Инфляция: виды, причины, социально-экономические последствия

Инфляция – феномен, присущий исключительно бумажно-денежному обращению, означающий переполнение сферы обращений избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и как результат повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег. То есть инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.

1. По степени проявления:

– ползучаяинфляция – инфляция, выражающаяся в постепенном длительном росте цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет 5-10 %;

– галопирующаяинфляция – инфляция в виде скачкообразного роста цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет от 10 до 50 %;

– гиперинфляция – инфляция с очень высоким темпом роста цен, когда рост цен превышает 100 % в год (МВФ за гиперинфляцию принимает 50 %-ный рост цен в месяц).

2. По способам возникновения:

– административнаяинфляция – инфляция, порождаемая «административно» управляемыми ценами;

– инфляция издержек – инфляция, проявляющаяся в росте цен на факторы производства (в частности, ресурсы), вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на производимую продукцию;

– инфляция спроса – инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что, безусловно, ведет к росту цен;

– инфляция предложения – инфляция, проявляющаяся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;

– импортируемая инфляция – инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;

– кредитная инфляция – инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией.

3. По формам проявленийинфляция бывает:

– открытой – инфляция за счет свободного (открытого) роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;

– скрытой (подавленной) – когда инфляция возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государства удержать цены на прежнем уровне. В этом случае происходит «вымывание» товаров на открытых и переток их на теневые, «черные» рынки, где цены, безусловно, растут.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующем:

1) снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы развития производства;

2) происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли, а также легче уклониться от налогообложения;

3) расширяется спекуляция в результате резкого и неравномерного изменения цен;

4) ограничиваются кредитные отношения, так как никто не верит в долг;

5) обесцениваются финансовые ресурсы государства.

Микроэкономика

Факторы производства

Факторы производства(от лат. делающий) – вложение труда, капитала, природных ресурсов в производство товаров и услуг.

Виды факторов производства:

труд (рабочая сила) – процесс расходования человеком его физической, интеллектуальной и духовной энергии. Главный мотив использования труда – материальное или нематериальное вознаграждение. Труд характеризуется: интенсивностью (напряженностью) и производительностью (результативностью).

Эффективность труда повышают такие факторы, как: участие работников в прибыли фирмы, высокие пенсии, хорошее медицинское обслуживание, продолжительный отпуск, понимание важности своего труда для фирмы, престижность работы именно в данной фирме;

• земля – часть природы, которая является фактором производства. Земельная собственность различается по производительности (урожайности), плодородию почвы, климату, местоположению;

• капитал(от лат. голова) – сумма средств, принадлежащих лицу или группе лиц. Капитал в отличие от денег – более широкое понятие и включает в себя как денежные средства, так и средства производства, используемые в производстве товаров и услуг (здания, оборудование, ресурсы, сырье).

Сторонники натуралистической концепции (А. Смит Д. Рикардо, А. Маршалл) определяют капитал как средства производства или товары, предназначенные для продажи. Монетаристическая концепция (меркантилисты и Дж. Кейнс) понимает под капиталом деньги, приносящие процент. Основатель марксизма К. Маркс выделял несколько видов капитала: постоянный (средства производства: станки, сырье), переменный (рабочая сила), денежный (деньги) и товарный (товары);

• предпринимательская деятельность – деятельность, целью которой является получение прибыли. Предприниматель – владелец предприятия или лицо, которое занимается экономической деятельностью с целью получения дохода, должен проявлять инициативу по ведению бизнеса, принимать неординарные решения по управлению фирмой, вводить инновации (новое оборудование, новые технологии, новые виды продукции).

Факторные доходы – прибыль, получаемая от использования факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательства). При использовании факторов производства создаются факторные доходы: за труд выплачивается заработная плата, за пользование землей выплачивается рента (доход владельца земли). Если деньги берутся в долг в банке (банковский кредит), то за их использование выплачиваются проценты от взятой в кредит суммы. Деньги, полученные в результате предпринимательской деятельности (производства или торговли), называются прибылью или доходом.

Производственная функция – функция предприятий по производству товаров и услуг. Она позволяет повысить прибыль с помощью увеличения использования производственных ресурсов (сырья, станков, труда рабочих). Объем выпуска товаров и услуг зависит от количества ресурсов труда и капитала.

Наши рекомендации