Система цен и их классификация
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам.
По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
· оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
· закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
· цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
· розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
· тарифы грузового и пассажирского транспорта;
· тарифы на платные услуги населению;
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.
Состав розничной цены приведен ниже (рис. 8).
Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т.д.), но и развитие предприятия.
Себестоимость продукции Прибыль предприятия | Акциз (по подакцизным товарам) стоимость | Налог на добавленную стоимость | Наценки посреднических организаций | Торговые наценки | |
Отпускная цена предприятия | |||||
Оптовая рыночная цена | |||||
Розничная цена |
Рис. 8. Состав розничной цены
Важное место в структуре цены занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие изделия.
Налог на добавленную стоимость имеет очень широкую базу обложения. Основная его ставка – 20 %. Вместе с тем по отдельным группам товаров установлены льготы по этому налогу (продовольственные товары, товары детского ассортимента и ряд других).
Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.
В зависимости от сферы регулирования различают:
· свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;
· договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;
· цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
· регулируемые цены – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок.
В зависимости от территории действия различают:
· единые или поясные цены;
· региональные (зональные) цены.
Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий.
В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:
· цену «франко-склад поставщика»;
· цену «франко-станция отправления»;
· цену «франко-склад потребителя» и др.
Система франкировать показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.
Так, цена «франко-склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.
По времени действия цены подразделяются на:
· твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта;
· текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке;
· сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;
· скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.
В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике: текущие; средние; сопоставимые; неизменные.
Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей.