Первичные действия при получении извещения о НС.
Раздел 1.
Общие вопросы организации расследования несчастного случая
Общие положения
Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях наиболее полного исполнения статей 227 - 231 Трудового кодекса Российской Федерации.
Перечень основных правовых актов и нормативных документов, которыми следует руководствоваться государственному инспектору труда при проведении расследования несчастных случаев:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
- Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
- Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.08.2000 № 157 "О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда (извлечение)";
- Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";
- Приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 № 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве";
- Приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 № 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве";
- Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";
- Приказ Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами"
- Приказ Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой медицинской помощи работникам";
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426 "О специальной оценке условий труда";
- административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 № 1065н (зарегистрирован в Минюсте России 30.11.2011 № 22460) и другие документы.
Заключение соглашений
В целях незамедлительного получения информации и оперативного обмена информацией о тяжелых, смертельных несчастных случаях и организации выезда на место НС ГИТ необходимо заключить соглашения с ГУВД и Следственными комитетами субъектов Российской Федерации, а также необходимо заключить соглашение о взаимодействии между ГИТ и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения (в том числе с учетом приказа Минздравсоцразвития России № 1045-Н от 30.12.2009).
Основные вопросы, которые должны быть отражены в соглашениях:
1. Процедура обмена информацией о несчастных случаях между органами.
2. Порядок осмотра места несчастного случая.
3. Документация, подлежащая изучению при осмотре места НС.
4. Порядок опроса очевидцев НС и должностных лиц.
5. Процедура установления организаций или индивидуальных предпринимателей, которыми выполнялись работы, при выполнении которых здоровью или жизни пострадавшего причинен вред.
6. Порядок вручения запроса на предоставление необходимых документов.
1.3. Общие вопросы по организации расследования НС
Издать приказ ГИТ о порядке регистрации поступающей информации о происшедших несчастных случаях в регионе (разместить на сайте информацию о порядке и сроках предоставления работодателями извещений о происшедших НС).
При получении ГИТ извещения о НС необходимо проверить извещение на предмет соответствия установленной Приложением № 1 к постановлению Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 "Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" форме, а также полноты заполнения сведений, тем самым решить вопрос о возбуждении административного производства (при выявлении неполной, недостоверной информации, либо направления извещения по неустановленной форме). Наряду с этим, необходимо установить своевременность направления работодателем извещения о НС (в течение суток с момента происшествия). В случае нарушения сроков подачи извещения, работодатель и должностное лицо, ответственное за направление извещения в организации, установленные ТК РФ, привлекаются к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Поступившие в ГИТ извещения о несчастных случаях на производстве подлежат регистрации в системе АИС ГИТ и ГИТСТАТ. Также регистрации подлежит информация о случаях травматизма, поступающая из следственных, правоохранительных органов и учреждений здравоохранения.
В целях обеспечения работы территориальной ГИТ по осуществлению выездов на место НС, осуществление необходимых мероприятий, связанных с несчастными случаями, необходимо провести следующие мероприятия:
1. Назначить ответственное должностное лицо в территориальной ГИТ;
2. Ежемесячно разрабатывать и доводить до должностных лиц график дежурств по выездам на несчастные случаи.
Порядок действий ответственных должностных лиц:
1. Ответственное должностное лицо в территориальной ГИТ не зависимо от времени суток, выходных или праздничных дней использует постоянно включенное мобильное устройство связи с возможностью подключения эл. почты.
2. Ответственное должностное лицо ГИТ по факту поступления информации о произошедшем несчастном случае доводит информацию до должностного лица, осуществляющего дежурство согласно графику дежурств по выезду на НС.
3. Дежурство должностных лиц, осуществляющих выезды на место несчастного случая, осуществляется с 00.00 часов до 00.00 часов следующего дня (во вне рабочего времени осуществляется удаленно).
Лица осуществляющего дежурство по факту выезда в обязательном порядке докладывают первоначальные сведения о произошедшем несчастном случае ответственному должностному лицу.
Предварительный сбор документов по НС
1.4.1. Выезд инспектора на место НС совместно с сотрудниками СК.
Соглашением между ГИТ и Следственным комитетом Российской Федерации устанавливается определенный порядок действий (для каждого субъекта Российской Федерации) по организации совместного выезда на место НС, по сообщению о нарушении требований охраны труда, а также о нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных работ, повлекших тяжкий вред здоровью или смерть человека.
1.4.2. Порядок организации работы в случае совместного выезда на место НС с сотрудниками СК.
После получения информации от СК о произошедшем тяжелом НС либо НС со смертельным исходом, инспектор, находящийся на дежурстве, согласно графику дежурств, осуществляет выезд на место НС. При поступлении информации о НС в ГИТ из других источников (органов МВД России, МЧС России, медицинских учреждений и др.) инспектор информирует руководителя следственного отдела района, в котором произошел несчастный случай, и согласовывает время совместного выезда на место НС. Информирование осуществляется по телефонам, указанным в соглашении.
После прибытия на место, инспектор по возможности предлагает следователю обратить внимание на предметы, от которых пострадавший получил повреждения, а также на те предметы, которые относятся к средствам обеспечения безопасности и средствам индивидуальной защиты (ограждения, строительные каски, страховочные пояса и т.д.), из-за отсутствия или ненадлежащего исполнения которых пострадавший получил повреждения либо погиб. В случае представления опасности для осмотра определенных мест на объекте (при осмотре мест вблизи открытых перепадов высоты более 1,8 метра, мест с ограниченной видимостью, труднодоступных мест и т.д.) необходимо применять, выданные в ГИТ, СИЗ, либо обязать руководителя организации, на которой произошел НС, обеспечить таковыми.
Также в рамках совместного осмотра необходимо при возможности сделать копии всей имеющейся на объекте документации, определяющей обеспечение безопасных условий производственного процесса (журналы инструктажей, ППР, ПОС и др.), а также все документы по охране труда, имеющие отношение к пострадавшему (карточки учета выдачи СИЗ, документы по проведенной СОУТ, документы по проведенным медицинским осмотрам, документы, подтверждающие прохождение пострадавшим обучения по охране труда, по профессии и т.д.).
В необходимых случаях принимать участие в проведении опроса очевидцев и должностных лиц. В ходе опроса имеющихся на объекте должностных лиц установить организации и индивидуальных предпринимателей, которые проводили работы на объекте (полное наименование, юридические и фактические адреса, телефоны, а также структуру взаимоотношений организаций). Установить обязанности на каждое должностное лицо по соблюдению требований безопасности при ведении работ. В обязательном порядке получить объяснения от работников и руководителей объекта с целью установления факта наличия трудовых отношений или других правоотношений между пострадавшим и работодателем. При этом необходимо выяснить, какой период времени работник проработал на объекте, когда и где он получал заработную плату, заключал ли он какие-либо договоры с работодателем, кто именно допустил его к работе, как был организован производственный процесс, каким образом давались задания и контролировалось ли их исполнение, кто и как контролировал безопасные условия выполнения работ, проводилось ли с пострадавшим обучение по безопасному проведению работ и т.д.
1.4.3. По итогам выезда на место НС инспектором готовится служебная записка по факту выезда, содержащая основную информацию о НС с приложением следующих документов:
- фотографии объекта, где произошел НС, места НС, пострадавшего, документов, имеющихся на месте НС;
- наименование организации, работником которой являлся пострадавший (юр./фак. адреса, ФИО руководителя);
- контактные данные организации/руководителя ИНН, ОГРН;
- копии документов, устанавливающих правоотношения между работодателем и пострадавшим (по возможности);
- ФИО пострадавшего, копии документов, удостоверяющих личность пострадавшего (по возможности);
- информация о родственниках пострадавшего (ФИО, контактные данные, адреса места жительства, по возможности);
- установление очевидцев/свидетелей, должностных лиц организации, работником которой являлся пострадавший (по возможности);
- копия протокола осмотра места НС с указанием нарушений требований охраны труда (по возможности);
- копии протоколов опросов очевидцев/свидетелей НС, составленных сотрудником СК (по возможности);
- копии протоколов опросов должностных лиц организации, работником которой являлся пострадавший, составленных сотрудником СК (по возможности).
Служебная записка с приложением вышеуказанных документов подлежит регистрации в системе АИС ГИТ.
Регистрация в АИС ГИТ
При получении ГИТ извещения о несчастном случае необходимо:
- зарегистрировать полученный документ в АИС ГИТ;
- внести резолюцию в программу АИС ГИТ руководителя ГИТ, заместителя руководителя о поручении уполномоченному должностному лицу назначения инспектора по расследованию НС;
- уполномоченное должностное лицо назначает должностное лицо ГИТ (инспектора) для проведения расследования НС,
- инспектор по факту получения извещения о НС организовывает внеплановую выездную (по согласованию с прокуратурой)/документарную проверку в отношении организации, в которой произошел НС,
- инспектор возбуждает административное производство за нарушения требований охраны труда, выявленные в ходе расследования НС и внеплановой проверки в отношении должностного и юридического лиц организации, в которой произошел НС.
Расследования НС
В случае поступления жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица, лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица) с просьбой провести расследование сокрытого несчастного случая инспектор проводит дополнительное расследование несчастного случая независимо от его срока давности.
Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
По результатам дополнительного расследования инспектор составляет заключение о НС на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем) об утверждении акта по форме Н-1 в строгом соответствии с заключением инспектора.
Адреса работодателя
В случае, если НС произошел в организации, зарегистрированной в другом субъекте, расследование проводится по месту происшествия, территориальной ГИТ (с обязательным включением в состав комиссии представителя ГИТ по юридическому адресу работодателя), которая осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде в данном субъекте. По завершении расследования НС, материалы расследования вместе с копиями актов (акта расследования форма 4, акта по форме Н-1 или заключения государственного инспектора труда) направляются для учета и регистрации в ГИТ по юридическому адресу организации - работодателя.
ГИТ, в которой зарегистрирована организация, работником которой являлся/является пострадавший, при поступлении материалов расследования берет данный случай на учет, о чем вносятся данные в ГИТСТАТ.
На основании вышеизложенного, ГИТ при осуществлении основных полномочий и на основании указанной информации в поступившем извещении, адреса места происшествия - должна переадресовать извещение о НС по территориальности в надлежащую ГИТ.
В случае если НС произошел в организации, зарегистрированной в другом субъекте, расследование проводится по месту происшествия, территориальной ГИТ, которая осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде в данном субъекте Российской Федерации. По завершении расследования НС, материалы расследования вместе с копиями актов (акта расследования форма 4, акта по форме Н-1 или заключения государственного инспектора труда) направляются для учета и регистрации в ГИТ по юридическому адресу организации - работодателя. Если в ходе расследования НС выявлены нарушения законодательства о труде, ГИТ, проводящей расследование, принимаются исчерпывающие меры инспекторского реагирования, о чем информируется ГИТ по юридическому адресу работодателя.
ГИТ, на территории которой зарегистрирована организация, работником которой являлся пострадавший, при поступлении материалов расследования берет данный случай на учет, о чем вносятся данные в ГИТСТАТ. Анализируя поступившие материалы расследования, ГИТ принимает решение о проведении внеплановой проверки в отношении юридического лица, работником которого является пострадавший.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в зависимости от юридического адреса и адреса местонахождения организации, в которой произошел НС, территориальная ГИТ организует и проводит внеплановую (выездную или документарную) проверку.
Анализ поступивших в ГИТ
Работодателем мерах
По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по НС со смертельным исходом - в течение месяца по завершении расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую ГИТ, а в необходимых случаях - в соответствующий территориальный орган федерального надзора, сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, Приложение № 1 к постановлению Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73. При поступлении в ГИТ сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах анализируются на предмет соблюдения сроков расследования (т.к. ГИТ не принимает участие в расследовании легких НС, то особое внимание обращается на срок расследования НС данной категории), сроков направления указанного сообщения, соответствие установленной форме.
Извещение Роструда о НС
В соответствии с приказом Роструда от 05.02.2014 № 36 (с изменениями, внесенными приказом Роструда от 28.08.2014 № 317), в случае если количество погибших в результате произошедшего НС составляет 2 человека и более, руководитель ГИТ в течение 2-х часов с момента получения сообщения получает оперативную информацию о количестве лиц, погибших и получивших травмы различной степени тяжести, связывается с Управлением государственного надзора в сфере труда для доклада по ситуации и координации действий ГИТ Управлением.
В случае, если количество погибших в результате произошедшего несчастного случая составляет 5 человек и более, руководитель ГИТ выезжает на место происшествия лично или направляет своего заместителя, курирующего вопросы охраны труда.
Инспектор оформляет экстренное сообщение о групповом несчастном случае со смертельным исходом, ином чрезвычайном происшествии на территории субъекта Российской Федерации и за подписью руководителя территориальной ГИТ направляет руководителю Роструда и начальнику Управления государственного надзора в сфере труда.
Проведение руководителем
(заместителем руководителя) ГИТ рабочего совещания
Связанного с производством
ГИТ проводятся заседания под председательством руководителя ГИТ, на которые приглашаются руководители организаций, в которых произошли смертельные несчастные случаи (заказчики, генподрядчики и прочие заинтересованные лица) для подробного разбирательства порядка расследования, обстоятельств НС, нарушений требований охраны труда, выявленных в ходе расследования и причин, вызвавших НС.
Работодателю погибшего работника разъясняется ответственность за допущенные нарушения и необходимость осуществить в установленные сроки выплаты, предусмотренные законодательством (в т.ч. соглашениями, коллективным договором, трудовым договором, локальными актами организации) законным представителям пострадавшего, а также выполнить мероприятия по устранению причин НС.
Руководителем ГИТ перед инспектором ставится задача о рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности должностных и юридических лиц за допущенные нарушения государственных нормативных требований охраны труда.
По итогам заседания оформляется протокол.
Работодатель предоставляет в ГИТ график предусмотренных законодательством выплат пострадавшему, законным представителям пострадавшего.
Раздел 2.
По расследованию НС
Расследование несчастных случаев на производстве проводит комиссия, образованная в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
В зависимости от места НС, конкретных обстоятельств НС, устанавливается работодатель, который приказом (распоряжением) утверждает состав комиссии по расследованию НС.
Несчастный случай, происшедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай (принимающей стороной). В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо.
Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием при необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена данная территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на иных основаниях.
Несчастный случай, происшедший с лицом, выполнявшим по поручению работодателя (его представителя) работу на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, расследуется комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.
Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту работы по совместительству. В этом случае работодатель (его представитель), проводивший расследование, с письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.
Участвовать в расследовании НС (в качестве председателя комиссии или единолично) преимущественно должны инспекторы, имеющие опыт расследования НС на производстве.
Если НС произошел в организации (на объекте), подконтрольной Ростехнадзору, состав комиссии по расследованию несчастного случая должен утверждать руководитель его территориального органа (ч. 13 ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации). К полномочиям этого органа отнесен надзор в области промышленной безопасности. Основанием для формирования комиссии в этом случае будет направленное работодателем в территориальный орган Ростехнадзора извещение о несчастном случае на производстве. Конкретный порядок взаимодействия работодателя и территориального органа Ростехнадзора при утверждении состава комиссии законодательно не установлен. Поэтому рекомендуется заранее уточнить в Ростехнадзоре номера телефонов, факсов, а также способы передачи-получения необходимой информации.
Расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Центрального аппарата Роструда), и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа.
Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов (Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73).
Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании НС, происшедшего с пострадавшим. Для чего пострадавшему или его законному представителю вручается под подпись разъяснение его прав на личное участие в расследовании НС. При этом пострадавший или его доверенное лицо в состав комиссии по расследованию не включается.
По расследованию НС
В соответствии со ст. 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 21 Приложения № 2 к постановлению Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, в ходе расследования каждого несчастного случая комиссия производит осмотр места происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая и должностных лиц, чьи объяснения могут быть необходимы, знакомится с действующими в организации локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами (коллективными договорами, уставами и др.), в том числе устанавливающими порядок решения вопросов обеспечения безопасных условий труда и ответственность за это должностных лиц, получает от работодателя (его представителя) иную необходимую информацию и по возможности - объяснения от пострадавшего по существу происшествия.
Инспектор совместно с членами комиссии выезжает на место НС с целью его осмотра и составления протокола осмотра по установленной форме.
Расследования НС
Материалы расследования НС включают:
приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию НС;
планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места НС, а при необходимости - фото- и видеоматериалы;
документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
другие документы по усмотрению комиссии.
Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств НС.
Членами комиссии
Основным кругом лиц в проведении опросов являются:
Должностные лица организации, в которой произошел НС (непосредственный руководитель пострадавшего, генеральный директор) - при опросе должностных лиц организации рассматривать вопросы по факту проведенного анализа представленных документов.
Свидетели/очевидцы НС - при опросе свидетелей/очевидцев грамотная расстановка и детализация вопросов поможет убедиться государственному инспектору труда в доводах о правильности или неправильности организации производственного процесса.
Пострадавший - при опросе пострадавшего следует рассматривать все этапы его работы с момента прихода на предприятие, так как достаточно часто при правильной расстановке вопросов можно с помощью показаний пострадавшего определить, правильно ли была организована его работа со стороны администрации предприятия, особенно в рамках создания безопасных условий труда пострадавшему.
Ключевым моментом, почему опросы рекомендуется проводить после сбора документов, является то, что при таком регламенте действий государственный инспектор труда проводит опросы с каждым из фигурантов уже с готовой платформой сформулированных вопросов с целью определения ответственных лиц за допущенные нарушения.
Должностных лиц
В рамках расследования несчастного случая, в соответствии 229.2 ТК РФ, необходимо проводить опрос должностных лиц, имеющих отношение к произошедшему несчастному случаю.
В ходе опроса должностных лиц необходимо установить обязанности, закрепленные за ними по соблюдению требований безопасности при ведении работ, установить, каким образом было осуществлено обеспечение безопасности при выполнении работ, проводился ли инструктаж с пострадавшим, был ли он обеспечен необходимыми средствами индивидуальной защиты, проводилось ли с ним обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проходил ли пострадавший медицинский осмотр, был ли получен наряд-допуск на проведение работ, какие меры безопасности предусмотрены в проекте производства работ, установить, какая была разработана организационно-распорядительная документация по обеспечению требований безопасности на объекте производства работ и был ли с ней ознакомлен пострадавший. Для объективного и аргументированного определения ответственных за допущенные нарушения лиц, проведение вышеуказанных опросов рекомендуется проводить после сбора документов по несчастному случаю, так как для проведения опроса будет готовая платформа четко сформулированных вопросов, то есть у инспектора появляется возможность максимально детализировать вопросы, имеющие значение для доказательной базы.
К объяснениям руководителей работ следует подходить критически, потому что они зачастую непосредственно несут ответственность за допущенные нарушения правил охраны труда, а также за неправильные действия подчиненных работников, поэтому иногда пытаются дать необъективные сведения об обстоятельствах происшествия. Данные ими сведения необходимо подтвердить или опровергнуть в объяснениях других лиц. Предпочтение отдается фактам, изложенным в объяснениях незаинтересованных лиц.
Проведение опроса очевидцев
Происшествия, пострадавших
В процессе расследования несчастного случая важное значение имеют объяснения очевидцев. Комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшедшего НС. Именно по их объяснениям можно определить обстоятельства и причины НС. Неправильно отказываться от чьих-либо объяснений на том основании, что все уже известно и дополнительные сведения не требуются. Каждое объяснение может подтвердить достоверность уже имеющихся данных, дополнить их или уточнить, а в ряде случаев и поставить под сомнение. Опрос очевидцев НС не следует откладывать. Его надо провести параллельно с осмотром места НС или непосредственно после него, чтобы исключить от комиссии сокрытия того или иного факта, и в отдельном помещении. Заинтересованные лица при опросе не должны присутствовать, так как они словом или жестом могут повлиять на ход опроса или написание объяснения.
Опрос очевидцев НС должен иметь форму непринужденной беседы. Никакие требования, предупреждения об ответственности за неправильные показания, а тем более угрозы при этом недопустимы. Нельзя заведомо, до заключения комиссии, подчеркивать, что несчастный случай произошел по вине опрашиваемого.
Примерный перечень вопросов очевидцу НС:
1. Где находился очевидец в момент несчастного случая и что он в это время там делал.
2. Если выполнял работу совместно с пострадавшим, то необходимо выяснить:
2.1. Кто давал задание на работу, при выполнении которой произошел несчастный случай. Как она должна была выполняться, какие меры безопасности при этом необходимо соблюдать. Как фактически выполнялось задание и почему именно так.
2.2. Проводился ли инструктаж по работе, при выполнении которой произошел несчастный случай, кто проводил, где и когда. Содержание инструктажа.
2.3. Ознакомлены ли рабочие, выполняющие задание, с инструкцией по охране труда при выполнении данной работы.
2.4. Обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Причины неприменения (не ношения).
2.5. Состояние рабочего места, наличие ограждающих устройств, блокировок, средств сигнализации, плакатов и знаков безопасности.
2.6. Приходилось ли раньше выполнять такую работу пострадавшему и очевидцу. Соответствовала ли выполняемая работа профессии очевидца.
Примечание:
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
2.8. Как обычно выполнялась очевидцем и другими работниками данная работа, при выполнении которой произошел несчастный случай? Допускались ли нарушения правил техники безопасности (какие именно) при выполнении таких работ. Реакция на нарушения со стороны административно-технического персонала. Принимаемые ими меры к нарушителям. Привести примеры.
2.9. Какую конкретно операцию выполнял пострадавший перед несчастным случаем, в каком положении, каким инструментом. Кто из работников находился в это время рядом с местом, где выполнялась работа.
3. Как вел себя пострадавший до несчастного случая, в момент происшествия и после него.
4. Были ли слышны сигналы об опасности и как реагировали на это пострадавший и работающие с ним лица.
5. Мнение очевидца о причинах несчастного случая.
6. Кому сообщил очевидец о происшедшем несчастном случае и его действия после происшествия.
7. Кем и какие были приняты меры по оказанию пострадавшему первой помощи. Какие медицинские средства использовались при оказании первой помощи.
8. Когда, кто и как сообщил в "Скорую медицинскую помощь" о происшедшем несчастном случае. Когда машина "Скорой медицинской помощи" прибыла на объект. На каком транспорте, когда и кем пострадавший был доставлен в лечебное учреждение.
Разрешаемых вопросов
Медицинская экспертиза направлена на установление последствий травмирования и выявлени