Тара и упаковка: классификация, виды, значение
Основные термины и определения в области тары и упаковки регламентированы рядом стандартов: ГОСТ 17527—72, ГОСТ 18338—73, ГОСТ 20071— 74, ГОСТ 20185—74, ГОСТ 21391—75, ГОСТ 16299—78.
В соответствии с ГОСТ 17527—72 упаковкой принято называть средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь, а также облегчающих транспортирование, хранение и реализацию продукции.
Важнейшим, а иногда и единственным элементом упаковки является тара, представляющая собой изделие для размещения продукции, выполненное в виде открытого или замкнутого полого корпуса. С целью придания упаковке новых свойств и качеств используют вспомогательные упаковочные средства: крышки, пробки, этикетки, прокладки, решетки, вкладыши, стяжные и липкие ленты, покрытия, обертки и т. д.
Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются их назначение, материал, состав, конструкция, технология производства. По назначению тару и упаковку можно разделить на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую). Потребительская тара и упаковка предназначаются для продажи населению товара, являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят в полную собственность потребителя. Они, как правило, не предназначаются для самостоятельного транспортирования и перевозятся в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен быть больше 600 мм, т.е. L+B+H<=600 мм (L—длина, В—ширина, Н—высота упаковки).
В зависимости от применяемого материала полимерная тара и упаковка может быть полиэтиленовой, полистирольной, поливипилхлоридной и т.д. Если для изготовления тары пли упаковки применяют несколько видов упаковочных материален, то такую тару пли упаковку относят к комбинированной.
Использование упаковочного материала и качестве одного из основных признаков классификации позволяет выбирать его, исходя из физических, химических, гигиенических, биологических и других свойств продукции. Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные упаковочные средства), а также по различным конструктивным признакам: Форме, размерам, способам соединения, соотношению между отдельными элементами. По конструкции потребительскую тару делят на коробки, бутылки, банки, флаконы, тубы, стаканчики, ампулы, пакеты, пеналы, пробирки.
Дополнительными конструктивными признаками являются стабильность размеров (жесткая, полужесткая и мягкая тара и упаковка), форма (прямоугольная, цилиндрическая, плоская, конусная и т. д.), плотность (открытая, негерметичная, герметичная изобарическая упаковка), компактность (неразборная, разборная, складная упаковка).
В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную тару и упаковку. Пользуются также более узкими признаками классификации тары и упаковки; цвет, масса, прозрачность, вместимость, физическое и агрегатное состояние продукции, габаритные размеры, особенности оформления.
Последовательное использование приведенных классификационных признаков при подборе упаковки и тары, необходимой для каждого конкретного продукта, позволяет определить материал, конструктивное исполнение и технологию изготовления, выработать необходимые требования и условия.
Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим: предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара; защита товара от влияния других товаров; обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления; придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей; создание более благоприятных условий для приемки товаров поколичеству и качеству и удобств для количественного их учета; выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы; использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).