Государственная экспертиза, надзор и контроль по БЧС

Постановление органов власти:

1) О создании РСЧС (1992 г.);

2) О единой государственной РСЧС (1995 г.);

3) О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС;

4) Ведомственные акты:

А) стандартный БЧС Р 22.ХХХ;

Б) нормативные акты СНИП 2.01.51 – 90

В) инструкции министерств и ведомств по БЧС;

Г) правовые акты хозяйственного и гражданского права регулирующие и хозяйственные и имущественные отношения в ЧС;

Д) правовые акты трудового и уголовного права по БЧС определяющие ответственность за нарушение законов и прав по БЧС;

Организационные основы БЧС

Основной документ, определяющий организационные основы «Положение о единой государственной системе, предприятий предупреждений ликвидаций аварий в ЧС» (Положение о РСЧС).

Задачи РСЧС:

1) Разработка и реализация правовых и экономических норм связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;

2) Осуществление целевых и научно технических программ направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций;

3) Обеспечение готовности к действиям сит и средств предназначенным для предупреждения и ликвидации последствий в ЧС;

4) Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

5) Подготовка населения к действиям в ЧС;

6) Прогнозирование и оценка социальных, экономических последствий ЧС;

7) Создание резервов финансовых и материальных ресурсов ликвидация последствий ЧС;

8) Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля;

9) Осуществление мероприятий по социальной защите населения пострадавшего от ЧС и проведение гуманитарных актов;

10) Ликвидация последствий ЧС;

11) Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;

Организационная структура РСЧС

РСЧС – состоит из четырех органов:

1. Координационный орган;

2. Орган управления РСЧС;

3. Орган повседневного управления;

4. Силы и средства;

Координационный орган состоит из:

1) Федеральных органов (ведомственные и межведомственные КЧС);

2) Региональный уровень (региональные центры ГОЧС);

3) Территориальный уровень (КЧС органов исполнительной власти);

4) Местные органы КЧС городов, поселков;

5) Объектовые КЧС (предприятия, учреждения ….);

Органы управления:

1) Федеральный уровень (МЧС РФ министерств по делам гражданской обороны ЧС и ликвидации последствий ЧС);

2) Региональный (региональные центры ГОСЧ);

3) Органы управления по ГОЧС, министерства, комитеты, штабы;

4) Местный уровень (районные, городские, поселковые, отделы, комитеты, штабы при исполнительной власти);

5) Объектовые;

6) Орган повседневного управления – это центры, пункты управления оперативно дежурные службы всех уровней и региональных центров;

Дежурно – диспетчерские службы всех органов государственной власти, объектов предприятий организаций.

Силы и средства

Силы постоянной готовности, которые могут работать в автономном режиме в течение 3 суток и развертываться от 2 до 24 часов.

К ним относят:

- федеральные;

- региональные;

- территориальные;

- местные;

- объектовые;

К ним относятся:

1) Аварийно – спасательные службы ( пожарная, медицинская помощь, горноспасательные …);

2) Аварийно технические центы;

3) Спец. отряды;

4) Восстановительные поезда;

5) Пожарные поезда;

Формирование сил РСЧС на базе объектов, учреждений, организаций

- общего ( спасательные команды и санитарные дружины);

- специализированного ( разведка, связь, медицинская помощь, охрана общественного порядка);

- силы и средства министерства обороны и МВД РФ;

- силы и средства наблюдения и контроля (метеостанции центры, санитарно эпидемемиологического надзора, лаборатории, ветеринария, агротехнические лаборатории, посты наблюдения, химическое, радиоактивное заражение рек, земли, воздушного пространства, различных министерств и ведомств);
- силы и средства информационного обеспечения (центр управления природных ситуаций МЧС, федеральные, территориальные, региональные, местные, объектовые и др. системы связи и оповещения);

- резервы финансовых и материальных ресурсов (резервный фонд правительства РФ, региональные, местные, территориальные, объектовые резервы);

В зависимости от обстановки в стране РСЧС действует в трех режимах:

1) Режим повседневной деятельности – (функционирование систем и в мирное время при нормальной производственной, промышленной, координационной, химической, бактериологической, сейсмической, гидрометеорологической обстановках);

2) Режим повышенной готовности - (функционирование систем РСЧС при помощи прогноза о возможности возникновения ЧС природного характера, а так же при угрозе военно – политического конфликта);

3) Режим ЧС – (функционирование систем РСЧС при возникновении ЧС и ликвидации последствий);

Финансирование

Правовая основа экономического регулирования в вопросах обеспечения безопасности населения и территории заложена в конституции РФ; В федеральном законе «О защите населения от ЧС природного и техногенного характера» и в законе «О безопасности».

Финансовое обеспечение предприятий по защите населения и территории от ЧС ведется для мер по предупреждению возникновения аварий на промышленных предприятиях, строительстве и транспорте.

Правительством РФ принято постановление «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на промышленных предприятиях, строительстве и транспорте». В соответствии с данным постановлением за счет предусмотренных бюджетных и внебюджетных средств сформирован целевой финансовый резерв в который может быть пополнен:

1. Взыскание штрафов за правонарушение в области защиты населения и территории от ЧС;

2. Добровольные взносы учреждений, организаций, промышленности, транспорта, предприятий;

3. Добровольных взносов населения иностранных юридических сил и граждан;

4. Целевых кредитов в банке;

Один из механизмов экономического регулирования мер по предупреждению ЧС является страхование.

Наши рекомендации