Факторы, влияющие на формирование качества товаров.
Жизненный цикл любой продукции включает четыре стадии: исследование, проектирование, конструирование; изготовление; обращение и реализацию; потребление или эксплуатацию.
Качество продукции формируется на первых двух стадиях. На стадиях обращения и потребления оно сохраняется и восстанавливается посредством ремонта.
При проектировании предварительно устанавливают потребность в новом изделии на основании изучения спроса и прогноза его изменений. На основе проекта разрабатывают конструкцию.
Конструкция изделия-это форма, размеры, способы соединения и взаимодействия узлов и деталей. В конструкции должны использоваться унифицированные детали. При разработке новых изделий должны внедряться методы автоматизированного проектирования, художественного конструирования.
Первая стадия жизненного цикла завершается созданием, испытанием и утверждением опытного образца, проекта стандарта и цены изделия.
Качество товаров в немалой степени зависит от качества изготовления, т. е. от полноты и точности воспроизведения опытного образца в массовой (серийной) продукции. В свою очередь качество изготовления определяется уровнем стандартизации, используемым сырьем, материалами, совершенством и стабильностью технологии, организацией контроля и испытаний продукции и др.
Уровень стандартизации-это степень охвата стандартами и техническими условиями всей номенклатуры выпускаемой продукции, а также уровень требований к ее качеству, на который ориентируется производство при выборе сырья, материалов, технологии.
В производстве товаров народного потребления используют природное сырье, искусственные и синтетические материалы. Последние могут быть получены с заданными свойствами, часто превосходящими свойства природных материалов. Свойства сырья и материалов зависят от их химического состава и внутреннего строения. Однако даже при одном составе свойства могут существенно изменяться в зависимости от внутреннего строения.
Качество продукции формируется под влиянием технологических процессов производства. В процессе производства исходное сырье и материалы могут подвергаться механическим воздействиям (ковка, штамповка), термическим (обжиг, закалка), химическим и другим, которые придают изделиям определенную конфигурацию и свойства. Изменяя метод производства, из одного и того же сырья изготовляют продукцию с резко различными свойствами.
Для облагораживания товаров, придания им надлежащего внешнего вида большое значение имеют отделочные, финишные операции.
Качество изготовления продукции, кроме принятой технологии производства, зависит также от совершенства
оборудования и инструментов, организации, культуры и ритмичности производства, состояния метрологической базы (средства измерения и контроля), квалификации рабочих, инженеров, художников и др.
Факторы, стимулирующие качество товаров.К ним относят условия материального и морального поощрения за выпуск высококачественной продукции, организацию социалистического соревнования, систему ценообразования, санкции за выпуск и поставку продукции ненадлежащего качества и др.
Факторы, способствующие сохранению качества товаров.Такими факторами являются упаковка, условия хранения, транспортирования, эксплуатации, маркировка товаров.
Упаковка представляет собой средство или комплекс средств, предназначенных для защиты продукции от повреждений и потерь в процессе обращения, а окружающей среды - от загрязнений. Основным элементом упаковки является тара - изделие для размещения продукции. По назначению тару подразделяют на потребительскую и транспортную, по используемым материалам ее делят на типы (деревянная, металлическая, стеклянная и др.), а по форме-на виды (ящики, бочки, коробки, пакеты и т. п.).
Потребительская тара поступает к покупателю вместе с продукцией. Виды и материалы потребительской тары чрезвычайно разнообразны и зависят от свойств товара. Транспортная тара предохраняет товар при перевозке и хранении, облегчает механизацию погрузочно-разгрузочных операций.
Тара и упаковочные материалы должны соответствовать свойствам товара, быть легкими, негигроскопичными, неслеживающимися, без запаха. При этом затраты на упаковку должны быть экономически целесообразны.
Хранение товаров-краткосрочное или долгосрочное-необходимый элемент торговых процессов. При хранении товары подвергаются действию различных факторов (температура, влажность, действие света, микроорганизмов, кислорода воздуха), изменяющих потребительские свойства. Предотвратить потери и ухудшение качества товаров при хранении-ответственная обязанность работников торговли.
При транспортировании должна обеспечиваться полная сохранность товаров. Вид транспорта зависит от дальности перевозки, особенностей упаковки и свойств товара.
Маркировка - это текст, условные обозначения и рисунки на упаковке и (или) изделии. Различают потребительскую и транспортную маркировку. Потребительская маркировка включает информационно-справочные данные об изготовителе и товаре, инструкционные и предупредительные указания.
Потребительская маркировка повышает ответственность изготовителя за качество своей продукции, облегчает покупателю выбор продукции хорошо зарекомендовавших себя предприятий, помогает правильно использовать товар, облегчает приемку товаров в торговле по количеству и качеству, ускоряет проверку цен.
73. Понятие жизненного цикла продукции. Назовите и дайте характеристику этапов жизненного цикла продукции. Петля и спираль качества. Дайте определение и характеристику
Модель петли качества
ЖЦП –это этапы изготовления продукции.
Петля качества представляет собой взаимодействие элементов полного цикла производства продукции (процесса, услуги), влияющих на качество.
ЖЦП состоит из 11 основных этапов.
1. Маркетинговые исследования. Прежде чем начать выпуск продукции необходимо произвести анализ рынка и оценить возможности реализации продукции. Новая продукция должна быть конкурентоспособной и приносить определенную прибыль.
2. Проектирование и разработка технических требований к продукции. Исходя из требований потребителя составляется матричная таблица, в которой указываются обязательные, желательные и малозначимые показатели. Может рассматриваться несколько вариантов продукции в разных таблицах и после экспертной оценки выбирается лучший проект с точки зрения удовлетворения требований.
3. Материально-техническое снабжение заключается в закупке сырья, деталей, комплектующих узлов. Данной работой занимается отдел материально-технического снабжения, его основная функция сводится к регулированию отношений с поставщиками.
4. Подготовка и разработка производственных процессов. В этом процессе учитывается уровень технологичности изделия, возможности имеющегося оборудования. При этом разрабатываются технологические карты, методики операций, инструкции, операционные карты. Технологические процессы должны разрабатываться в соответствии с развитием НТП и учетом современных технологий и методов контроля.
5. Производство продукции должно быть обеспечено соответствующим оборудованием и удобством рабочего места. Технология производства представляет собой совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств сырья, применяемая в процессе производства для получения продукции.
6. Контроль – проверка соответствия продукции требованиям НД, его осуществляют службы ОТК. Существуют различные виды контроля. В зависимости от места проведения контроль делят на входной, операционный и выходной; по объему контролируемой продукции на сплошной, выборочный; по возможности дальнейшего использования изделия после контроля на разрушающий и неразрушающий; по времени проведения – систематический, летучий, инспекционный, по интенсивности – жесткий и нормальны. К средствам контроля относятся различные технические устройства (приборы) или инструменты, проведение опросов. Требования к измерениям : достоверность и полнота.
7. Упаковка и хранение. Правила к упаковке и хранению обычно содержаться в госте на соответствующую продукцию. В СМК могут составлять свои Инструкции по упаковке и хранению.
8. Реализация и распределение товаров. Реализацией готовой продукцией занимается отдел сбыта. К его основным функциям относится изучение потенциальных покупателей, фиксирование заказов и их выполнение, управление системой цен. Главная задача реализации состоит в отсутствии наличия сверх нормативных запасов продукции. Сам процесс реализации предполагает наличие различных видов сервиса : предпродажный, продажный, послепродажный. Реализация продукции осуществляется в условиях конкуренции, поэтому отдел сбыта должен знать не только своих покупателей, но и конкурентов.
9. Монтаж и эксплуатация продукции. Целью процесса явл. максимальная поддержка покупателя в организации работоспособности, безотказности ремонта оборудования и профилактики, при этом производитель берет на себя ответственность за оперативное реагирование на запросы потребителя.
10. Техническая помощь в обслуживании на этом этапе поставщик в контракте гарантирует реализацию определенного вида услуг, тесно связанных с монтажом и эксплуатацией.
11. Утилизация продукции после использования обязательно предусмотрено в СМК, так как сейчас вопросам безопасности продукции для окружающей среды уделяется особое внимание. Поэтому для потенциально опасной продукции должны быть предусмотрены соответствующие способы её утилизации.
Спираль качества –это пространственная модель управления качеством, представляющая процесс управления качеством как повторяющиеся циклы петли качества с повышением качества продукции после каждого цикла управления.
В общем виде спираль качества можно представить, расположив петлю качества в пространстве в виде спирали:
На каждом цикле осуществляется цикл Деминга – Цикл PDSA
plan – do – check – action
Планируй – Делай – Контролируй - Улучшай