История вторая. «Дайте калькуляцию».
ДК: Пришел запрос от клиента на создание калькуляции себестоимости подарков (это когда нужно расписать почем мы покупаем салфетки, лимонад, сколько тратим денег на сборку и др.)
Наташа, привет!
Отвечаю на твой вопрос о калькуляции себестоимости заказа для нашего уважаемого заказчика Полипласт. Вопрос со стороны заказчика логичен, очевидно, руководство хочет убедиться в том, что принимает эффективные решения.
С нашей стороны следует предоставить дополнительную информацию для руководства Полипласт.
Нам было бы легко ответить на вопрос о себестоимости, если бы суть нашей работы сводилось к торгово-закупочной деятельности сувенирами / товарами. Для этого мы взяли бы входящие цены на покупаемые составляющие, добавили наценку и получили итоговую стоимость.
Наша деятельность ближе к сфере услуг и производственной деятельности, чем к торговой.
Смысл нашей работы состоит в выстраивании эмоциональных отношений с клиентами со стороны наших заказчиков.
Для этого мы проводим следующую работу:
- Разрабатываем для отраслей и для компаний уникальные корпоративные подарки, отражающих суть бизнеса и философии наших заказчиков. Если мы этого еще не делали для Полипласт, то рекомендую обсудить создание таких подарков сразу после завершения новогоднего аврала.
- Прорабатываем силами отдела дизайна каждый подарок таким образом, чтобы он содержал 6-7 элементов, в расчете на создания эмоций. Это упаковка (передает смысл подарка), наполнитель (элемент сюрприза), основное ядро подарка (функциональное или полезное), компаньоны к ядру подарка (для создания комплексности), легенда (образовательный или игровой элемент), визитка (информация для дарителя, как преподнести подарок), открытка (пожелание к подарку).
- Храним брендированные материалы (ленты, сургучовые оттиски, матрицы, оттиски и др.) наших заказчиков на своем складе, обеспечиваем заказчиков оперативными поставками подарков в соответствии с потребностями их бизнеса.
- Функционирует производственно-складской комплекс, в котором происходит сборка подарков, где хранятся заранее закупленные материалы для оформления и брендирования подарков.
- Работает логистический отдел, осуществляющий забор всех составляющих и доставку готовых подарков до заказчика.
Все перечисленные услуги оказываются «бесплатно», т.е. входят в цену подарка. Поскольку в этом квартале мы обработаем более ста заказов от наших клиентов, возникает большая сложность в том, как вычислить себестоимость перечисленных услуг на отдельный заказ. Поскольку мы не фиксируем время работы дизайнеров, логистов, водителей, менеджеров, советников, грузчиков и др. в расчете на каждый заказ, по сути у нас нет и базы для распределения.
Полагаю, что если руководство Полипласт делает подобный запрос, то наше упущение состоит в том, что мы не донесли ценность нашей деятельности.
В противном случае существует множество рекламных агентств, которые могут по договору подряда собрать товары из магазина, положить их в корзину. Возможно, это будет даже дешевле, чем работа с нами.
[1] - Е – решение принимается эмоционально (сразу же), Р – рационально (клиент имеет время подумать)
[2] При этом он их будет получать поштучно, платить поштучно + клиент получает сервис по контролю за остатками подарков, обновлением подарков + бесплатное брендирование
[3] Допусти, было 8А, 8Б, 8В, 8С подарков. Через 2 недели осталось 8А, 2Б, 7В, 4С подарков. Советник дозаказывает 6-8Б, 4С.
[4] Оплаченные подарки при этом остаются у Заказчика
[5] Т.е., если наши открытки стоят 40 руб., то их количество должно быть от 750 шт.
[6] - Все указанные цены и сроки приблизительны и могут отличаться в 1,5-3 раза в отдельных случаях
[7] - Пример. Ты продаешь за 100 тыс. руб. подарки, их себестоимость 50 тыс. руб. Клиент хочет скидку 20%. Это означает 20 тыс. руб. или 40% от маржи/бонусов. Предложи ему лучше сертификат номиналом на 20 тыс. руб. на следующий праздник. В этих 20 тыс. рублей будет 10 тыс. рублей себестоимости. Плюс ты гарантируешь себе продажу подарков на след. праздник, плюс клиент может закупить больше на следующий праздник и ты еще и заработаешь. Таким образом, вместо 20% скидки на 20 тыс. рублей (-40% от бонусов) выгоднее дать сертификат на 30 тыс. рублей (-15% от бонусов), а клиент воспринимает абсолютные числа!