Охрана окружающей среды правовые основы
В РФ правовые основы ООС представляют собой совокупность природоохранных правовых норм, т.е. законных и подзаконных актов.
Законодательство в области ООС и рационального природопользования весьма интенсивно развивается последние 20 - 30 лет. В этот период приняты законы, регулирующие чрезвычайно широкий круг отношений между и природой и населением.
- Конституция РФ;
- Земельный кодекс РФ;
- Лесной кодекс РФ;
- Водный кодекс РФ;
- Закон о недрах;
- Федеральный закон №7 об ООС;
- Указ президента РФ № 436, 1992 года; «Об охране природных ресурсов, территориальных вод и континентального шельфа в экономической зоне РФ»;
- Основы лесного законодательства, указ президента РФ №2144 от 1993 года, «О федеральных природных ресурсах»
- «Об охране животного мира» закон №52 РФ;
- «Об охране атмосферного воздуха» закон №96 РФ;
Подведомственные и правовые акты
1) Законы федеральные и субьектовые в которых определены полномочия, система органов охраны ООС.
2) Постановления федеральных, республиканских, краевых, областных и местных органов власти ООС.
3) Ведомственные акты:
А) единая система стандартов ООС (ГОСТ №17);
Б) Нормативные акты органов государственных органов природопользования;
В) Акты других министерств и ведомств по ООС;
Г) Правовые акты хозяйственного права, которые регулируют хозяйственную деятельность с целью эффективного использования природных ресурсов без ущерба ООС;
Д) Правовые акты гражданского права определяет имущественные отношения по ведению и использованию объектов природными ресурсами;
Е) Трудовое и уголовное право ООС, где определены нормы, правила, административной, уголовной, экономической ответственности за нарушение ООС;
Задачи органов контроля за ООС
1) Координация деятельности министерств и ведомств, разработка и проведение единой государственной политики в области ООС и природопользования;
2) Государственный контроль за состоянием и использованием природной среды с правом наложения запрета на строительство, эксплуатацию промышленных объектов при глубоком нарушении природоохранных мероприятий;
3) Подготовка и предоставление в плановые органы предложений, а так же контроль за выполнением государственных планов по ООС и рационализации природопользования природными ресурсами;
4) Утверждение экологических нормативов, правил и стандартов;
5) Осуществление государственной экологической экспертизы, генеральных схем развития и размещения производительных сил образцов новой техники, технологии, а так же проектов на строительство, реконструкцию предприятий;
6) Размещение на выброс веществ, захоронения отходов, водопользование, потребление атмосферного воздуха, отвод земель и т.д.;
7) Планирование и осуществление международного сотрудничества по ООС;
8) Работы по воспитанию, бережному отношению населения к ОС;
Основы ООС
Система государственного управления ООС состоит из следующих органов:
1) Территориальные (федеральные, республиканские..) в зависимости от этого министерство и комитеты;
2) Осуществление координации;
3) Ведомственные государственные инспекции министерств и ведомств;
4) Объектовые (отделы, секторы…);
Задачи органов государственного управления: обеспечить на всех уровнях, начиная с отдельных, заканчивая вышестоящими органами требуемых природоохранных норм, актов, рекомендаций, законов и правил.
2 метода ООС:
- инспекционный контроль;
- экологическая экспертиза;
Контроль за состояние ОС может быть интерпретированным, комплексным и дифференцированным.
Интерпретированный осуществляется – единая Российская система наблюдения и контроля за состоянием ОС.
Часть её является СНПК (сеть наблюдения и лабораторного контроля), её элементами являются:
А) система государственной инспекции экологического контроля;
Б) сеть государственного мониторинга ОС, ресурсов и загрязнений;
В) ведомственные системы контроля выбросов загрязняющих веществ ОС;
Г) система оперативного обнаружения и прогнозирования ЧС связанных с загрязнением ОС;
Компонентный и дифференцированный контроль осуществляется ведомственными органами:
1. Служба наблюдения росгидромет;
2. Служба мониторинга россельхоза, роскомнедр, роскомсанэпидем надзора и др.;
3. Информационная система природопользования;
Все органы государственного управления осуществляют:
1) Информационное обеспечение по ООС;
2) Материальное обеспечение (система экологических фондов; страховые фонды ООС, экологические фонды предприятий, налоговые льготы);
Безопасность в ЧС
Правовые основы в БЧС
- Конституция РФ;
- Правовые акты по БЧС;
- Административные права;
- Законы (Федеральные):
1. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994 г.);
2. Субъектов федераций: «О защите населения и территорий» (1996 г.);
3. Система государственного управления в ЧС (основа законов);
4. Права и обязанности сторон (населения и государства);
5. Полномочия органов управления РСЧС (Российская система предупреждения ликвидации последствий в ЧС);