Основные классификации типов экономических систем
Макроэкономика
Основные классификации типов экономических систем
Экономическая система — это способ организации общества для решения стоящих перед ним экономических вопросов.
Выделяют следующие типы экономических систем:
1. Традиционная, основана на натуральном хозяйстве. В ней производство, обмен и распределение основаны на обычаях и традициях. Продукты производятся для собственного потребления, разделение труда осуществляется по полу и возрасту, низкий уровень производительной силы. Обмен осуществляется в натуральной форме. Имеется два фактора производства: земля и человек. Используются неэкономические методы принуждения. Удовлетворение потребностей на уровне выживания.
2. Плановая (командная), в основе лежит плановое хозяйство. Существует общественная собственность на средства производства. Для системы характерно централизованное планирование, строгая иерархия управления, оплата производится по труду, а не по результатам труда. Используются некоторые элемента рыночной экономики (деньги, цена, прибыль).
3. Экономика чистого капитализма. Для этой системы характерна частная собственность на ресурсы, использование системы рынка и цен в организации коммерческой деятельности, существует спрос и предложение.
4. Смешанная экономика характеризуется сочетанием элементов чистого капитализма и командной экономики. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулирование денежно-кредитной системы.
Ценовые и неценовые детерминанты спроса и предложения
Факторы, влияющие на спрос, называются детерминантами спроса.
Спрос определяют многие факторы, которые вызывают его изменение. Поэтому его можно представить как функцию не только от цены, но и от других факторов:
QD = f (Px, Ра, Pв, …, Pп, …, I, Т, N, E),
где Рx – цена данного товара; Ра, Pв, …, Pn – цены других товаров;
I – денежные доходы потребителей; Т – вкусы и предпочтения потребителей; N – число покупателей на рынке; E – ожидания покупателей.
Неценовыми факторами спроса являются:
1) изменение вкусов и предпочтений потребителей;
2) изменение доходов и платежеспособности населения;
3) изменение цен на сопряженные (взаимосвязанные) товары: товары-заменители и дополняющие товары;
4) ожидания потребителей в отношении изменения цен на товары и будущего дохода, наличия товара на рынке;
5) изменение количества покупателей на рынке.
Неценовыми детерминантами предложения являются:
1) изменение цен на ресурсы;
2) изменение технологий производства;
3) изменение цен других товаров;
4) изменение политики государства в области налогов и дотаций;
5) изменение количества продавцов на рынке;
6) улучшение условий продаж за счет рекламы, маркетинга.
Микроэкономика
Факторы производства
Факторы производства(от лат. делающий) – вложение труда, капитала, природных ресурсов в производство товаров и услуг.
Виды факторов производства:
труд (рабочая сила) – процесс расходования человеком его физической, интеллектуальной и духовной энергии. Главный мотив использования труда – материальное или нематериальное вознаграждение. Труд характеризуется: интенсивностью (напряженностью) и производительностью (результативностью).
Эффективность труда повышают такие факторы, как: участие работников в прибыли фирмы, высокие пенсии, хорошее медицинское обслуживание, продолжительный отпуск, понимание важности своего труда для фирмы, престижность работы именно в данной фирме;
• земля – часть природы, которая является фактором производства. Земельная собственность различается по производительности (урожайности), плодородию почвы, климату, местоположению;
• капитал(от лат. голова) – сумма средств, принадлежащих лицу или группе лиц. Капитал в отличие от денег – более широкое понятие и включает в себя как денежные средства, так и средства производства, используемые в производстве товаров и услуг (здания, оборудование, ресурсы, сырье).
Сторонники натуралистической концепции (А. Смит Д. Рикардо, А. Маршалл) определяют капитал как средства производства или товары, предназначенные для продажи. Монетаристическая концепция (меркантилисты и Дж. Кейнс) понимает под капиталом деньги, приносящие процент. Основатель марксизма К. Маркс выделял несколько видов капитала: постоянный (средства производства: станки, сырье), переменный (рабочая сила), денежный (деньги) и товарный (товары);
• предпринимательская деятельность – деятельность, целью которой является получение прибыли. Предприниматель – владелец предприятия или лицо, которое занимается экономической деятельностью с целью получения дохода, должен проявлять инициативу по ведению бизнеса, принимать неординарные решения по управлению фирмой, вводить инновации (новое оборудование, новые технологии, новые виды продукции).
Факторные доходы – прибыль, получаемая от использования факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательства). При использовании факторов производства создаются факторные доходы: за труд выплачивается заработная плата, за пользование землей выплачивается рента (доход владельца земли). Если деньги берутся в долг в банке (банковский кредит), то за их использование выплачиваются проценты от взятой в кредит суммы. Деньги, полученные в результате предпринимательской деятельности (производства или торговли), называются прибылью или доходом.
Производственная функция – функция предприятий по производству товаров и услуг. Она позволяет повысить прибыль с помощью увеличения использования производственных ресурсов (сырья, станков, труда рабочих). Объем выпуска товаров и услуг зависит от количества ресурсов труда и капитала.
Менеджмент
Маркетинг
Функции маркетинга.
Общими функциями маркетинга является управление, организация, планирование, прогнозирование, анализ, оценка, учет, контроль. Конкретными функциями являются: изучение рынка, потребителей и спроса, исследование окружающей среды, реализация товарной политики фирмы, организация сервисного обслуживания, ведение ценовой политики, товародвижения, поддержание и стимулирование спроса и т. д.
Функции маркетинга вытекают из его принципов и бывают следующих видов:
1) аналитическая – это комплексный анализ микро-и макросред, который включает в себя анализ рынков, потребителей, спроса, конкурентов и конкуренции, а также товаров;
2) производственная – это производство новых товаров, отвечающих все возрастающим требованиям потребителей, и включает в себя организацию производства нового товара, организацию снабжения и управление качеством;
3) сбытовая – это функция, которая включает в себя все то, что происходит с товаром после его производства, но до момента начала потребления, а именно: организация товародвижения, организация сервиса, организация формирования спроса и стимулирования сбыта, формирование товарной и ценовой политики;
4) управленческая: поиск возможных путей развития деятельности предприятия, особенно в долгосрочном периоде, т. е. организация стратегии и планирования, информационное управление, организация коммуникаций;
5) контрольная.
Понятие и виды норм труда
Интенсивность труда в пределах определенного рабочего времени может быть измерена с помощью норм труда. Такие нормы используются как в интересах организации труда, так и в системах сдельной оплаты. Законодательство предусматривает возможность применения таких норм труда, как норма выработки, норма времени, норма обслуживания и норма численности.
Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников (в частности, бригадой) соответствующей квалификации (норма времени на обработку одной детали, сборку одного агрегата, ремонт одной единицы оборудования и т.д.). Нормы времени применяются как самостоятельная мера труда либо используются для расчета норм выработки.
Под нормой выработки понимается установленный объем работы(количество единиц продукции), который работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу времени (в час, смену, месяц).
Норма обслуживания — количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени. Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда работников, занятых об-служиванием производственных площадей, оборудования и т.д.
Нормой численности называется установленная штатная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных управленческих функций или объемов работ.
Нормы труда устанавливаются, в основном, для работников, чей труд оплачивается сдельно. Для работников с повременной оплатой могут применяться нормированные задания.
Нормированное задание — это установленный объем работы, который работник или группа работников обязаны выполнить за единицу времени на повременно оплачиваемых работах. Нормы труда разрабатываются исходя из организационно-технических условий производства специалистами по техническому нормированию. Однако эти нормы имеют не только техническое, но и правовое значение. Они определяют конкретную меру труда — объем работы, который работник должен выполнить в течение того или иного периода рабочего времени, и поэтому обязательны для работника.
Статья 21 ТК РФ в числе обязанностей работника указывает на необходимость выполнять установленные нормы труда.
Работодатель заинтересован в наиболее эффективном использовании рабочего времени, что побуждает его устанавливать максимальные нормы труда. Роль государства в этой ситуации состоит в том, чтобы, с одной стороны, не препятствовать повышению эффективности производства, с-другой — обеспечить защиту работников от чрезмерной эксплуатации труда.
Эту обязанность государство выполняет путем установления в законе порядка введения и пересмотра норм труда, требований, направленных на обеспечение работникам нормальных условий труда, на которые рассчитаны нормы труда. Тем самым государство содействует системной организации нормирования труда, Этой цели соответствует и установление типовых (межотраслевых) норм труда на однородные работы. Порядок их разработки и установления утверждается Правительством РФ.
Мотивационная
Основана на мотивации труда — в процессе побуждения человека к определённой деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов:
· человек осознаёт свои потребности;
· выбирает наилучший способ получения определённого вознаграждения;
· принимает решение о реализации этого способа;
· осуществляет действия по реализации, то есть трудится (здесь задача предприятия: создать наилучшие условия и стимулы для высокой результативности этого действия);
· получение вознаграждения;
· удовлетворение своей потребности.
Воспроизводственная
· уровень з/п должен обеспечивать воспроизводство;
· обеспечивает длительную трудоспособность;
· обеспечение семьи;
· обеспечение роста профессионального и культурного образовательного уровня.
· обеспечение трудоспособности работников той или иной компании.
Стимулирующая
Стимулирующая функция оплаты труда важна с позиций руководства фирмой: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда. Отрыв оплаты от личных трудовых усилий работников подрывает трудовую основу заработной платы, ведёт к ослаблению стимулирующей функции заработной платы, к превращению её в потребительскую функцию и гасит инициативу и трудовые усилия человека.
Статусная
Статусная функция оплаты труда предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника.
Управление запасами
Бухгалтерский учет и анализ
Требования к бухгалтерскому учету в современных условиях
Бухгалтерский учет строится на принципах, оговоренных в законодательстве. Принципы подразделяют на принципы-требования (обязательные) и принципы-допущения (условные ограничения).
В соответствии со ст. 8 Закона № 129-Фз и п. 7 ПБУ 1/98 при организации бухгалтерского учета должны соблюдаться следующие принципы-требования. 1.Требование единого денежного измерителя – бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – в рублях. 2. Требование имущественной обособленности – имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. 3. Требование непрерывности бухгалтерского учета – бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.4. Требование двойной записи – организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов. 5. Требование непротиворечивости – данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. 6. Требования своевременности и полноты – все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. 7. Требование раздельного учета затрат на приобретение оборотных и внеоборотных активов – в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. 8. Требование осмотрительности – большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. 9. Требование приоритета содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. 10. Требование рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
В п. 6 ПБУ 1/98 отражены принципы-допущения учета. 1. Допущение имущественной обособленности. 2.Допущение непрерывности деятельности – организация будет продолжать свою деятельность в будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, поэтому, обязательства будут погашаться в установленном порядке. 3. Допущение последовательности применения учетной политики – принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. 4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности – факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
2. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей. Классификация имущества по составу и функциональной роли, по источникам образования и целевому назначению
Бухгалтерский баланс - это таблица, в которой имущество организации сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив). Итог актива должен быть обязательно равен итогу пассива, так как в активе и пассиве группируется одно и то же имущество по разным направлениям.
Обычно баланс представляется в виде двусторонней таблицы, которая наиболее распространена. Однако баланс можно представить и в форме односторонней таблицы, в которой вначале размещаются статьи актива, а затем пассива.
I. Внеоборотные активы.
II. Оборотные активы.
В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела:
III. Капитал и резервы.
IV. Долгосрочные займы.
Прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет по статьям затрат, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно. Номенклатура калькуляционных статей затрат включает:
1) сырье и материалы;
2) возвратные отходы (вычитаются);
3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;
4) топливо и энергию на технологические цели;
5) заработную плату производственных рабочих;
6) отчисления на социальные нужды;
7) расходы на подготовку и освоение производства;
8) общепроизводственные расходы;
9) общехозяйственные расходы;
10) потери от брака;
11) прочие производственные расходы;
Расходы на продажу.
Планирование на предприятии
1. Классификация видов планирования и система планов предприятия
Планирование классифицируется следующим образом:
1) по степени охвата;
2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);
3) по объекту планирования;
4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);
5) по охвату;
6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
7) по степени жесткости и гибкости.
Принципы планирования:
1) полнота;
2) детализация;
3) точность;
4) простота и ясность;
5) непрерывность;
6) эластичность и гибкость;
7) выравнивание;
8) экономичность.
Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.
Для осуществления процесса планирования необходимо определить:
1) объект планирования;
2) субъект планирования;
3) период планирования;
4) средства планирования;
5) методику планирования;
6) согласование планов.
Принадлежность того или иного плана к определенному виду зависит от того, к какому циклу управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл:
анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.
В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.
В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.
2. Методы планирования
К основным методам планирования относятся:
- балансовый
- опытно-статистический
- нормативный
- экономико-математический
Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета.
Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности.
С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.
Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток – плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом.
Нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин.
Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов.
Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др.
Экономико-математические методы и модели. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует устранению субъективизма в планировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и часто экспертной оценки полученных данных.
3. Сущность, функции и задачи бизнес-плана
Бизнес-планы могут разрабатываться применительно к отдельным крупным операциям или распространяться на всю хозяйственную, предпринимательскую деятельность компании. В последнем случае составляется бизнес-план предприятия, фирмы на один-два года.
Следует также иметь в виду, что бизнес-план создается не только как описание плана действий, но и как визитная карточка фирмы, предъявляемая обычно в целях получения кредита и в других ответственных случаях.
Общей целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Наличие четко сформулированной цели позволяет характеризовать бизнес-план как целевой или программный.
Никто не заставляет предпринимателя составлять, согласовывать или утверждать план сделки или план действий фирмы. Другое дело, что при наличии бизнес-плана он скорее найдет компаньонов и убедит их принять участие в сделке, получит кредиты, завоюет определенную репутацию на рынке.
Целями бизнес-плана могут быть:
· получение кредитов или привлечение инвестиций;
· прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
· определение степени реальности достижения намеченных результатов;
· доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создание новой;
· оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
· убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.
· безопасность управления – обеспечения информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
· контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной корректировки;
· документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
В настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является чаще всего привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров, создание новых рыночных продуктов, инновационных технологий.
В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:
· уточняются правовые аспекты, нормативы ограничений, требования муниципальных органов;
· приводиться анализ исходных материалов – ситуационного плана, показателей технического состояния бизнеса, социальных условий и демографического состава населения и др.;
· рассматриваются размеры возможных потерь, связанных с организацией и развитием данного бизнеса, компенсационными выплатами, а также упущенной выгодой при досрочном прекращении аренды муниципальных объектов коммерческими структурами;
· формируется инвестиционная программа проектного предложения нового бизнеса с анализом возможных вариантов;
· определяются формы и условия реализации проектного предложения.
4. Сущность и этапы стратегического планирования
Стратегическое планирование – это основа стратегического управления предприятием, установление направлений деятельности организации на определенные отрезки времени (чаще всего от года до 10 лет).
В 70-90-х гг. ХХ в. многие организации выбрали путь децентрализации управления и внутрихозяйственного планирования. В ведении руководства компаний осталось планирование научно-технической (исследования, разработка новых поколений техники и базовых технологий) и финансовой политики (инвестиции, кредиты, выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в значительных размерах).
Стратегическое планирование на макроуровнезанимается прогнозированием структурных сдвигов и основных пропорций в экономике страны в целом или крупного ее региона.
Стратегическое планирование на микроуровне – разработка научно-технического уровня производства и конкурентоспособности фирмы в целом, оценка инвестиций, их окупаемости, прибыли и ее распределения, а также оценка процесса производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых продуктов и услуг.
Основная цель планирования – согласование различных направлений развития фирмы в заранее установленные отрезки времени.
Выполнение плана – средство эффективной организации работы организации. План должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Эффективность работы подразделений оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100 изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и прибыли (по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги и т. д.).
Состав стратегического плана:
1) долгосрочный прогноз на 6-15 лет(обоснованное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии, производстве и их социально-экономических последствиях);
2) план развития на 3–5 лет с разбивкой по годам;
3) целевые программы решения важнейших проблем.
Структура стратегического 5-летнего плана.
1. Цели развития организации.
2. Инвестиции и обновление производства.
3. Направления улучшения использования ресурсов.
4. Совершенствование управления.
5. Проблемы повышения конкурентоспособности организации и пути их решения.
6. Распределение ресурсов между структурными единицами фирмы и стратегическими проектами организации.
7. Перспективные ориентиры фирмы и задания ее структурным единицам по эффективности производства.
Этапы стратегического планирования на предприятии.
1. Прогноз развития организации на основе маркетинговых исследований и оценки ее конкурентоспособности.
2. Раскрытие основных проблем, удерживающих улучшение рыночных позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка вероятных последствий того или иного выбора.
3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и соответствующие нормативные показатели.
4. Целевые программы по стратегическим областям хозяйствования.
Планирование производственной программы
Основным критерием планированияпроизводственной программы являетсяполучение максимально возможной прибыли, что достигается путем оптимизации производственных заданий. Этот процесс начинается с анализа результатов работы в текущем (базовом) году. Отчетные данные анализируются и сопоставляются с показателями годового плана по производству и реализации продукции, цене, качеству и ассортименту продукции. Далее на основе показателей производственных мощностей определяется несколько вариантов укрупненных показателей объемов и структуры производства. Такие варианты желательно формировать исходя из различных перспективных стратегий развития– перепрофилирующей, модернизирующей, стабилизирующей. По каждому из этих вариантов в первую очередь анализируются возможности продаж, далее – уровень цен и обеспеченности производственных процессов материально-техническими ресурсами. Если анализ дает отрицательный результат, то необходимо осуществить корректировки показателей производственной программы и повторить процедуры указанного анализа. При положительном результате анализа необходимо рассчитать основные объемные показатели плана и вновь проанализировать, но уже на предмет улучшения рассматриваемых вариантов производственных программ.
Выбор лучшего вариантаиз нескольких может быть сделан на основе показателя совокупных доходов или прибылей, получаемых предприятием за весь рассматриваемый календарный период. Этот вариант в основных укрупненных показателях служит основой формирования годового плана по всем его разделам. На этом этапе расчетов состав основных показателей производственной программы расширяется и разукрупняется.
Производственная программа включаетв себя показатели объема производства продукции в стоимостном и натуральном выражении (исходя из расчетов мощностей), ее номенклатуры и ассортимента, качества и сроков производства. С ней связаны расчеты всех других разделов плана: себестоимости и прибыли, труда и кадров, науки и техники, снабжения и сбыта, капитальных вложений. Натуральные показателиобъема производства (штуки, тонны, метры) используются для определения потребности в ресурсах, но применимы только для однородной продукции. Условно-натуральныеизмерители позволяют привести все виды выпускаемого продукта к одному виду, принятому за базу. Для этого чаще всего используют переводные коэффициенты, рассчитанные исходя из соотношения трудоемкости базовых и приводимых к базовым видам продукции. Трудовыеизмерители (нормочасы рабочего времени) применяются в основном во внутрипроизводственном планировании. Наиболее распространен такой показатель, как трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление единицы продукта, рассчитываемые в нормочасах. Показатель трудоемкостипроизводственной программы из-за его возможности снижаться через определенный промежуток времени не пригоден для оценки производства в динамике и поэтому чаще всего используется во вспомогательных расчетах.
Планирование численности персонала
Основная цель – определение количественной и качественной потребности в персонале для обеспечения имеющейся в настоящий момент и будущей производительности предприятия.
Конкретное определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников по их квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.
Потребность в персонале подвергается влиянию внешних и внутренних по отношению к организации факторов.
Как отмечает Р. Марр, определение потребности в персонале может вызывать создание и усиление «конфликтных потенциалов», в тех случаях, когда:
– определение потребности в персонале ведет к результатам, ущемляющим интересы отдельных сотрудников (например, увольнения);
– при определении количественной потребности в персонале обнаруживается, что сотрудников либо слишком мало, либо слишком много. В первом случае возникает необходимость в сверхурочных, приводящих к перегрузкам сотрудников и вызывающих у них чувство недовольства. Во втором случае возникает угроза конфликтов с финансовыми службами, если выявляются непроизводительные затраты, вызванные неправильным определением потребности в персонале;
– результаты определения потребности в персонале либо не доводятся до сведения сотрудников, либо не вызывают у них доверия, например на основании прошлого негативного опыта;
– определение потребности в персонале служит инструментом создания или наращивания властных потенциалов в организации, в частности посредством выявления высокой потребности в персонале, поскольку численность сотрудников считается показателем важности соответствующего подразделения в организации. Конфликты возникают при этом в подразделениях, где считается, что их персональные ресурсы слишком малы.
В то же время безошибочное определение потребности в персонале служит предпосылкой того, что сотрудники будут находиться в распоряжении организации в соответствии с ее количественными, качественными, временными и территориальными потребностями, и устраняет, таким образом, конфликты, которые могли бы возникнуть из-за дисбалансов в вышеперечисленных областях.
Финансы
Бюджет по своему экономическому содержанию представляет собой не только особую экономическую форму перераспределительных отношений, обеспечивающая аккумуляцию части внутреннего валового продукта в руках государства. С помощью бюджета происходит дальнейшее перераспределение этой части валового внутреннего продукта с целью обеспечения расходов государства, необходимых для реализации его социальных, политических и экономических функций.
Бюджет представляет собой один из главных инструментов государственного регулирования различных сфер общественной жизни, осуществляемого на основе маневрирования поступающими в распоряжение госуда