Финансовая система. Государственный бюджет, его структура.

Изучение современной экономической структуры любого общества невозможно без анализа финансовой системы.

Финансовая системапредставляет собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов.

Посредством данной системы государство образует и использует фонды денежных средств, необходимые для выполнения многочисленных функций его в экономической, социокультурной, политической и геополитической сферах. Финансы (от лат. financia – наличность, доход) — совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, фирмы и государство. Возрастание регулирующей роли государства в XX веке обусловило рост объема финансовых ресурсов, располагаемых государством. Основой финансовой базы всякого государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней. Бюджетная система государства формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей того или иного общества. В свою очередь, структура бюджета страны определяется ее государственным устройством. Так, в странах с унитарным устройством бюджетная система является двухъярусной – государственный и местный бюджеты, а в странах с федеративным устройством (например, Германия, США, Россия и др.) бюджетная система включает еще одно звено – бюджеты регионов.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач, является мощным рычагом регулирования экономики

В самом общем плане бюджет представляет собой баланс государственных доходов и расходов, составленный на определенный срок и утвержденный в законодательном порядке.

онсолидированный бюджет Российской Федерации – это расчетный годовой объем доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов, используемых в целях анализа состояния и прогноза развития бюджетной и денежно-кредитной систем и экономики страны.В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40% вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы служат материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.Система государственных финансов - это совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить выполнение политических и экономических функций государства. Она состоит из четырех основных звеньев: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Каждый из них представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

Государственный бюджет – основной элемент финансовой системы. Государственный бюджет выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при формировании и расходовании единого централизованного денежного фонда страны. Госбюджет является важным звеном системы государственных финансов.

В нем объединяются все важнейшие финансовые инструменты: расходы, различные виды доходов, государственные займы. Важнейшие функции государственного бюджета:

• аккумулирование финансовых ресурсов в руках государства с целью распределения и перераспределения между отраслями, регионами, физическими и юридическими лицами;

• стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям;

• социальная защита отдельных слоев населения.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на разные стороны экономического организма: повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширение основного капитала. Государственный бюджет служит катализатором развития научно-технического прогресса в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках.

В последнее время возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил – человеку. Это требует возрастания объем средств, направляемых на развитие социальной сферы: образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Государственный бюджет во всех странах имеет стандартную структуру. Она состоит из двух больших разделов: доходов и расходов, сведенных в баланс (табл. 1).

Таблица 1

Структура доходов и расходов бюджета РФ

ДОХОДЫ РАСХОДЫ
В т.ч. налоговые: - налог на прибыль; - налог на добавленную стоимость (НДС); - подоходный налог с физических лиц; - единый социальный налог; - акцизы; - таможенные сборы. В т.ч. неналоговые: - от продажи принадлежащего государству имущества (в т.ч. золотовалютных резервов); - от приватизации; - от внутренних и внешних займов; - от внешнеэкономической деятельности. - на народное хозяйство; - на национальную оборону; - на государственное управление, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; - на науку, образование и медицину; - на социально-культурные мероприятия; - на внешнеэкономическую деятельность; - государственные займы; - расходы по обслуживанию государственного долга; - на создание стабилизационного фонда.

Доходы госбюджетаформируют:

• налоги (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины), которые по источникам образования подразделяются на налоги с юридических лиц и на налоги с населения.

• неналоговые доходы, включающие (по источникам образования): доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности, поступления от внутренних и внешних займов, средства от продажи части золотовалютных резервов, средства от внешнеэкономической деятельности.

.Государственные (бюджетные) расходы – финансовые ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы. Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на:

• государственное управление;

• международную деятельность;

• национальную оборону;

• правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

• фундаментальные исследования и содействие НТП;

• хозяйственную деятельность государства;

•социально-экономические цели (образование, здравоохранение, культура, искусство, социальная политика);

• обслуживание государственного долга;

• бюджетные ссуды на текущие нужды;

• капитальные расходы на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности.

В случае, когда расходы по размеру равны доходам, достигается баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит), который идет на покрытие государственного долга. В современных условиях бюджеты большинства стран сводятся с дефицитом.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня. Все бюджеты функционируют автономно и не входят своими доходами и расходами в бюджет более высокого административного звена. Бюджет федерации аккумулирует примерно 60-65% всех ресурсов, остальная треть ресурсов поступает в региональные и местные бюджеты.

Перераспределение финансовых ресурсов происходит в форме дотаций, субвенций, субсидий. Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия ткущих расходов. Субвенция – это средства, предоставляемые на безвозвратной и безвозмездной основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов. Субсидия – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

 
 
Бюджетный дефицит – это превышение государственных расходов над доходами. Бюджетный профицит – это превышение доходов над расходами.

Правительственная политика формирования расходов влияет на экономический рост. Она прямо воздействует на совокупный спрос, позволяет формировать основные макроэкономические пропорции и добиваться равновесия между внутренним рынком и экономическим потенциалом страны, между уровнем развития отдельных отраслей и регионов страны, между уровнем экономики страны и ее внешней безопасностью, между внутренней товарной массой и зависимостью от внешней торговли.

В рамках кейнсианской концепции умеренный бюджетный дефицит расценивается как благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. В соответствии с монетаристской концепцией это – величайшая проблема экономики, порождающая многие негативные последствия.

Принято различать фактический, циклический и структурный дефициты государственного бюджета.

Есть несколько способов финансирования бюджетного дефицита:

• эмиссионное – финансирование за счет выпуска новых денег;

• долговое – финансирование за счет займов;

• увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

1. Эмиссионное финансирование – выпуск новых денег (или монетизация), при котором совокупные расходы возрастают, не оказывая пагубного влияния на инвестиционные или потребительские расходы. Положительная сторона этой меры в том, что не сокращается экономическая активность частного сектора. Отрицательная сторона – увеличивается денежная масса, как потенциальный источник инфляции. Данный способ финансирования получил название «инфляционный».

В случае монетизации дефицита возникает сеньораж доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все хозяйствующие субъекты платят так называемый инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться эмиссией наличности, а осуществляться в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей.

2. Долговое финансирование – заем денег путем выпуска и размещения государственных займов. Положительная сторона – отсутствие потребности в дополнительной эмиссии денег (неинфляционный способ). Отрицательная сторона – сокращение экономической активности частного сектора.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента (выпуск госзаймов повышает спрос на деньги), что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично – к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения частных инвестиций, который ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Эффект вытеснения становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. В экономике с недоиспользованными ресурсами подобные действия в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будут стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

3. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет обеспечивается в долгосрочной перспективе проведением налоговой реформы, нацеленной на снижение налоговых ставок и расширение базы налогообложения.

Одной из сложнейших проблем современной экономики – проблемой государственного долга.

Государственный долг – сумма задолженности государства внутренним и внешним кредиторам по займам и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита: чем больше бюджетный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. В зависимости от рынка размещения задолженности различают внутренний и внешний долг государства.

Внутренний долг - накопленная задолженность государства внутренним кредиторам: банкам, физическим и юридическим лицам.

Внешний долг - накопленная задолженность государства по займам, полученным от других государств или международных финансовых организаций.

Государственный долг вызывает экономические последствия:

• сокращение возможностей потребления населением страны, связанное с необходимостью обслуживания внешнего долга;

• вытеснение частного капитала, ограничение роста экономики;

• увеличение налогов для оплаты долга, снижение экономической активности хозяйствующих субъектов;

• перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Наши рекомендации