Государственная экспертиза, надзор и контроль по БЧС
Постановление органов власти:
1) О создании РСЧС (1992 г.);
2) О единой государственной РСЧС (1995 г.);
3) О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС;
4) Ведомственные акты:
А) стандартный БЧС Р 22.ХХХ;
Б) нормативные акты СНИП 2.01.51 – 90
В) инструкции министерств и ведомств по БЧС;
Г) правовые акты хозяйственного и гражданского права регулирующие и хозяйственные и имущественные отношения в ЧС;
Д) правовые акты трудового и уголовного права по БЧС определяющие ответственность за нарушение законов и прав по БЧС;
Организационные основы БЧС
Основной документ, определяющий организационные основы «Положение о единой государственной системе, предприятий предупреждений ликвидаций аварий в ЧС» (Положение о РСЧС).
Задачи РСЧС:
1) Разработка и реализация правовых и экономических норм связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;
2) Осуществление целевых и научно технических программ направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций;
3) Обеспечение готовности к действиям сит и средств предназначенным для предупреждения и ликвидации последствий в ЧС;
4) Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
5) Подготовка населения к действиям в ЧС;
6) Прогнозирование и оценка социальных, экономических последствий ЧС;
7) Создание резервов финансовых и материальных ресурсов ликвидация последствий ЧС;
8) Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля;
9) Осуществление мероприятий по социальной защите населения пострадавшего от ЧС и проведение гуманитарных актов;
10) Ликвидация последствий ЧС;
11) Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;
Организационная структура РСЧС
РСЧС – состоит из четырех органов:
1. Координационный орган;
2. Орган управления РСЧС;
3. Орган повседневного управления;
4. Силы и средства;
Координационный орган состоит из:
1) Федеральных органов (ведомственные и межведомственные КЧС);
2) Региональный уровень (региональные центры ГОЧС);
3) Территориальный уровень (КЧС органов исполнительной власти);
4) Местные органы КЧС городов, поселков;
5) Объектовые КЧС (предприятия, учреждения ….);
Органы управления:
1) Федеральный уровень (МЧС РФ министерств по делам гражданской обороны ЧС и ликвидации последствий ЧС);
2) Региональный (региональные центры ГОСЧ);
3) Органы управления по ГОЧС, министерства, комитеты, штабы;
4) Местный уровень (районные, городские, поселковые, отделы, комитеты, штабы при исполнительной власти);
5) Объектовые;
6) Орган повседневного управления – это центры, пункты управления оперативно дежурные службы всех уровней и региональных центров;
Дежурно – диспетчерские службы всех органов государственной власти, объектов предприятий организаций.
Силы и средства
Силы постоянной готовности, которые могут работать в автономном режиме в течение 3 суток и развертываться от 2 до 24 часов.
К ним относят:
- федеральные;
- региональные;
- территориальные;
- местные;
- объектовые;
К ним относятся:
1) Аварийно – спасательные службы ( пожарная, медицинская помощь, горноспасательные …);
2) Аварийно технические центы;
3) Спец. отряды;
4) Восстановительные поезда;
5) Пожарные поезда;
Формирование сил РСЧС на базе объектов, учреждений, организаций
- общего ( спасательные команды и санитарные дружины);
- специализированного ( разведка, связь, медицинская помощь, охрана общественного порядка);
- силы и средства министерства обороны и МВД РФ;
- силы и средства наблюдения и контроля (метеостанции центры, санитарно эпидемемиологического надзора, лаборатории, ветеринария, агротехнические лаборатории, посты наблюдения, химическое, радиоактивное заражение рек, земли, воздушного пространства, различных министерств и ведомств);
- силы и средства информационного обеспечения (центр управления природных ситуаций МЧС, федеральные, территориальные, региональные, местные, объектовые и др. системы связи и оповещения);
- резервы финансовых и материальных ресурсов (резервный фонд правительства РФ, региональные, местные, территориальные, объектовые резервы);
В зависимости от обстановки в стране РСЧС действует в трех режимах:
1) Режим повседневной деятельности – (функционирование систем и в мирное время при нормальной производственной, промышленной, координационной, химической, бактериологической, сейсмической, гидрометеорологической обстановках);
2) Режим повышенной готовности - (функционирование систем РСЧС при помощи прогноза о возможности возникновения ЧС природного характера, а так же при угрозе военно – политического конфликта);
3) Режим ЧС – (функционирование систем РСЧС при возникновении ЧС и ликвидации последствий);
Финансирование
Правовая основа экономического регулирования в вопросах обеспечения безопасности населения и территории заложена в конституции РФ; В федеральном законе «О защите населения от ЧС природного и техногенного характера» и в законе «О безопасности».
Финансовое обеспечение предприятий по защите населения и территории от ЧС ведется для мер по предупреждению возникновения аварий на промышленных предприятиях, строительстве и транспорте.
Правительством РФ принято постановление «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на промышленных предприятиях, строительстве и транспорте». В соответствии с данным постановлением за счет предусмотренных бюджетных и внебюджетных средств сформирован целевой финансовый резерв в который может быть пополнен:
1. Взыскание штрафов за правонарушение в области защиты населения и территории от ЧС;
2. Добровольные взносы учреждений, организаций, промышленности, транспорта, предприятий;
3. Добровольных взносов населения иностранных юридических сил и граждан;
4. Целевых кредитов в банке;
Один из механизмов экономического регулирования мер по предупреждению ЧС является страхование.