Бухгалтерский баланс предприятия

  Актив Код строки На начало года На конец года  
   
  I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ        
  Нематериальные активы (04, 05)      
  в том числе:        
  организационные расходы      
  патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы      
  Основные средства (01, 02, 03)      
  в том числе:        
  земельные участки и объекты природопользования      
  здания, сооружения, машины и оборудование      
  Незавершенное строительство (07, 08, 61)      
  Доходные вложения в материальные ценности (03)      
  Долгосрочные финансовые вложения (06, 82)      
  в том числе:        
  инвестиции в дочерние общества      
  инвестиции в зависимые общества      
  инвестиции в другие организации      
  займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев      
  прочие долгосрочные финансовые вложения      
  Прочие внеоборотные активы      
  ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ I      
  II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ        
  Запасы      
  в том числе:        
  сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 15, 16)      
  животные на выращивании и откорме (11)      
  малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (12, 13, 16)      
  затраты в незавершенном производстве (издержки обращения)        
  (20,21,23,29,30,36,44)      
  готовая продукции и товары для перепродажи (40, 41 )      
  товары отгруженные (45)      
  расходы будущих периодов (31)      
  прочие запасы и затраты      
  Налог на добавленную стоимость (19)      
  Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты      
  в том числе:        
  покупатели и заказчики (62, 76, 82)      
  векселя к получению (62)      
  задолженность дочерних и зависимых обществ (78)      
  авансы выданные (61)      
  прочие дебиторы      
  Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты      
  в том числе:        
  покупатели и заказчики      
  векселя к получению (62)      
  задолженность дочерних и зависимых обществ (78)      
  задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)      
  авансы выданные (61)      
  прочие дебиторы      
  Краткосрочные финансовые вложения (56, 58, 82)      
  в том числе:        
  инвестиции в зависимые общества      
  собственные акции, выкупленные у акционеров      
  прочие краткосрочные финансовые вложения      
  Денежные средства      
  в том числе:        
  касса (50)      
  расчетные счета (51)      
  валютные счета      
  прочие денежные средства (55, 56, 57)      
  Прочие оборотные активы      
  ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ II      
  III. УБЫТКИ        
  Непокрытые убытки прошлых лет (88)      
  Непокрытый убыток отчетного года      
  ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ III        
  БАЛАНС (сумма строк 190+290+390)        
  Пассив Код строки На начало года На конец года
 
  IV. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ      
  Уставный фонд (85)    
  Добавочный капитал (87)    
  Резервный капитал (86)    
  в том числе:      
  резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством    
  резервы, образованные в соответствии с учредительными документами    
  Фонды накопления (88)    
  Фонды социальной сферы (88)    
  Целевые финансирование и поступления (96)    
  Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)    
  Нераспределенная прибыль отчетного года    
  ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ IV    
  V. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ      
  Заемные средства (92, 95)    
  в том числе:      
  кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты    
  прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты    
  Прочие долгосрочные пассивы    
  ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ V    
  VI. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ      
  Заемные средства (90, 94)    
  в том числе:      
  кредиты банков (90)    
  прочие займы (94)    
  Кредиторская задолженность    
  в том числе:      
  поставщики и подрядчики (60, 76)    
  векселя к уплате (60)    
  задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78)    
  по оплате труда (70)    
  по социальному страхованию и обеспечению (69)    
  задолженность перед бюджетом (68)    
авансы полученные (64)      
прочие кредиторы      
Расчеты по дивидендам (75)      
Доходы будущих периодов (83)      
Фонды потребления (88)      
Резервы предстоящих расходов и платежей (89)      
Прочие краткосрочные пассивы      
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ VI      
БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)      
                                     




Под балансовой политикой в европейском бизнесе понимается оформление баланса компании в рамках соблюдения существующих налоговых законов, всех других законодательных требований и общепринятых принципов составления годового отчета [68. С. 133]. Это понятие включает также необходимые меры по изменению структуры капитала и размера прибыли, проводимые с целью влияния на внешний баланс корпорации. В основном единой целью балансовой политики большинства малых, средних и крупных предприятий является снижение налогооблагаемой базы и сокращение налоговых выплат в пределах возможностей существующего законодательства. Тем самым уменьшаются не только общая сумма налогов и размеры дивидендов своим акционерам, но и расширяется величина резервного капитала для дальнейшего развития компании.

В зарубежной финансовой практике основными задачами проводимой балансовой политики фирмы служат следующие планово-экономические меры:

– прямое воздействие на годовые итоги приобретения и списания оборудования в текущем году с целью увеличения размера амортизации;

– косвенное воздействие на годовые итоги на основе разумного использования налоговых возможностей при оценке ресурсов и готовых изделий;

– манипулирование итогами года без прямых или косвенных последствий с помощью более детальной расшифровки различных компонентов доходов и расходов;

– формальное изменение структуры имущества или капитала путем совершенствования схемы баланса или плановых расчетов;

– материальное изменение структуры имущества и капитала на основе проводимой переоценки их первоначальной стоимости с учетом инфляции и т.п.

Новым видом финансового планирования на наших предприятиях стало в настоящее время бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятий и организаций. Составление финансовых бюджетов предприятия или фирмы служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерения затрат и результатов. С учетом действующих стратегических целей и оперативных задач каждая фирма разрабатывает обычно несколько основных видов текущих финансовых бюджетов [4. С. 185]:

материальный бюджет, в котором отражается потребность фирмы в определенных видах и количествах сырья и материалов, планируемых для выполнения годовой производственной программы;

бюджет закупок, где конкретизируются все расходы денежных средств, необходимых для приобретения запланированных на соответствующий период производственных ресурсов;

трудовой бюджет, содержащий плановые потребности трудовых ресурсов и рабочей силы на осуществление всех видов производственной деятельности предприятия;

бюджет административных расходов, включающий планируемые затраты фирмы на выполнение основных управленческих функций во всех службах и подразделениях.

К важнейшим финансовым бюджетам на действующих предприятиях относятся бюджет наличности и бюджет дополнительных вложений капитала. Первый из них предназначен для обеспечения необходимого уровня ликвидности фирмы, второй – требуемых денежных ресурсов на обновление выпускаемой продукции, расширение сферы деятельности, приобретение производственных фондов, замену изношенных капитальных активов и т.п. Бюджет наличности определяет движение потоков денежных средств предприятия, его доходов и расходов за определенный плановый период. Обычно бюджет наличности разрабатывается на год, квартал, месяц или неделю. Основой для составления прогноза наличности могут служить данные о прогнозе продажи товаров и ежедневные отчеты о движении денежных средств на банковских счетах фирмы. В условиях рыночной нестабильности каждое предприятие должно иметь гибкий финансовый бюджет. Гибкое бюджетирование предполагает разработку таких финансовых показателей, которые должны быть ориентированы на различные объемы продажи продукции, поступления доходов и других экономических ресурсов.

В современных условиях важным этапом составления годового баланса предприятия служит проведение общей оценки динамики и структуры доходов и расходов, обеспечение равновесия статей актива и пассива. Сигнальным показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия, выступает его платежеспособность, под которой подразумевается возможность своевременного удовлетворения платежных требований всех поставщиков ресурсов, способность возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет и т.п. Поскольку финансовые показатели всякого предприятия являются конечными результатами производства и продажи продукции, то, следовательно, его финансовое положение в условиях рынка определяется главным образом уровнем доходов и расходов, состоянием наличности и движением денежных потоков. Общая схема движения денежных потоков на современном предприятии показана на рис. 8.5. Как видно из схемы, началом движения наличности служит получение займов, кредитов и продажа акций, формирующих требующиеся денежные средства под будущие доходы производства. Завершаются же денежные потоки получением прибыли от продажи продукции и использованием наличности для выплат по обязательствам фирмы.

Бухгалтерский баланс предприятия - student2.ru

В реальных рыночных условиях представленный финансовый цикл не имеет четко определенного начала и конца, а также непрерывности и постоянства движения денежных ресурсов, поскольку наличность движется с перерывами и находится одновременно на нескольких стадиях своего кругооборота. Поэтому необходимо иметь постоянный план-отчет о движении наличности за соответствующий период времени (табл. 8.6).

План-прогноз движения наличности рекомендуется составлять на краткосрочный период с соответствующей квартальной или месячной разбивкой предстоящих и фактических выплат предприятия. Прогноз бюджета наличности может служить составной частью финансового планирования. Бюджет наличности детализирует входящие (доходы) и исходящие (расходы) денежные потоки на планируемый период времени.

Таблица 8.6

План движения наличности предприятия
Источники наличности План Факт
1. Доход от основной деятельности, включая амортизацию    
2. Другие виды доходов    
3. Выпуск акций    
4. Банковские кредиты    
5. Прочие поступления    
6. Всего денежных поступлений    
7. Использование денежных средств    
8. Увеличение товарно-материальных запасов    
9. Увеличение основного капитала    
10. Заработная плата    
11 . Другие издержки производства    
12. Налоги    
13. Прочие платежи    
14. Всего выплат    

Обычно годовой бюджет наличности составляется по следующим видам расходов или доходов: закупка материалов; затраты на оплату труда; приобретение оборудования; выплата дивидендов; доходы от продажи; налоговые выплаты.

В процессе составления плановых бюджетов наличности допускается применение упрощенных расчетов потребности денежных ресурсов в зависимости от прогнозируемого объема продажи продукции. Основой для составления отчетных бюджетов служат фактические финансовые показатели предприятия.

Контрольные вопросы

1. Какие финансовые отношения существуют на предприятии? Как осуществляется обмен ресурсов и товаров?

2. Что означает самофинансирование? Как оно производится в рыночных отношениях?

3. Как образуется прибыль предприятия? Что она выражает?

4. Что представляет валовая прибыль корпорации? В чем состоит основное различие валовой и чистой прибыли?

5. Какие существуют общие принципы планирования прибыли? Что они учитывают?

6. В каких случаях фирма получает максимальную прибыль? Каким должно при этом быть соотношение издержек и цены продукции?

7. При каких условиях фирма имеет убытки? Как их предусмотреть?

8. Когда прекращается производство продукции? Как предотвратить закрытие фирмы?

9. Как планируется прибыль от реализации продукции? Какие показатели при этом используются?

10. Какие показатели входят в состав планируемых финансовых результатов? Как они отражаются при расчете прибыли?

11. Как определяется расчетная или чистая прибыль предприятия? Куда она расходуется?

12. Какие налоги существуют в российском предпринимательстве? Какие ставки налогов бывают?

13. Что является налогооблагаемой базой на прибыль предприятия? Как ее определить?

14. Что представляет собой показатель рентабельности? В чем состоит отличие рентабельности производства и продукции?

15. Что характеризует рентабельность товарооборота? Как ее можно рассчитать?

16. Какими показателями можно определить финансовое состояния предприятия? Как определяется коэффициент покрытия?

17. Какими показателями оценивается финансовая активность предприятия? Что означает коэффициент оборота затрат?

18. Каким образом можно повысить рентабельность фирмы? Как планируется общая рентабельность?

19. Что представляет собой баланс доходов и расходов предприятия? Что такое актив и пассив предприятия?

20. Как обеспечивается равновесие баланса предприятия? Как можно уменьшить краткосрочные обязательства?

Глава 9.Бизнес-планирование проектов

СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда.В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.

Выбранная социально-экономическая цель фирмы на предстоящий период ее производственно-хозяйственной или иной деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом бизнес-плане. На вновь создаваемые или открываемые фирмы и предприятия разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других – локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям.

Бизнес-план представляет собой, по определению И. В. Липсица, документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения [30. С. 5]. Бизнес-план в конечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.

В период становления рыночных отношений среди некоторых наших экономистов стала распространяться и теория о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях. Механизм делового рыночного планирования, как справедливо считает В. М. Попов, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта [17. С. 90].

Таким образом, практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.

Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизводственного или корпоративного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации на одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы после соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет.

В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.

В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя – учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.

В-пятых, отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях спада производства недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями.

В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов:

– какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

– каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

– какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;

– сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;

– каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

– какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;

– какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

– каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

На начальных этапах составления бизнес-планов на те или иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели [4. С. 128]:

1) общие исходные данные и условия выполнения проекта;

2) рынок сбыта продукции и производственная мощность;

3) материальные факторы производства и требуемые ресурсы;

4) местонахождение предприятия и транспортные связи;

5) проектно-конструкторская документация;

6) организация предприятия и накладные расходы;

7) потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;

8) планирование сроков осуществления проекта;

9) финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим примерную структуру действующих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ее основе плановые показатели [67. С. 69].

1. Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.

2. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.

3. Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.

4. Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

5. Производстенный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.

6. План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.

7. Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.

8. Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.

9. Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

10. Приложения: перечень основных документов.

В российском малом и большом предпринимательстве в последние годы значительно расширилась практика составления бизнес-планов с учетом специфики новых рыночных отношений. Приведем для примера основные показатели бизнес-планов, разрабатываемых на предприятиях Самарской области [8. С. 50]:

– наименование инвестиционного проекта и его краткое описание;

– цель проекта и сроки его реализации;

– срок окупаемости инвестиций;

– ожидаемые результаты от реализации проекта (прирост производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение качественных характеристик);

– предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в том числе привлечение средств из областного бюджета);

– предельно минимальный срок кредита;

– форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость, оборудование, страховка);

– план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года;

– основные рынки сбыта продукции и конкуренты;

– результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупка технологии, оборудования);

– структура себестоимости по основным статьям расходов.

Наличие типового содержания бизнес-плана

Наши рекомендации