Расчет децильного коэффициента, среднего, медианного и модального дохода
Месячный среднедушевой доход, тыс. руб. | Частость (доля населения в общей численности) | Середина интервала | Суммарный денежный доход, тыс. руб. | Накопленная частость |
f | X | Xf | S | |
0 - 75,0 | 8,2 | 37,5 | 307,5 | 8,2 |
75,1 - 90,0 | 8,0 | 82,6 | 660,4 | 16,2 |
90,1 - 105,0 | 10,8 | 97,6 | 1053,5 | 27,0 |
Продолжение табл. 16.1
Месячный среднедушевой доход, тыс. руб. | Частость (доля населения в общей численности) | Середина интервала | Суммарный денежный доход, тыс. руб. | Накопленная частость |
105,1 - 130,0 | 18,0 | 117,6 | 2115,9 | 45,0 |
130,1 - 160,0 | 18,5 | 145,1 | 2683,4 | 63,5 |
160,1 - 190,0 | 13,2 | 175,1 | 2310,7 | 76,7 |
190,1- 220,0 | 9,0 | 205,1 | 1845,5 | 85,7 |
220,1 - 340,0 | 11,5 | 280,1 | 3220,6 | 97,2 |
более 340,0 | 2,8 | 400,1 | 1120,1 | 100,0 |
Итого | 100,0 | 1540,4 | 15317,6 | x |
Источник исходных данных: Статистический ежегодник Республики Беларусь: 2004 / М-во статистики и анализа Респ. Беларусь; Отв. за вып. Л.Л. Рыбчик. – Минск, 2004. – С.166.
Существуют различные способы измерения степени дифференциации доходов населения.
1. Показатели центральной тенденции ряда:
1.1. Модальное (т.е. наиболее распространенное) значение дохода определяется по формуле:
, (16.1)
где XMo – минимальная граница модального интервала, т.е. интервала, имеющего наибольшую частоту (или частость). Частота показывает, сколько раз встречается значение признака в совокупности, а частость – это отношение частоты к сумме частот, выраженное в процентах или долях единицы (в данном случае равна 130,1),
IMo – величина модального интервала, в данном случае равна 29,9 (160,0-130,1),
fMo, f Mo-1, f Mo+1 – соответственно частоты (частости) модального интервала, предшествующего и следующего за ним.
1.2. Медианное значение дохода (т.е. такое, выше и ниже которого получают доход одинаковое количество работников или населения) определяется следующим образом:
, (16.2)
где XMе – минимальная граница медианного интервала, т.е. интервала, накопленная частота (частость) которого равна или превышает полусумму накопленных частот (частостей) – (в данном случае 63,5 > 50,0),
IMе – величина медианного интервала – равна 29,9 (160,0-130,1) – в данном случае совпадает с модальным интервалом,
– полусумма частот (частостей) ряда, равна 50,
SMe-1 – накопленная частота (частость), предшествующая медианному интервалу, в данном случае равна 45,0,
fMe – частота (частость) медианного интервала, в данном случае – 18,5.
1.3. Средний доход (определяется путем деления суммарного объема доходов на общую численность населения):
, (16.3)
где X – величина среднедушевого дохода,
f – численность населения (доля населения), получающего данный доход.
По данным табл.16.1 получим:
Mo = 30,1 +29,9 x (18,5–18,0) : ((18,5–18,0) + (18,5–13,2)) = 132,7 (тыс. руб.);
Me = 130,1 + 29,9 x (100 : 2 – 45) : 18,5 = 138,2 (тыс. руб.);
= 15317,6 : 100 = 153,2 (тыс. руб.).
2. Коэффициенты дифференциации доходов населения, устанавливают размер превышения денежных доходов групп с высокими доходами по сравнению с группами населения с низкими доходами:
2.1. Децильный коэффициент – это отношение суммы доходов 10% самых богатых семей к доходам 10% самых бедных. Децильный коэффициент составлял в Беларуси 5,8 (2000 г.), России 20,3 (2000 г.), Литве 7,9 (2000 г.), Латвии 8,9 (1998 г.), Швеции 5,9 (1995 г.), Германии 14,2 (1998 г.), США 17,0 (1997 г.), Бразилии 65,8 (1998 г.).
2.2. Квинтильный коэффициент — это отношение доходов 20% самых богатых семей к доходам 20% самых бедных. Квинтильный коэффициент составлял в Беларуси 4,0 (2000 г.), России 10,5 (2000 г.), Литве 5,1 (2000 г.), Латвии 5,3 (1998 г.), Швеции 3,8 (1995 г.), Германии 7,9 (1998 г.), США 8,9 (1997 г.), Бразилии 29,7 (1998 г.).
2.3. Коэффициент фондов измеряет соотношение между средними значениями располагаемого дохода или их долями в общем объеме располагаемых доходов верхнего и нижнего децилей.
2.4. Коэффициент направленности стратификации населения (показатель социального расслоения) – это отношение доли населения со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного минимума к доле населения со среднедушевым денежным доходом выше удвоенной величины прожиточного минимума. Если коэффициент выше 1, в обществе больше относительно бедных, чем относительно богатых; если он увеличивается, то относительная бедность растет. Но коэффициент не дает представления о степени поляризации общества, так как он не изменится, если число относительно бедных и относительно богатых растут одинаковыми темпами.
3. Степень неравенства доходов семей может быть проиллюстрирована графически с помощью кривой Лоренца (рис. 16.1). На вертикальной оси откладывается доля дохода, на горизонтальной – доля семей. Если бы на каждую семью приходился одинаковый размер дохода, то. существовало бы абсолютное равенство, такую ситуацию графически отображала бы биссектриса угла (линия 0е). Ситуация абсолютного неравенства наблюдалась бы, если бы 1% семей имел бы 100% дохода (кривая 0fe). Кривая Лоренца (фактическое распределение дохода) расположена ниже биссектрисы.
На рис. 16.1 кривая 0аbсdе показывает фактическое распределение доходов населения (после вычета налогов и включая трансферты). Кривая распределения доходов до уплаты налогов и без учета трансфертных платежей (пунктирная линия) будет круче. Область между кривой Лоренца и биссектрисой показывает степень неравенства доходов: чем она больше, тем сильнее неравенство.
Рис. 16.1. Кривая Лоренца по распределению доходов семей
Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различных странах, в различные периоды времени в одной стране или между различными группами населения.
4. Коэффициенты концентрации доходов:
4.1. Коэффициент Лоренца колеблется от 0 (полное равенство) до 1 (абсолютное неравенство) и рассчитывается по формуле:
L = ∑│ xi – fi │ , (16.5)
2
где xi – доля доходов (в долях единицы), сосредоточенная у i-ой социальной группы населения;
fi – доля населения (в долях единицы), принадлежащая i-ой социальной группе в общей численности населения.
4.2. Коэффициент Джини (коэффициент концентрации доходов) равен отношению площади сегмента, образуемого кривой Лоренца и линией равномерного распределения, к площади треугольника 0ef. Он рассчитывается с целью изучения характера изменений в распределении доходов общества, а также для определения межрегиональных и международных сравнений в уровне концентрации доходов. Коэффициент изменяется от 0 (полное равенство) до 1 (абсолютное неравенство) и определяется как:
, (16.6)
где Sx – накопленная частота денежного дохода.
По данным табл.2 коэффициенты Лоренца и Джини составят:
L = 0,366 : 2 = 0,183;
G = 1 – 2 x 0,479 + 0,200 = 0,242.
Таблица 16.2
Расчет коэффициентов Лоренца и Джини
Квинтильная группа населения | Доля населения | Доля дохода к итогу | Отклонение доли дохода от доли населения | Сумма накопленных частостей денежного дохода | ||
fi | xi | │xi – fi│ | Sx | fi Sx | fi xi | |
Первая группа (с наименьшими доходами) | 0,2 | 0,098 | 0,102 | 0,098 | 0,020 | 0,020 |
Вторая группа | 0,2 | 0,141 | 0,059 | 0,239 | 0,048 | 0,028 |
Третья группа | 0,2 | 0,178 | 0,022 | 0,417 | 0,083 | 0,036 |
Четвертая группа | 0,2 | 0,225 | 0,025 | 0,642 | 0,128 | 0,045 |
Пятая группа | 0,2 | 0,358 | 0,158 | 1,000 | 0,200 | 0,072 |
Итого | 1,0 | 1,000 | 0,366 | - | 0,479 | 0,200 |
Источник исходных данных: Статистический ежегодник Республики Беларусь: 2004 / М-во статистики и анализа Респ. Беларусь; Отв. за вып. Л.Л. Рыбчик. – Минск, 2004. – С.167.
Неравенство распределения доходов существовало всегда и во всех странах. Равенство, понимаемое как одинаковость доходов, находится в противоречии с идеей свободы и просто неосуществимо. Под равенством в настоящее время обычно понимается “равенство возможностей”: никто не должен препятствовать людям использовать свои способности для достижения поставленных целей. Но равенство возможностей не означает равные результаты.
Стремление уравнять доходы, характерное для централизованно управляемой экономики, имело следствием снижение эффективности производства. Рыночная экономика при большем неравенстве доходов оказалась более эффективной. В определенной степени уравнивание доходов может способствовать максимизации общей полезности: 100 тыс. руб. для богатого менее ценны, чем для бедного, поэтому передача их от богатого к бедному незначительно уменьшит полезность имеющегося дохода богатого и значительно увеличит полезность дохода для бедного. В то же время чрезмерная дифференциация доходов (огромные состояния на одном полюсе и нищета на другом) негуманна по отношению к бедным и может привести к крупным социальным конфликтам. Поэтому государство вмешивается в распределение доходов, перераспределяя их в пользу менее имущих слоев населения, но так, чтобы это не влекло значительного снижения эффективности производства. При этом потери средств в процессе перераспределения доходов в виде потери части выпуска и дохода из-за пагубного влияния налогов и трансфертов на стимулы к трудовой деятельности, к сбережениям, инвестициям, к желанию нести предпринимательский риск, в виде заработной платы лиц, занимающихся перераспределением, не должны быть чрезмерными.
Уровень и качество жизни
Уровень жизни – это социально-экономическая характеристика степени обеспечения физических, духовных и социальных потребностей людей. Определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, с другой – количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Среди личных потребностей людей различают:
1) материальные. К ним относятся потребности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.;
2) духовные. К ним относятся потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания;
3) социальные. К ним относятся потребности в обеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов.
Уровень жизни можно оценивать в глобальном масштабе; в целом по стране (с учетом величины ее национального богатства); в отношении определенных регионов, социальных и демографических групп и слоев населения, отдельных людей.
Уровень жизни в широком смысле характеризуется совокупностью условий жизнедеятельности людей: реальными доходами населения, размерами потребления продовольственных и непродовольственных товаров, уровнем заработной платы и выплат из общественных фондов потребления, условиями труда, продолжительностью рабочего и свободного времени, жилищными условиями, развитостью систем образования, здравоохранения, культуры, состоянием окружающей среды и др.
Уровень жизни в узком смысле – это величина реальных доходов. Зная их размеры, можно судить о многих сторонах жизни человека. От величины реальных доходов зависит качество питания, условия жизни, полноценность отдыха и даже убеждения. Уровень жизни семьи зависит от уровня доходов членов семьи и от ее состава.
Различают четыре уровня жизни населения:
достаток – пользование благами, создающее возможности для всестороннего развития человека;
нормальный уровень – рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее полное восстановление интеллектуальных и физических сил человека;
бедность – потребление благ, лишь позволяющее сохранить работоспособность (низшая граница воспроизводства трудовых ресурсов);
нищета – потребление минимально допустимого по биологическим критериям набора благ и услуг для поддержания жизнеспособности человека.
Существуют различные определения бедности. Согласно концепции ООН, бедность– состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. В настоящее время под бедностью понимают не только нехватку денег, но и ограничение возможностей реализации потенциала человека из-за отсутствия достойной работы, удобного жилища, доступа к адекватному образованию и здравоохранению.
Бедным считается тот, кто имеет доход ниже черты бедности. Порог (черта) бедности– это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, на который индивид или семья способны приобрести продукты питания, одежду и жилье. Порог бедности зависит от экономического уровня развития страны: в развитых странах он выше, в развивающихся – ниже. Чем ниже уровень требований, тем меньше людей оказывается за чертой бедности, и наоборот.
Выделяют абсолютную и относительную концепции бедности.
Под абсолютной бедностью понимается состояние, при котором человек на свой доход не может удовлетворить даже основные потребности в пище, жилище, одежде, тепле или может удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Количественным критерием является порог бедности. В странах Восточной Европы и СНГ в большинстве случаев используется абсолютная черта бедности, определенная на базе минимальной потребительской корзины, содержание которой варьируется в зависимости от страны. Всемирный Банк в качестве пороговых значений абсолютной бедности использует 1 (минимальный стандарт уровня жизни) или 2 (черта бедности в странах со средним уровнем дохода на душу населения) доллара США в день по паритету покупательной способности (ППС). ППС – ценовой индекс, характеризующий соотношение между двумя (или несколькими) валютами по их покупательной способности к определенному набору товаров и услуг. В 2001 г. 1,1 млрд. чел. жили менее чем на 1$ в день, менее чем на 2$ в день – более половины населения развивающихся стран (или 2,7 млрд. чел.).
Относительная бедность предполагает возможность удовлетворения физиологических потребностей, но наличие проблем в сфере социальных или политических отношений, проведении отдыха и т.п. В концепции относительной бедности за границу бедности принимается определенное соотношение между наиболее низкими доходами и размером среднего (медианного) дохода. Лица, чьи доходы по отношению к среднему (медианному) уровню окажутся ниже установленного соотношения, относятся к бедным слоям. Так, в США семья считается бедной, если она тратит на питание более одной трети своих доходов.
Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. В стране может быть ликвидирована абсолютная бедность, но останется относительная. Неравенство неизбежно присуще развитым обществам. Относительная бедность сохраняется даже в том случае, если стандарты жизни всех слоев общества повышаются.
Для оценки бедности используются следующие показатели:
1. Дефицит дохода бедных домохозяйств – это сумма денежных средств, необходимых для повышения доходов бедных домохозяйств до границы бедности. Показатель используется для оценки стоимости мероприятий по социальной поддержке и рассчитывается по домохозяйствам разных типов, так как для каждого домохозяйства существует своя граница бедности из-за неодинакового состава и сочетания половозрастных характеристик ее членов;
2. Промежуток низкого дохода – это отношение дефицита дохода к границе бедности (прожиточному минимуму). Показатель рассчитывается в процентах и используется при хронологических и территориальных сопоставлениях. Произведение промежутка низкого дохода на численность бедных показывает величину социальных трансфертов, необходимых для того, чтобы покончить с абсолютной бедностью;
3. Индекс FGT (Foster-Greer-Thorbecke) – один из синтетических индексов бедности, позволяющих дать ее многомерную оценку:
, (16.7)
где Yi – душевой доход;
Z – величина прожиточного минимума (черта бедности);
N – численность отдельной социально-демографической группы или населения в целом;
n – численность бедных;
Q – степень индекса.
Рассчитываются три варианта индекса. Индекс нулевой степени (Q=0), или коэффициент бедности, определяет долю населения с доходами ниже прожиточного минимума; показатель показывает только распространение бедности, но не позволяет определить, насколько доходы (расходы или потребление) бедных ниже границы бедности. Индекс первой степени (Q=1) – это средняя величина недостающего дохода (в % к прожиточному минимуму), то есть дохода, который необходимо доплатить каждому бедному, чтобы преодолеть бедность, это показатель остроты бедности. Индекс второй степени (Q=2) отражает глубину бедности: этот индекс очень чувствителен к доле самых малообеспеченных в общей совокупности бедных, так как здесь величина индивидуального недостающего дохода возводится в квадрат. Показатели глубины бедности (степени обеднения) и остроты бедности характеризуют не только распространение бедности, но и дефицитность материального состояния этой части населения;
4. Уровень бедности (коэффициент бедности, или масштаб бедности) – это удельный вес бедных в общей численности населения;
5. Синтетический индикатор бедности (Sen-индекс):
, (16.8)
где S – Sen-индекс;
L – доля бедного населения;
N – промежуток низкого дохода;
– средний доход бедных домохозяйств;
Р – граница бедности;
Gp – коэффициент Джини для бедных домохозяйств.
Sen-индекс представляет собой взвешенную сумму дефицитов доходов домохозяйств, отнесенных к бедным. Показатель оценивает воздействие на бедность таких факторов, как уровень нехватки материальных средств бедных, степень расслоения бедных по доходам и распространение данного явления, и варьирует от 0 до 1. При S = 0 в группе бедных нет ни одного домохозяйства либо бедные имеют равные доли доходов. При S = 1 все домохозяйства включаются в группу бедных либо все доходы бедных семей принадлежат одному домохозяйству.
Для всех бедных или бедствующих стран характерен так называемый «порочный круг нищеты». Поскольку доход населения в этих странах очень низок, людям хватает средств только на удовлетворение самых насущных потребностей. Поэтому у них не остается денег на сбережения и накопление капиталов. Без сбережений нет инвестиций. А там, где нет инвестиций в наукоемкие технологии, производительность труда будет оставаться крайне низкой. Низкая производительность общественного труда, в свою очередь, ведет к низкому уровню доходов населения и экономическому отставанию страны.
Показатели уровня жизни подразделяют на общие и частные, экономические и социально-демографические, объективные и субъективные, стоимостные и натуральные, количественные и качественные.
Количественные показатели уровня жизни показывают объем потребления материальных благ и услуг. Качественные показатели отражают качественную сторону благосостояния населения (уровень образования, квалификация, структура потребления благ, услуг, питания, обеспеченность предметами длительного пользования).
К стоимостным показателям уровня жизни относятся все показатели в денежной форме (объем услуг, перевозок, товарооборот, денежные вклады и накопления и т.п.). Натуральные показатели имеют натуральные единицы измерения (кг, шт., кв.м, куб.м и т.д.) – обеспеченность жильем, имуществом, товарами культурно-бытового назначения, потребление продуктов питания, энергии.
Общие показатели отражают общие достижения социально-экономического развития страны. Это размеры (на душу населения) национального дохода, фонда потребления (продукция отраслей экономики, идущая непосредственно на потребительские цели) и др. Частные показатели определяются уровнем развития общества, но имеют бóльшую детализацию и конкретизируются по отдельным группам населения, территориям и т.д. (уровень потребления продовольствия и других товаров и услуг; обеспеченность жильем и благоустройство быта; уровень социально-культурного обслуживания; условия труда; социальное обеспечение; условия воспитания детей).
Деление показателей уровня жизни на объективные и субъективные связано с характеристикой изменений в жизнедеятельности людей: первые имеют объективную (техническую, экономическую и т.д.) базу, вторые – субъективное мнение, субъективную оценку удовлетворенности доходами, работой, семейными отношениями, образом жизни отдельных лиц и групп населения. Субъективную оценку отражает концепция качества жизни.
Экономические показатели уровня жизни дают представление об уровне экономического развития общества и благосостоянии каждого человека (занятость, номинальные и реальные доходы) и проявляются в величине и дифференциации доходов населения. Социально-демографические показатели характеризуют профессионально-квалификационный и половозрастной состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы и связаны с развитием социальной сферы экономики (изменение численности населения, продолжительности жизни).
Для сравнения уровня жизни при международных сопоставлениях используются такие показатели, как:
1.Величина душевого потребления ВВП по паритету покупательной способности (ППС). За 2001 г. по данному показателю среди стран СНГ первое место занимает Республика Беларусь. По сравнению с ней душевой фонд личного потребления России по ППС составлял 75,3 %, Украины – 50,8, Казахстана – 79,4, Узбекистана – 87,4, Кыргызстана – 37,0, Таджикистана – 21,1 %. Среди стран с развитой рыночной экономикой первые три места занимают США, Швейцария и Великобритания. Душевой фонд личного потребления в этих странах превышает аналогичный показатель Республики Беларусь в 5,1, 4,2 и 3,4 раза соответственно.
2. Среднемесячная заработная плата с учетом ППС национальных валют. Так, в 2001 г. ее уровень по сравнению с Республикой Беларусь составлял в России 84,0 %, Казахстане – 103,1, Украине – 66,0 %.
3. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития (ИЧР), – это средняя арифметическая из трех индексов (уровень страны соотносится с наивысшими уровнями соответствующих показателей):
1) ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (максимальный уровень – 40000 долларов США);
2) ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (считается равной 85 годам);
3) уровень образования (характеризуется грамотностью взрослого населения и охватом образованием всех ступеней на уровне 100 %).
Величина индекса изменяется от 0 до 1. Если ИЧПР (ИЧР) меньше 0,5, страна относится к группе стран с низким уровнем развития; от 0,5 до 0,8 – со средним; от 0,8 до 1,0 – с высоким уровнем развития. По оценкам ПРООН в 1997 г. первые три места по данному показателю занимали Канада, Норвегия и США. Россия находилась на 71-ом месте, Литва – 62-ом, Беларусь – 60-ом, Эстония – на 54-ом месте.
Система показателей уровня жизни, разработанная ООН в 1978 г., включает 12 основных групп показателей: 1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения; 2) санитарно-гигиенические условия жизни; 3) потребление продовольственных товаров; 4) жилищные условия; 5) образование и культура; 6) условия труда и занятость; 7) доходы и расходы населения; 8) стоимость жизни и потребительские цены; 9) транспортные средства; 10) организация отдыха; 11) социальное обеспечение; 12) свобода личности.
В Беларуси основными социально-экономическими показателями уровня жизни служат номинальные и реальные доходы на душу населения, номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата, средний и реальный размер назначенной месячной пенсии.
Наряду с понятием «уровень жизни», ключевыми для понимания путей развития любого общества является понятие «качество жизни». Качество жизни – это оценка совокупности условий социального, умственного и физического благополучия, как они понимаются отдельным человеком или группой людей. Качество жизни населения того или иного государства определяется экономическими, социальными, демографическими, экологическими, географическими, политическими и моральными факторами.
К объективным факторам можно отнести: потребление продуктов питания, обеспеченность товарами и услугами, жилищные условия, уровень занятости, образования, социального обеспечения и др.
Среди субъективных факторов выделяют: удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением и др. Организация экономического сотрудничества и развития, характеризуя качество жизни, выделяет восемь основных аспектов жизнедеятельности человека: здоровье, развитие через образование, занятость и качество трудовой жизни, досуг и отдых, состояние потребительского рынка товаров и услуг, окружающей среды, личная безопасность, социальные возможности и социальная активность.
Качество жизни определяется также уровнем физического и психического здоровья, культурного и интеллектуального потенциала. Оно зависит от количества свободного времени, расходов на услуги, отдых, культурный досуг, туризм и путешествия. Одним из индикаторов качества жизни является благополучие семьи, в формировании которого важную роль играют психосоциальные и духовно-нравственные аспекты. Важное влияние на качество жизни оказывают уровень информированности населения и доступности информации, степень гражданских и политических свобод.
Уровень жизни выступает в неразрывном единстве с образом жизни людей. Образ жизни – это социально-экономическая категория, выражающая вид, способ жизнедеятельности людей (общества, социального слоя, личности) в национальном и мировом сообществе. Образ жизни охватывает различные стороны жизнедеятельности человека:
Ø труд, формы его социальной организации;
Ø быт, формы использования свободного времени;
Ø участие в политической и общественной жизни;
Ø формы удовлетворения материальных и духовных потребностей;
Ø правила и нормы поведения людей, вошедшие в повседневную практику.
Поэтому на образе жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей в той или иной формации, на той или иной стадии общественного роста. В свою очередь, образ жизни оказывает активное влияние на экономические и общественно-политические процессы в обществе.
Понятия образа жизни и уровня жизни взаимосвязаны, но не являются тождественными. Например, показатели уровня жизни могут характеризовать и образ жизни. Однако уровень жизни представляет собой только одно из условий формирования образа жизни, активно воздействует на жизнедеятельность людей. Вместе с тем при одном и том же уровне жизни образ жизни может существенно отличаться.
Социальная политика
Несмотря на значительный прогресс человечества в области повышении благосостояния, бедность остается глобальной проблемой. Поэтому государство вмешивается в распределение доходов, чтобы уменьшить масштабы распространения бедности в обществе.
Колебания уровня бедности во многом зависят от фазы экономического цикла. Официально уровень бедности рассчитывается исходя из регистрируемых (цензовых) доходов семей, т.е. совокупных денежных доходов из всех источников, включая личные источники доходов и трансфертные выплаты государственных органов. Но чтобы решать социальные проблемы, нужно знать число людей, попадающих в категорию бедных только исходя из личных доходов, без учета трансфертных выплат государственных органов. Считают, что семьи, которые относились бы к категории бедных, если бы не получали помощи от государства, находятся в состоянии предпороговой бедности.
Наряду с денежными выплатами и пособиями при определении предпороговой бедности учитываются также трансферты в натуральной форме – бесплатное предоставление товаров или услуг, не подразумевающее выплату какого-либо денежного эквивалента (талоны на питание, бесплатная медицинская помощь, жилье и т.д.). Такие трансферты менее ценны для их адресатов, чем получение их денежного эквивалента. Однако с помощью натуральных трансфертов правительство оказывает помощь другим экономическим субъектам. Так, выдавая бедным талоны на питание, правительство оказывает помощь сельскохозяйственным производителям, а помогая бедным жильем, оно автоматически оказывает помощь строительным организациям.
При определении размера социальной помощи учитывается стоимость жизни – количество денег, которое домохозяйство должно заплатить за товары и услуги, необходимые для обеспечения определенного стандарта комфортности существования. В качестве последнего может использоваться стоимостная оценка благ, которые нужны для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека.
Индекс стоимости жизни рассчитывается по формуле:
, (16.9)
где gi0 – рациональный набор товаров и услуг в базисном году;
Pi0 и Pi1 – цены на товары и услуги соответственно в базисном и текущем году.
Здесь индекс стоимости жизни определяется как отношение стоимости «потребительской корзины» текущего года к стоимости «потребительской корзины» базисного года. Потребительская корзина – научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий и особенностей, сложившихся в стране.
Индекс стоимости жизни может рассчитываться и как отношение общей стоимости товаров, необходимых в данной местности для обеспечения определенного эквивалентного уровня жизни, к стоимости товаров, необходимых для обеспечения определенного эквивалентного уровня жизни в другой местности. Индекс показывает, во сколько раз бюджет семьи в одной местности должен быть больше бюджета семьи в другой местности, чтобы эти две семьи имели примерно одинаковый уровень жизни. Здесь наборы товаров будут различаться в сельской и городской местности, в небольшом и крупном городе. Стоимость жизни также изменяется с ростом семьи, но не пропорционально, так как по мере роста числа детей возникает определенная экономия.
Помощь бедным и малоимущим, естественно нуждающимся в социальной защите, может состоять как в повышении их дохода (путем предоставления трансфертов), так и в том, чтобы предоставить возможности беднякам самим покончить с бедностью. В соответствии с этим выделяют две группы программ социальной помощи.
К первым относятся программы государственной помощи и программы социального страхования. Программы государственной помощи предусматривают безвозмездные выплаты тем членам общества, чей доход не превышает определенного уровня (помощь многодетным семьям, медицинская помощь, бесплатное питание, дополнительный страховой доход престарелым, инвалидам), а программы социального страхования – выплаты всем членам общества независимо от их доходов по наступлении определенного события в жизни (при выходе на пенсию, наступлении инвалидности, потере работы и т.п.).
Вторая группа – это образовательные программы, программы, направленные на поддержание статуса семьи (в полноценных семьях выше уровень благосостояния), программы борьбы с дискриминацией, безработицей (выделение субсидий предпринимателям для создания новых рабочих мест, увеличение количества занятых в государственном секторе), установление минимальной заработной платы и т.д.
Программы социальной помощи подвергаются критике, так как:
1. Система социального обеспечения способствует уменьшению сбережений в экономике. Если бы не выплачивались налоги и отчисления от заработной платы, люди бы сами осуществляли сбережения, которые могли быть использованы для развития производства. Социальное обеспечение значительно уменьшает сумму, которую частные лица сберегают для себя;
2. Фирмы могут свободнее увольнять работников, так как возражения с их стороны будут меньше, когда есть пособия по безработице;
3. Установление минимальной заработной платы способствует росту безработицы, особенно в долгосрочном периоде, а суммарный доход бедных при этом возрастает незначительно (удельный вес заработной платы в таком доходе по сравнению с доходами из других источников мал);
4. Отдельные программы поощряют распад семьи: бóльшая помощь предоставляется детям, живущим с одним родителем, чем с двумя;
5. Программы перераспределения доходов ложатся дополнительным налоговым бременем на заработанные доходы. Так, финансирование программ социального страхования осуществляется за счет специального налога, 0,5 которого в США взимается с заработной платы работников, а 0,5 оплачивается работодателем (в Беларуси – 1 и 30 % от фонда заработной платы для сельскохозяйственных предприятий).
Совершенствование механизма регулирования уровня жизни и доходов населения, системы социальной защиты малообеспеченных граждан в Беларуси опирается на развитую систему социальных нормативов.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – это стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.
Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. В прожиточный минимум входят продукты питания, одежда, белье, предметы общесемейного пользования; лекарства, предметы санитарии и гигиены; услуги детских дошкольных учреждений; транспортные, бытовые и жилищно-коммунальные услуги.
Бюджет прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети .– это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.
В настоящее время функцию черты бедности (критерия отнесения к малообеспеченным) в Беларуси выполняет БМП.
В среднем на душу населения на один месяц БМП на 8.11.2004 г. составлял 129 тыс. руб., для трудоспособного населения – 139, пенсионеров – 113, студентов – 135, детей в возрасте от 3 до 16 лет – 143, детей до 3-х лет – 113 тыс.руб.
Соотношение среднемесячной заработной платы и МПБ на одного члена семьи из четырех человек в месяц в 1993 г. в Беларуси составл