Пищевые продукты — основа инноваций.

Понятие нового продукта

Пищевые продукты — основа инноваций.

Что такое новые пищевые продукты? Каждый со­гласится, что пищевой продукт — это нечто, потребляемое людьми для удовлетво­рения своих физиологических и психологических нужд. Однако предприятие по производству пищевых продуктов и потребитель могут использовать совершенно разные характеристики одного и того же пищевого продукта. Для предприятия продукт — это некий основной продукт со своими определенными функциями, и чтобы он полностью превратился в продукт этого предприятия (фирмы), оно до­бавляет к нему упаковку, фирменную эстетику, брэнд, цену и рекламу. Для потре­бителя продукт — это некоторый набор преимуществ (материальных и нематери­альных), отвечающих его нуждам, желаниям и образу жизни. У основных пище­вых продуктов, таких, например, как мука, характеристики могут быть простыми и прагматичным и, для продуктов же более сложных (например, фирменное ресто­ранное блюдо) характеристики могут быть многоплановыми и эмоциональными. Для предприятия новый продукт — это продукт, который отличается от уже вы­пускающихся по его основным функциям и эстетическому представлению; для потребителей же продукт становится новым только после того, как они признают его «новизну» после сравнения со «старым» продуктом и продуктами-кон­курентами.

Сегодня в мире насчитывается много тысяч наименований пищевых продуктов. Все продукты можно разделить на группы в соответствии с:

• их местом в системе питания;

• рынком, на котором они представлены;

• технологией, используемой при их производстве;

• основными общепринятыми характеристиками (например, пищевая цен­ность и полезность для здоровья);

• продуктовой платформой;

• уровнем инноваций.

Пищевые продукты и рынки.

Основной принцип разработки продукта заключается в своевременном определе­нии нужд потребителей и последующей разработке продукта для успешного удов­летворения этих нужд. Отсюда следует, что важной основой для группировки про­дуктов является сегментация рынка.

Существует пять основных подобных сегментов:

• конечный потребитель (в основном брэндовые продукты);

• розничная торговля (брэндовые продукты, пищевые полуфабрикаты и смеси);

• сфера обслуживания (полуфабрикаты, ингредиенты блюд);

• пищевая промышленность (отдельные ингредиенты);

• переработчики сырья (исходные продукты, недифференцированные сырье­вые материалы).

Важно понимать, что в разработке продуктов для разных сегментов рынка име­ются существенные различия. Если инновации в той или иной компании осуществ­ляются в направлении от производства дифференцированных ингредиентов для пищевой промышленности к производству продуктов для розничной торговли, в этой фирме возникнет потребность в новых знаниях и новых ресурсах. Каждый из пяти основных рыночных сегментов может быть в свою очередь разделен на подсег-менты. Для сегментации потребительского рынка применяют пять общепринятых схем:

• географическую;

• социокультурную;

• демографическую;

• исихографическую;

• поведенческую.

Регион мира, социальные классы, этнические группы, доля домашних хозяйств, возраст, пол и уровень доходов — вот типичные классификационные характеристи­ки, для которых имеются необходимые статистические данные, однако понять нуж­ды потребителей можно более точно, если использовать психографическую схему классификации, основанную на образе жизни, поведении, личностных особенно­стях и предпочтениях потребителей. Поведенческая сегментация по лояльности по­требителей к тем или иным брэндам, по степени использования тех или иных про­дуктов, частоте покупок и желаемым полезным свойствам продуктов оказывается очень полезна при выборе объекта для разработки. В случае сегментации произво­дителей пищевых продуктов используют две стадии: сначала предприятия группи­руют в соответствии с их расположением, размером и применяемой технологией производства, а затем — в соответствии с такими показателями, как техническая оснащенность, потребность в том или ином сырье и обслуживании. В данном случае важно, что при сегментации рынка в целях разработки продукта для его после­дующего применения в промышленности определяются и потребности в нем, и по­требности в обслуживании (сопровождении). В сфере общественного питания выделяют две большие группы предприятий — коммерческие и предприятия обще­ственного питания учреждений и организаций, внутри которых также существуют внутренние подсегменты — крупные сети предприятий быстрого питания, рестораны высококачественного питания, «семейные рестораны». Стратегия сегмента­ции зависит от бизнеса компании в целом и принятых стратегий ее поведения на рынке. Мри этом для правильной группировки продуктов в рамках продуктовой стратегии важно четко определить рыночные сегменты.

Понятие нового продукта

Пищевые продукты — основа инноваций.

Что такое новые пищевые продукты? Каждый со­гласится, что пищевой продукт — это нечто, потребляемое людьми для удовлетво­рения своих физиологических и психологических нужд. Однако предприятие по производству пищевых продуктов и потребитель могут использовать совершенно разные характеристики одного и того же пищевого продукта. Для предприятия продукт — это некий основной продукт со своими определенными функциями, и чтобы он полностью превратился в продукт этого предприятия (фирмы), оно до­бавляет к нему упаковку, фирменную эстетику, брэнд, цену и рекламу. Для потре­бителя продукт — это некоторый набор преимуществ (материальных и нематери­альных), отвечающих его нуждам, желаниям и образу жизни. У основных пище­вых продуктов, таких, например, как мука, характеристики могут быть простыми и прагматичным и, для продуктов же более сложных (например, фирменное ресто­ранное блюдо) характеристики могут быть многоплановыми и эмоциональными. Для предприятия новый продукт — это продукт, который отличается от уже вы­пускающихся по его основным функциям и эстетическому представлению; для потребителей же продукт становится новым только после того, как они признают его «новизну» после сравнения со «старым» продуктом и продуктами-кон­курентами.

Сегодня в мире насчитывается много тысяч наименований пищевых продуктов. Все продукты можно разделить на группы в соответствии с:

• их местом в системе питания;

• рынком, на котором они представлены;

• технологией, используемой при их производстве;

• основными общепринятыми характеристиками (например, пищевая цен­ность и полезность для здоровья);

• продуктовой платформой;

• уровнем инноваций.

Наши рекомендации