Пищевые продукты и пищевая система.
Продукты взаимодействуют с каждой частью пищевой системы (системы производства, распространения и потребления пищевых продуктов, рис. 1.1) — от первичного производства до потребителя. Новый злак, богатый белками, может попасть:
• к производителю промышленных ингредиентов и превратиться в специальный протеиновый продукт для пекарей;
• к производителю пищевых продуктов, чтобы стать высокобелковыми хлопьями для завтрака;
• в вегетарианское кафе как заменитель мяса;
• в супермаркет в виде компонента мюсли домашнего приготовления;
• непосредственно к потребителю для использования в домашней выпечке.
Новый продукт в одной части пищевой системы может послужить причиной появления новых продуктов и в других ее частях. Следует различать три группы продуктов:
• первичные сельхоз- и морепродукты;
• ингредиенты продуктов промышленного производства;
• потребительские продукты (готовые и производимые в сфере общественного питания).
Процесс разработки продуктов в основном одинаков для всех трех групп, но для каждой существуют свои специфические методики, пригодные для использования только в данной группе.
В каждом случае необходимо хорошо представлять итоговый продукт. Любой продукт существует вместе со своими побочными связями (сервис, «ноу-хау») и тем «образом продукта», который формируется фирмой-производителем; в то же время у потребителей/клиентов создается свое восприятие этого продукта. Гамбургер из Макдональдса кажется весьма простым продуктом, однако он сильно связан с удобством его получения, ценой, быстрым обслуживанием, соблюдаемым уровнем гигиены не говоря уже о весьма значительной притягательной силе гамбургера (особенно для молодежи) как символа американского образа жизни. В продуктах сферы общественного питания значительную долю занимает сервис; доля сервиса присутствует сегодня и в продуктах промышленного производства, и все больше — в первичных сельхоз- и морепродуктах.
Производители ингредиентов для пищевой промышленности являются важными «поставщиками инноваций». В пищевой индустрии центральную роль в инновациях могут играть как поставщики ингредиентов, так и поставщики оборудования. В настоящее время важными источниками инноваций в отношении свежих продуктов и продуктов, подлежащих переработке, являются сельскохозяйственные предприятия (как, впрочем, и предприятия по переработке морепродуктов). Таким образом, спектр инноваций расширяется и углубляется.
Пищевые продукты и рынки.
Основной принцип разработки продукта заключается в своевременном определении нужд потребителей и последующей разработке продукта для успешного удовлетворения этих нужд. Отсюда следует, что важной основой для группировки продуктов является сегментация рынка.
Существует пять основных подобных сегментов:
• конечный потребитель (в основном брэндовые продукты);
• розничная торговля (брэндовые продукты, пищевые полуфабрикаты и смеси);
• сфера обслуживания (полуфабрикаты, ингредиенты блюд);
• пищевая промышленность (отдельные ингредиенты);
• переработчики сырья (исходные продукты, недифференцированные сырьевые материалы).
Важно понимать, что в разработке продуктов для разных сегментов рынка имеются существенные различия. Если инновации в той или иной компании осуществляются в направлении от производства дифференцированных ингредиентов для пищевой промышленности к производству продуктов для розничной торговли, в этой фирме возникнет потребность в новых знаниях и новых ресурсах. Каждый из пяти основных рыночных сегментов может быть в свою очередь разделен на подсег-менты. Для сегментации потребительского рынка применяют пять общепринятых схем:
• географическую;
• социокультурную;
• демографическую;
• исихографическую;
• поведенческую.
Регион мира, социальные классы, этнические группы, доля домашних хозяйств, возраст, пол и уровень доходов — вот типичные классификационные характеристики, для которых имеются необходимые статистические данные, однако понять нужды потребителей можно более точно, если использовать психографическую схему классификации, основанную на образе жизни, поведении, личностных особенностях и предпочтениях потребителей. Поведенческая сегментация по лояльности потребителей к тем или иным брэндам, по степени использования тех или иных продуктов, частоте покупок и желаемым полезным свойствам продуктов оказывается очень полезна при выборе объекта для разработки. В случае сегментации производителей пищевых продуктов используют две стадии: сначала предприятия группируют в соответствии с их расположением, размером и применяемой технологией производства, а затем — в соответствии с такими показателями, как техническая оснащенность, потребность в том или ином сырье и обслуживании. В данном случае важно, что при сегментации рынка в целях разработки продукта для его последующего применения в промышленности определяются и потребности в нем, и потребности в обслуживании (сопровождении). В сфере общественного питания выделяют две большие группы предприятий — коммерческие и предприятия общественного питания учреждений и организаций, внутри которых также существуют внутренние подсегменты — крупные сети предприятий быстрого питания, рестораны высококачественного питания, «семейные рестораны». Стратегия сегментации зависит от бизнеса компании в целом и принятых стратегий ее поведения на рынке. Мри этом для правильной группировки продуктов в рамках продуктовой стратегии важно четко определить рыночные сегменты.