Смета затрат на производство продукции, тыс. руб.
1. Сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов) и покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера | |
2. Вспомогательные материалы | |
3. Топливо со стороны | |
4. Энергия со стороны | |
5. Итого материальных затрат | |
6. Амортизация основных фондов | |
7. Заработная плата основная и дополнительная | |
8. Отчисления на социальное страхование | |
9. Прочие расходы | |
10. Итого затрат на производство | |
11 . Затраты на работы и услуги, не включаемые в валовую продукцию (-) | |
12. Прирост (+) или уменьшение (-) остатка на счету «Расходы будущих периодов» | +99 |
13. Итого производственная себестоимость валовой продукции | |
14. Прирост (+) или уменьшение (-) остатка полуфабрикатов, незавершенного производства, инструментов и приспособлений собственной выработки | +387 |
15. Итого производственная себестоимость готовой продукции | |
16. Внепроизводственные расходы | |
17. Полная себестоимость готовой продукции |
Себестоимость единицы продукции при позаказном и попроцессном методе расчета определяется делением полных затрат на выполнение соответствующего заказа или процесса на количество продуктов или работ. Данные методы планирования себестоимости продукции могут применяться на предприятиях одновременно в различных подразделениях. Правильное планирование издержек производства на единицу продукции служит в условиях рынка не только основой анализа затрат и управления стоимостью продукции, но и создает планово-экономическую базу для формирования рыночных цен на все товары и услуги.
ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ЦЕН
Свободные рыночные цены служат главным плановым регулятором экономической жизни людей. В условиях рынка важность цены значительно возрастает на всех уровнях делового планирования, предпринимательской деятельности, производственного менеджмента, административного управления, мотивации и стимулирования персонала и во многих других сферах человеческой деятельности. Действующие рыночные цены во многом определяют потребительские предпочтения и предпринимательский выбор, равновесие спроса и предложения на товары и услуги, процессы производства, потребления и распределения материальных и духовных благ, уровень доходности, качество жизни различных категорий работников и всего населения страны и т.д.
В рыночной экономике цена представляет собой количество денег, уплачиваемых или получаемых за единицу товара или услуги. В цивилизованных странах рынок сам регулирует уровень цен на все товары и ресурсы, обеспечивая равновесие спроса и предложения. Стабильность рыночных цен, как известно, является одной из главных экономических целей любой системы хозяйствования как на внутрифирменном, так и на общегосударственном уровне управления. Величина рыночных цен на тот или иной товар определяет не только его стоимость и полезность, но и отражает конечные результаты деятельности предприятия, экономическую эффективность производства, профессионализм менеджеров-руководителей и специалистов-исполнителей, финансовую устойчивость и платежеспособность организации, способность к саморазвитию и росту совокупного потенциала корпорации. При прочих равных условиях деятельность фирмы на соответствующем рынке будет эффективной до тех пор, пока рыночная цена на продукцию и услуги будет превышать издержки производства.
В условиях рынка действует множество различных видов цен на товары, работы и услуги. В зависимости от способа установления и назначения принято различать такие виды цен, как номинальные, средние, контрактные, мировые, паритетные, справочные, прейскурантные, оптовые, розничные, скользящие, временные, постоянные, корпоративные, государственные, рыночныеи т.д. В конечном счете в рыночных отношениях всякую цену на тот или иной товар можно наилучшим образом выразить единым измерителем – суммой уплаченных денежных средств или других затраченных экономических ресурсов или человеческих услуг. Расчетную, или номинальную, цену любого товара в денежном измерении принято представлять суммой средних издержек и планируемой прибыли:
где Цр – расчетная цена единицы продукции или услуги; Си – средняя себестоимость изделия; Пн – планируемая нормальная величина прибыли.
Приведенная формула теоретической рыночной цены считается универсальной и может быть использована на каждом предприятии. Вместе с тем наиболее сложным в обосновании величины цены на свою продукцию является для всех фирм правильное определение ее основных слагаемых. Во-первых, всякие издержки на единицу продукции при заданной технологии и организации производства зависят главным образом от объема производства, и поэтому фирма также должна ориентироваться на заранее определенный или запланированный выпуск продукции. Во-вторых, всегда надо знать, как определить на планируемый период нормальную прибыль или какой разумный процент накидки на средние издержки лучше всего предусмотреть в расчете рыночной цены. В-третьих, как оптимизировать соотношение планируемых объемов производства и уровня расчетных цен в конкретных внутрифирменных условиях. В-четвертых, как наиболее полно учесть действие внешних рыночных условий или существующей конкуренции на величину планируемых цен, и т.д.
Планирование оптимальных рыночных цен на различные виды продукции, работы и услуги основывается на сопоставлении валовых и предельных издержек на их осуществление. В основе метода оптимизации издержек и цен лежит ряд допущений [11. С. 117]:
1) предприятие производит и реализует один товар или вид услуг;
2) основная цель предприятия заключается в максимизации прибыли или минимизации издержек;
3) взаимодействие объема производства и уровня цен оказывает наибольшее влияние на размер прибыли;
4) объем производства товаров и услуг в планируемый период равен объему реализации;
5) все показатели деятельности предприятия, кроме оптимизируемых, остаются неизменными.
Рассмотрим пример оптимизации объема выпуска и продажи продукции с учетом сложившейся на рынке цены, равной 50 руб./шт. Все расчетные показатели приведены в табл. 7.6.
Таблица 7.6