова), закупке недостающих полезных ископаемых, транспортировке газа, преобразованию их в электро- или тепловую энергию и распределению по потребителям. В 1999 году за счет местных, возобновляемых нетрадиционных и вторичных ресурсов было обеспечено более 15% суммарной потребности республики в энергоносителях. Республиканским органом государственного управления, реализующим функции государственного регулирования по обеспечению топливно-энергетическими ресурсами, является Министерство энергетики Республики Беларусь (Минэнерго). В топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь входят: Министерство энергетики, которому подчинены:
–Белорусское государственное предприятие по транспортировке газа «Белтрансгаз»;
–Белорусский государственный энергетический концерн «Белэнерго»;
–Белорусский концерн по топливу и газификации «Белтопгаз»;
–Белорусский государственный концерн по нефти и химии «Белнефтехим», подчиненный непосредственно Совету Министров Республики Беларусь.
Основное направление деятельности ТЭК – это всемерное развитие местных видов и нетрадиционных источников энергии, а также повсеместное внедрение энергосберегающих технологий. Ведущее значение ТЭК состоит в том, что он во многом определяет основные пропорции экономики, осуществимость и целесообразность технологических процессов. Системы ТЭК: угле-, нефте-, газоснабжающие, ядерно-энергетическая, электроэнергетическая и теплоснабжающая – относятся к искусственным, т.е. созданным человеком; большим (сложным) иерархическим, т.е. включающим совокупности входящих одна в другую соподчиненных подсистем; открытым ввиду наличия их внешних связей с другими системами и окружающей средой; постоянно развивающимся, т.е. меняющим во времени свои параметры и режимы; целенаправленным, т.е. двигающимся к определенной цели или группе целей; автоматизированным системам, в которых человек входит в органически связанные управляющие и управляемые части системы. Эти производственные системы, имея тесные взаимосвязи и функционируя как единое целое, выступают как обособленные в организационном отношении отрасли промышленности, главным признаком которых, как совокупности предприятий, организаций, является однородное экономическое назначение производимой продукции. Потребляющие установки и вместе с ними часть устройств для преобразования, передачи и распределения энергии находятся в ведении потребителей [15].
Электроэнергетика республики представляет собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Беларусь связана с энергосистемами России, стран Балтии, Украины и Польши. Сегодня Беларусь занимает одно из последних мест по экономическим и энергетическим показателям среди стран с аналогичными климатическими условиями. Топливная промышленность Беларуси представлена предприятиями по добыче и переработке нефти и торфа, среди которых доминируют крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия. Нефтеперерабатывающая промышленность представлена двумя нефтеперерабатывающими предприятиями суммарной мощностью около 40 млн. т переработки в год сырой нефти. В настоящее время ПО «Нафтан» располагает установками, мощность которых рассчитана на переработку до 9 млн. т нефти в год, АО «Мозырский НПЗ» – до 8 млн. т. В концерне «Белнефтехим» сосредоточена вся добыча нефти и попутного газа. Лимит добычи нефти на территории Республики Беларусь установлен в объеме 1850,5 тыс. т в год. Концерном совместно с производственным объединением «Белоруснефть» ведется активная работа по участию в разработке российских нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе Российской федерации. Для этой цели создана на паритетных условиях Ненецко-Белорусская нефтяная компания, которая получила лицензию на геологическое изучение недр Лигинского участка. Концерн обеспечивает все отрасли экономики Беларуси жидким топливом и смазочными материалами через находящиеся в его подчинении производственные объединения нефтепродуктов. Кроме этого в его ведении находятся все предприятия химической промышленности, крупнейшими из которых являются Светлогорское РУП «Химволокно», Могилевские РУП «Химволокно» и «Лавсан». Государственное предприятие по транспортировке и поставке газа – «Белтрансгаз» явилось правопреемником созданного в 1960 г. в республике Управления магистральных газопроводов. Для эксплуатации введенного в том же году магистрального газопровода «Дашава – Минск» в 1973 году оно было преобразовано в Западное производственное объединение по транспортировке и поставке газа «Западтрансгаз», а в 1982 г. – в Белорусское государственное предприятие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз». В 2001 г. оно стало Республиканским унитарным предприятием по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз» [12].
Энергетическая программа РБ. Энергообеспеченность народного хозяйства и энергоемкость отдельных видов производственной деятельности
Так как Беларусь относительно бедна собственными топливными ресурсами, экономически целесообразно наращивать потребление местных видов топлива и использовать нетрадиционные источники энергии. Для Республики Беларусь; расположенной в центре восточноевропейского региона и не имеющей выхода к морю, возможны следующие пути поставки нефти:
– из России по существующей системе магистральных газопроводов;
– через территории сопредельных государств (Украины, Литвы, Латвии, Польши), имеющих и создающих морские нефтеперевалочные комплексы для приема нефти из танкеров, при этом реализуется комбинированная трубопроводно-морская транспортная схема поставки нефти. Общие извлекаемые ресурсы нефти в Республике Беларусь оценены в 362,1 млн. т. В промышленную категорию переведено примерно 48% указанных ресурсов. В Припятской нефтяной области прогнозируется открытие 470 новых залежей нефти (из них 6 с запасами более 3-4 млн т; 18 – с запасами 1-3 млн. т; остальные залежи – с запасами ниже 1 млн. т). Общая производительность существующих нефтяных скважин снижается, так как многие разработанные пласты уже перешли пиковый рубеж производительности. Эти обстоятельства формируют тенденцию спада в добыче отечественной нефти в будущем. Для сохранения существующих объемов добычи нефти необходимы применение новейшей технологии и разработка новых месторождений [12].
Учитывая имеющиеся ресурсы торфа и то, что торфобрикеты – достаточно дешевый вид топлива, считается целесообразным поддерживать их производство на прежнем уровне. Торф в основном используется как удобрение для сельскохозяйственных нужд. Потенциал бурых углей в Республике Беларусь достаточно высок. В настоящее время наиболее изученными являются угли, залегающие на глубине 20-80 м трех месторождений (Житковичского, Бриневского, Тонежского) с общими запасами 152 млн. т. Имеющиеся в Беларуси бурые угли низкокалорийные (теплота сгорания – 6,3-7,1МДж/кг), влажность – 55-60%, зольность – 17-23%. В ближайшие годы предполагается расширить добычу угля в объеме 4 млн. т в год. Белорусский уголь можно использовать в качестве коммунального топлива после подсушки и брикетирования в смеси с торфом или для получения генераторного газа. Существует реальная необходимость в освоении месторождений бурых углей.
Запасы горючих сланцев в Беларуси достаточно велики. Наиболее изученным является Туровское месторождение. Теплота сгорания этих сланцев – 4,2-6,7 МДж/кг, зольность – около 75%, выход смолы – 6-12%. По своим качественным показателям сланцы не являются эффективным топливом из-за высокой зольности и низкой теплоты сгорания. Они требуют предварительной термической подготовки с выходом жидкого и газообразного топлива. Стоимость полученных энергоносителей при этом достаточно высока и приближается к мировым ценам на нефть. Экономические расчеты показывают, что при повышении мировых цен на энергоносители (примерно в 2 раза) комплексная переработка припятских сланцев в высококалорийное органическое топливо по усовершенствованной технологии может быть эффективной [15].
Себестоимость тепловой энергии, полученной с использованием древесной массы, в 2-4 раза ниже по сравнению с экспортируемым углеводородным топливом. Увеличивая объем сжигания древесного топлива, впрочем, как и любого другого вида местного топлива, уменьшается потребление дорогостоящего импортируемого углеводородного топливного сырья. После завершения проводимых опытов можно будет сделать выводы об использовании в качестве топлива радиоактивной древесины. Последняя может увеличить потенциал древесной массы на 500–700 тыс. т. Применение отходов лесозаготовок и деревообрабатывающей промышленности в качестве энергетического топлива – эффективное средство улучшения экологической обстановки и снижения себестоимости производимой энергии. В районах расположения гидролизных заводов (города Бобруйск и Речица) в отвалах находится около 4-5 млн. т гидролизного лигнина с влажностью 65% и теплотой сгорания примерно 6,3 МДж/кг. После подсушки до влажности 20-30% лигнин становится полноценным топливом с теплотой сгорания, близкой к кусковому торфу. В таком виде лигнин может найти применение как топливо для небольших котлов и бытовое. Потенциальная энергия, заключенная в твердых бытовых отходах, только по г. Минску составляет 150 тыс. т.
Таким образом, потенциально Беларусь имеет возможность для более широкого использования местных видов топливных ресурсов при дальнейшем развитии технологий сжигания различных видов топлива. На нынешнем этапе приоритет должен быть отдан расширению использования в качестве топлива древесных отходов различного вида, кускового торфа, горючих бытовых и производственных отходов. Одновременно должны быть проработаны вопросы добычи и использования бурых углей и горючих сланцев, проведена разведка новых залежей нефти, максимально сохранив ее добычу, по крайней мере, на прежнем уровне. Стратегия развития нетрадиционных источников энергии, в первую очередь основанных на использовании энергии ветра и Солнца, должна быть тщательно проработана, научно обоснована, необходимо наметить этапы реализации, максимально точно должен быть обозначен экономический эффект.
В решении поставленных Энергетической программой концептуальных задач важная роль отводится государственному управлению, основным механизмом которого является регулирование потребления ТЭР посредством создания законодательной, нормативной базы и экономических стимулов рационального использования ТЭР. В Энергетической программе на 2006–2010 год определены задания энергосбережения и основные направления повышения эффективности использования ТЭР по всем отраслям народного хозяйства, министерствам и ведомствам Республики Беларусь. Реализуемый потенциал энергосбережения на эти годы оценивается на уровне 5575–7234 тыс. т. Для реализации этого потенциала энергосбережения определены основные задачи, организационно-экономические и технические направления:
– структурная перестройка отраслей;
– повышение коэффициента полезного использования энергоносителей и увеличение доли менее дорогих видов топлива в общем топливном балансе;
– увеличение доли местного топлива, отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников.
Основные организационно-экономические направления:
– дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы;
– проведение государственной экспертизы энергоэффективности проектов;
– внедрение прогрессивных норм расхода топлива и энергии;
– совершенствование тарифной политики [18].