Пищевые продукты — основа инноваций.
Понятие нового продукта
Пищевые продукты — основа инноваций.
Что такое новые пищевые продукты? Каждый согласится, что пищевой продукт — это нечто, потребляемое людьми для удовлетворения своих физиологических и психологических нужд. Однако предприятие по производству пищевых продуктов и потребитель могут использовать совершенно разные характеристики одного и того же пищевого продукта. Для предприятия продукт — это некий основной продукт со своими определенными функциями, и чтобы он полностью превратился в продукт этого предприятия (фирмы), оно добавляет к нему упаковку, фирменную эстетику, брэнд, цену и рекламу. Для потребителя продукт — это некоторый набор преимуществ (материальных и нематериальных), отвечающих его нуждам, желаниям и образу жизни. У основных пищевых продуктов, таких, например, как мука, характеристики могут быть простыми и прагматичным и, для продуктов же более сложных (например, фирменное ресторанное блюдо) характеристики могут быть многоплановыми и эмоциональными. Для предприятия новый продукт — это продукт, который отличается от уже выпускающихся по его основным функциям и эстетическому представлению; для потребителей же продукт становится новым только после того, как они признают его «новизну» после сравнения со «старым» продуктом и продуктами-конкурентами.
Сегодня в мире насчитывается много тысяч наименований пищевых продуктов. Все продукты можно разделить на группы в соответствии с:
• их местом в системе питания;
• рынком, на котором они представлены;
• технологией, используемой при их производстве;
• основными общепринятыми характеристиками (например, пищевая ценность и полезность для здоровья);
• продуктовой платформой;
• уровнем инноваций.
Пищевые продукты и рынки.
Основной принцип разработки продукта заключается в своевременном определении нужд потребителей и последующей разработке продукта для успешного удовлетворения этих нужд. Отсюда следует, что важной основой для группировки продуктов является сегментация рынка.
Существует пять основных подобных сегментов:
• конечный потребитель (в основном брэндовые продукты);
• розничная торговля (брэндовые продукты, пищевые полуфабрикаты и смеси);
• сфера обслуживания (полуфабрикаты, ингредиенты блюд);
• пищевая промышленность (отдельные ингредиенты);
• переработчики сырья (исходные продукты, недифференцированные сырьевые материалы).
Важно понимать, что в разработке продуктов для разных сегментов рынка имеются существенные различия. Если инновации в той или иной компании осуществляются в направлении от производства дифференцированных ингредиентов для пищевой промышленности к производству продуктов для розничной торговли, в этой фирме возникнет потребность в новых знаниях и новых ресурсах. Каждый из пяти основных рыночных сегментов может быть в свою очередь разделен на подсег-менты. Для сегментации потребительского рынка применяют пять общепринятых схем:
• географическую;
• социокультурную;
• демографическую;
• исихографическую;
• поведенческую.
Регион мира, социальные классы, этнические группы, доля домашних хозяйств, возраст, пол и уровень доходов — вот типичные классификационные характеристики, для которых имеются необходимые статистические данные, однако понять нужды потребителей можно более точно, если использовать психографическую схему классификации, основанную на образе жизни, поведении, личностных особенностях и предпочтениях потребителей. Поведенческая сегментация по лояльности потребителей к тем или иным брэндам, по степени использования тех или иных продуктов, частоте покупок и желаемым полезным свойствам продуктов оказывается очень полезна при выборе объекта для разработки. В случае сегментации производителей пищевых продуктов используют две стадии: сначала предприятия группируют в соответствии с их расположением, размером и применяемой технологией производства, а затем — в соответствии с такими показателями, как техническая оснащенность, потребность в том или ином сырье и обслуживании. В данном случае важно, что при сегментации рынка в целях разработки продукта для его последующего применения в промышленности определяются и потребности в нем, и потребности в обслуживании (сопровождении). В сфере общественного питания выделяют две большие группы предприятий — коммерческие и предприятия общественного питания учреждений и организаций, внутри которых также существуют внутренние подсегменты — крупные сети предприятий быстрого питания, рестораны высококачественного питания, «семейные рестораны». Стратегия сегментации зависит от бизнеса компании в целом и принятых стратегий ее поведения на рынке. Мри этом для правильной группировки продуктов в рамках продуктовой стратегии важно четко определить рыночные сегменты.
Понятие нового продукта
Пищевые продукты — основа инноваций.
Что такое новые пищевые продукты? Каждый согласится, что пищевой продукт — это нечто, потребляемое людьми для удовлетворения своих физиологических и психологических нужд. Однако предприятие по производству пищевых продуктов и потребитель могут использовать совершенно разные характеристики одного и того же пищевого продукта. Для предприятия продукт — это некий основной продукт со своими определенными функциями, и чтобы он полностью превратился в продукт этого предприятия (фирмы), оно добавляет к нему упаковку, фирменную эстетику, брэнд, цену и рекламу. Для потребителя продукт — это некоторый набор преимуществ (материальных и нематериальных), отвечающих его нуждам, желаниям и образу жизни. У основных пищевых продуктов, таких, например, как мука, характеристики могут быть простыми и прагматичным и, для продуктов же более сложных (например, фирменное ресторанное блюдо) характеристики могут быть многоплановыми и эмоциональными. Для предприятия новый продукт — это продукт, который отличается от уже выпускающихся по его основным функциям и эстетическому представлению; для потребителей же продукт становится новым только после того, как они признают его «новизну» после сравнения со «старым» продуктом и продуктами-конкурентами.
Сегодня в мире насчитывается много тысяч наименований пищевых продуктов. Все продукты можно разделить на группы в соответствии с:
• их местом в системе питания;
• рынком, на котором они представлены;
• технологией, используемой при их производстве;
• основными общепринятыми характеристиками (например, пищевая ценность и полезность для здоровья);
• продуктовой платформой;
• уровнем инноваций.