Экономическая и нормальная прибыль

Прибыль обычно определяют как разность между валовым доходом и валовыми издержками. Определение валового дохода не составляет трудности. Однако следует выяснить, что включается в валовые издержки.

С точки зрения бухгалтера в издержки включаются денежные расходы, которые фирма несет на приобретение машин, оборудования, сырья, материалов, на выплату заработной платы работникам и т.д. В этом случае фирма осуществляет внешние издержки, поскольку выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим субъектам. Внешние бухгалтерские издержки включают в себя только денежные затраты. Если из полной выручки вычесть эти издержки в результате появляется бухгалтерская прибыль. При таком расчете игнорируются внутренние издержки, то есть платежи за аналогичные ресурсы, которыми владеет или которые производит сама фирма. Такая трактовка прибыли исключает внутренние издержки на заработную плату, ренту, проценты и нормальную прибыль.

Экономическая, или чистая прибыль – это то, что остается после вычитания всех издержек как внешних так и внутренних на заработную плату, ренту и проценты, и нормальную прибыль – из общего дохода фирмы. Поэтому бухгалтерская прибыль всегда больше экономической на величину внутренних издержек. Специфика внутренних издержек фирмы состоит в том, что в их состав входит и предпринимательский фактор, как плата за предпринимательский талант по управлению фирмой. Эта плата, являясь частью внутренних издержек, называется нормальной прибылью. Она указывает на то, что на предприятии внешние и внутренние издержки возмещаются, а предприниматель получает доход, равный минимальной величине возмещения предпринимательских усилий.

Когда предприниматель организует процесс производства, соединяя в нем различные ресурсы, управляет фирмой и принимает необходимые экономические решения, он выступает как разносторонний специалист, являясь одновременно менеджером, инженером, торговым агентом, юристом, начальником отдела кадров и т.д. И только осуществляя все эти функции, предприниматель тем самым выполняет саму предпринимательскую функцию. В этом случае доход предпринимателя будет складываться, по крайней мере, из двух частей. Одна часть дохода будет представлять плату за труд предпринимателя по организации и ведению дела. Вторая часть дохода предпринимателя обусловлена тем, что он, как правило, является собственником капитала и вкладывает этот капитал в дело. Доход на капитал, принадлежащий предпринимателю, может быть выражен в виде годовой процентной ставки.

Эти две части дохода предпринимателя будут представлять собой прибыль с точки зрения бухгалтера, но с точки зрения экономиста – все это элементы издержек. В совокупные издержки входит и нормальная прибыль предпринимателя, необходимая для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Экономическая прибыль возникает только в том случае, если общая выручка превышает все издержки – и внешние и внутренние, включая и нормальную прибыль. Следовательно, доход, превышающий сумму внутренних и внешних издержек, образует экономическую, или чистую прибыль.

Источники прибыли

Прибыль – важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства. Исторически по мере изменения экономических условий менялись взгляды на сущность, факторы и источники прибыли. Так, меркантилисты исходили из того, что прибыль возникает в сфере обращения в результате разницы цен при купле-продаже товара, особенно во внешней торговле.

А. Смит, Д. Риккардо, Дж. С. Милль, социалисты XIX века представляли предпринимателя и капиталиста в одном лице и пришли к выводу, что прибыль выступает как доход капиталиста, полученный им в соответствии с размером авансированного капитала. Это объясняется тем, что в ту эпоху подавляющая часть используемого капитала принадлежала предпринимателю. При этом смешивался вопрос об оплате предпринимателю за капитал и о его прибылях. Находясь на позиции теории трудовой стоимости эти ученые не смогли объяснить происхождение источника прибыли.

К. Маркс, опираясь на положение трудовой теории Д. Рикардо, объясняет источник прибыли в двойственности характера труда наемного рабочего. Работник конкретным трудом изготовляет товар и переносит на него стоимость потребленных средств производства, а абстрактным трудом воспроизводит эквивалент стоимости своей рабочей силы и создает прибавочную стоимость для капиталиста как собственника факторов производства. Прибавочная стоимость после реализации товара превращается в прибыль, присваивается капиталистом и на поверхности явлений представляется как порождение всего капитала. Созданная в процессе производства прибавочная стоимость распределяется и среди других групп капиталистов, не участвующих в производстве, в том числе торговых капиталистов, владельцев денежных капиталов. Одновременно происходит распределение прибавочной стоимости между отраслями в результате перелива капитала. Каждый стремится вложить свой капитал в более прибыльную отрасль. В результате свободного перелива капитала происходит выравнивание нормы прибыли и формирование средней нормы прибыли.

Экономическая и нормальная прибыль - student2.ru Экономическая и нормальная прибыль - student2.ru (15.1)

где Экономическая и нормальная прибыль - student2.ru - средняя норма прибыли;

Экономическая и нормальная прибыль - student2.ru - масса прибыли, получаемая всеми отраслями в экономике;

Экономическая и нормальная прибыль - student2.ru - величина авансированного капитала во все отрасли экономики.

Средняя норма прибыли свидетельствует о том, что равновеликие капиталы приносят равновеликую прибыль. Валовой доход фирмы выступает в теории марксизма как цена производства созданных благ и включает издержки производства и среднюю прибыль. Средняя прибыль принадлежит собственнику средств производства и тождественна в некотором смысле нулевой экономической прибыли излагаемой в настоящее время в экономической теории в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Тем самым К. Маркс источник прибыли капиталиста видел в неоплаченном труде наемного рабочего, условием получения прибыли являлся наличный капитал капиталиста.

К другим выводам в отношении прибыли пришел французский экономист Ж.-Б. Сэй. Выделяя и развивая из теории А. Смита элементы, которые К. Маркс считал ошибочными, Ж.-Б. Сэй обосновал теорию трех факторов производства. Согласно этой теории земля, труд и капитал, участвуя в производстве в качестве его факторов приносят своим владельцам соответствующий доходы – ренту, заработную плату, прибыль и процент. При этом Ж.-Б. Сэю принадлежит авторство в плане введения в научный оборот термина «предприниматель» как отличного от капиталиста участника экономического процесса. Ж.-Б. Сэй писал «о той части прибылей предпринимателя, которая поступает как бы в вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководство» (Сэй Ж.- Б. Трактат политической экономии. М. – 1896. – С. 58.). Однако трактовка предпринимательской прибыли у Ж.-Б. Сэя сводилась, скорее, лишь к плате за управление, не отличающейся принципиально от заработной платы рабочих. Размер предпринимательской прибыли, по Ж.-Б. Сэю, зависит от соотношения спроса и предложения на рынке услуг предпринимателей. Высокая ценность данной услуги объясняется его недостаточным предложением, чему способствуют три причины. Во-первых, предприниматель должен быть первоклассным заемщиком, то есть обладать соответствующей репутацией, позволяющей воспользоваться услугами владельца капитала. Во-вторых, предприниматель должен обладать талантом управления, понимаемым как редкое сочетание в одном лице самых разнообразных интеллектуальных и психологических качеств, позволяющих принимать верные решения и побуждать окружающих к их выполнению. И наконец, в-третьих, высокий риск в сфере деятельности предприятия может быть не связан с достоинствами предпринимателя как такового, но его последствия могут затронуть материальное благополучие и деловую репутацию последнего.

Развитие предприятия на протяжении ХХ в. привело к разделению владельцев предприятий, с одной стороны, на пассивную массу акционеров, которые ограничиваются внесением капитала и получением дивидендов, природа которых ближе к недоговорному проценту, нежели к собственно прибыли, а с другой стороны – на «исполнительную группу», на реальных управляющих предприятия, которые берут на себя ответственность за ход производства, получение прибыли и будущее крупной фирмы. Кроме того, функции управления предприятием рассредоточиваются на различных уровнях управленческого персонала. Оплата членов этой исполнительной группы не является тем, что традиционно называется прибылью. Они получают жалованье, дополняемое рядом доплат и привилегий. Их оплата зависит от успехов в выполнении возложенных на них функций в управлении предприятием.

В современной экономике можно выделить три вида прибыли:

- прибыль мелкого предпринимателя, зачастую и владельца своего дела;

- прибыль крупной фирмы, которая является скорее прибылью компании, а не отдельных личностей и принимает частично форму жалованья или прибавок к жалованью, когда речь идет об управленческом персонале;

- прибыль акционера, которая сближается с процентом.

Рассмотрение этих исходных проблем приводит к выводу, что прибыль является формой дохода, которая не может быть сведена, например, к зарплате, проценту, ренте и структура которого в современной экономике чрезвычайно сложна. Поэтому для объяснения прибыли рассмотрим различные теории, которые пытались ее проанализировать.

Первые объясняют происхождение прибыли внешними причинами связанными с нарушениями конкурентного равновесия.

Конъюнктурные теории рассматривают прибыль как результат рыночного неравновесия. В условиях рыночного равновесия весь доход фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному продукту. Здесь нет места прибыли. Представим, что в результате внешних причин внезапно изменилась рыночная конъюнктура, например, произошло повышение спроса на некий товар. Это привело к росту его цены. Следовательно, выручка фирмы (TR = PQ) возросла. Однако цены факторов производства (издержки фирмы) не изменились. Они, как правило, закреплены долгосрочными контрактами. Их производительность также осталась неизменной. Поэтому нет причины выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего. Следовательно, у фирмы остается некоторая часть дохода. Это и есть прибыль фирмы. И, наоборот, при падении спроса возникает убыток (отрицательная прибыль).

Итак, можно дать достаточно простое объяснение появления прибыли (или убытка) – это зависит от изменения рыночной конъюктуры. А конъюктура может меняться из-за самых неожиданных причин (причиной может быть и вмешательство государства).

Одно из известных объективных объяснений появления прибыли связано прежде всего с ссылками на несовершенство конкуренции. Прибыль получается фирмой вследствие ее доминирования на рынке. Прибыль при тех или иных видах несовершенной конкуренции, монополии, монопсонии, монополистической конкуренции, олигополии уже рассматривалась в главах.

Вторые – предполагают существование четвертого фактора производства – предпринимательского таланта и соответственно получения дохода владельцем этого фактора (предпринимателя) – предпринимательской прибыли. Так, выдающийся американский экономист Й.А. Шумпетер (1883–1950 гг.) в 1912 г. в своей знаменитой книге «Теория экономического развития» (русский перевод 1982 г.) впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя, новатора, как его называл Й. Шумпетер. Роль новатора заключается в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства. Эти новые сочетания и есть нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. Что делают предприниматели в отличие от обыкновенных управляющих? Как пишет Й. Шумпетер – «Они не накопили никаких определенных благ, не создали никаких первичных средств производства, а только, более целесообразно и выгодно применили уже существующие. Они осуществили новые комбинации. Они предприниматели, и их прибыль, излишек над всеми обязательствами – это предпринимательская прибыль». При этом следует различать изобретения – открытие новых технологий или методов и собственно инновации – внедрение изобретений в хозяйственную практику.

Шумпетер выделяет 5 основных типов инноваций:

- производство нового вида товара или создание нового качества товара;

- освоение нового рынка или рыночного сегмента;

- внедрение новой технологии при производстве товара, а также новый способ коммерческого использования товара либо замена одного товара на аналогичный, но более дешевый;

- получение нового источника сырья или полуфабрикатов для производства товара;

- организационно-управленческие нововведения и реорганизация предприятия.

Й. Шумпетер отличает прибыль предпринимателя от платы за управление предприятием и премии за риск ведения бизнеса, которые он прямо относит в затраты производства. По Й. Шумпетеру, предприниматель никогда не несет риска от внедрения своих инноваций. Если его дело терпит крах, то убытки несет кредитор, владелец капитала, предоставивший ему заем на организацию бизнеса. Если же предприниматель приобретал факторы производства на собственные средства, то он тоже терпит убытки как кредитор, но не как предприниматель. Единственное, чем он рискует – это своей репутацией.

Погоня предпринимателей за прибылью влечет за собой постоянные нововведения в производстве и, следовательно, является «двигателем» экономического и технического прогресса. «Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития». В статичном же мире нет места для прибыли: предпринимателя как такового нет, его заменяет обычный управляющий, получающий плату за управление. Он не несет убытков и не получает соответственно никакой прибыли.

Шумпетер выделяет три условия, при которых предприятия в результате внедрения нововведений получает положительную прибыль: во-первых, цена при увеличении предложения товара после внедрения нововведения не должны быть ниже цены до внедрения, по крайней мере, предельный продукт труда должен быть не ниже первоначального; во-вторых, затраты на «эксплуатацию» нововведения (например нового станка) не должны превышать затраты на производство того же количества товара до внедрения, и, в-третьих, то же самое следует сказать и о возможном повышении цен факторов производства в результате внедрения инновации (например, необходимо платить более высокую заработную плату рабочим более высокой квалификации).

Фактически Й. Шумпетер рассматривает прибыль как доход особого фактора производства – предпринимательства, т.е. прибыль, по его словам, «стоимостное выражение того, что создает предприниматель, подобно тому, как заработная плата – стоимостное выражение того, что создает рабочий». Однако между прибылью и другими видами доходов есть существенная разница: не существует предельной производительности предпринимательской деятельности; предпринимательская прибыль – это временное и уникальное по размерам в каждом конкретном случае явление, не зависящее от прибылей других предпринимателей. К тому же предпринимательский талант ни в коей мере не является ни бесконечно делимым, ни однородным товаром.

Между прибылью от нововведений и монополией существует взаимосвязь: сначала новатор может оказаться в положении монополиста. Фирма становится обладателем новых изобретений и технологических инноваций. Это в свою очередь подстегивает конкуренцию, поскольку привлекает внимание других фирм, которые начинают искать новые способы технических усовершенствований и открытий. Конечно, прибыль за счет новых изобретений и технических инноваций не может оставаться постоянной, поскольку такие усовершенствования со временем начинают применяться другими предпринимателями. Кроме того, в дальнейщем появляются другие изобретения и усовершенствования, и поэтому такая монопольная прибыль носит временный характер.

В динамичной экономике будущее всегда неопределенно. Поэтому представления о риске как факторе формирования прибыли встречаются уже у основателей экономической науки, например у А. Смита. Однако чаще концепцию риска и неопределенности как источника прибыли связывают с именем американского экономиста Ф. Найта (1885–1972 гг.), который в работе «Риск, неопределенность и прибыль» (1921 г.) провел классический анализ этой проблемы. Ф. Найт представляет прибыль как компенсацию за риск, которому подвергается предприниматель, берущий на себя всю неопределенность перспектив своего дела. Предприниматель никогда не может быть уверен получит ли он прибыль или понесет убытки.

По Ф. Найту предприниматель постоянно сталкивается с риском, который принимает две разновидности:

1. Есть виды риска, которые могут быть статистически просчитаны и от которых можно застраховаться, например риск пожара на складе готовой продукции или риск стихийного бедствия. Страховые взносы предприниматель включает в свои производственные затраты.

2. Другие виды риска неопределенны и не могут быть ни вычислены, ни застрахованы, они вытекают из условий спроса. Следует ли увеличивать или сокращать производство? Нужно ли поднять или снизить цены? Такие решения выпадают на долю предпринимателя и ответственность за которые он не может возложить на кого-либо другого. Он может собрать большое количество информации, опереться на мнение других, но решение он принимает в конечном счете сам. Ф. Найт определяет директора как человека, который отдает приказы, а предпринимателя – как того, кто выбирает человека, отдающего приказы. Прибыль выступает, таким образом, как результат того уникального вида риска, который не поддается измерению

В 1942 году в статье «Прибыль и предпринимательские функции», вышедшей в приложении к «Журналу экономической истории», Ф. Найт попытался в своей концепции учесть анализ прибыли, проведенной Й. Шумпетером. Он связал прибыль с тремя функциями предпринимателя:

1. Функция лидерства, или экономического первопроходца, аналогичной функции новатора Й. Шумпетера;

2. Функция приспособления к переменам;

3. Функция взятия на себя риска.

Поэтому теории Й. Шумпетера и Ф. Найта представляют прибыль как вознаграждение за функции предпринимателя, которые появляются лишь в динамичной экономике.

Перечисленные точки зрения на происхождение прибыли не исключают друг друга, а частично совпадают. Так, прибыль за новаторство или усовершенствование можно рассматривать как монопольную прибыль. В свою очередь и то, и другое можно считать частными ступенями проявления неопределенности экономических процессов и принятия решений в условиях такой неопределенности. Поэтому, риск ошибиться в решении должен соответствующим образом вознаграждаться.

Возникает вопрос какая из перечисленных теорий лучше всего объясняет происхождение прибыли? Однозначного ответа на него дать нельзя, ибо каждая из них раскрывает какую-то одну сторону этого сложного вопроса. Но необходимо знать, каким образом современные предприятия и фирмы могут извлекать свои прибыли, используя разные приемы и способы, начиная от связанных с уменьшением издержек производства, и заканчивая основанными на особых способностях предпринимателей и талантах новаторов.

Функции прибыли

Прибыль как цель предпринимательской деятельности реализуется в ее функциях. При этом прибыль фирмы выполняет три основные функции: учетную, стимулирующую и распределительную.

Сущность учетной функции состоит в том, что прибыль является формой учета эффективности предпринимательской деятельности фирмы. Эта функция реализуется в целой системе показателей. Уже абсолютная величина прибыли свидетельствует о том, что предприятие ведет свое дело динамично и эффективно.

Рентабельность (нем. rentabel – доходный, прибыльный) – показатель эффективности единовременных и текущих затрат. Она определяется отношением прибыли к единовременным и текущим затратам. Различают рентабельность производства и рентабельности продукции.

Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия и определяется отношением годовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств:

Экономическая и нормальная прибыль - student2.ru (15.2)

где Р0 – рентабельность производства, %;

Пб – балансовая прибыль, ден. единиц;

Фо – среднегодовая стоимость основных фондов, ден. единиц;

Фоб – величина оборотных средств, ден. единиц.

Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат и определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции:

Экономическая и нормальная прибыль - student2.ru (15.3)

где Рп – рентабельность реализуемой продукции, %;

Пп – прибыль от реализации продукции, ден. единиц;

Сп – себестоимость реализуемой продукции, ден. единиц.

Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам. В настоящее время для определения прибыльности предприятия рекомендуется использование ряда новых показателей, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой:

Экономическая и нормальная прибыль - student2.ru (14.4)

где ROE – коэффициент рентабельности собственного капитала;

П – чистая прибыль (прибыль после уплаты налогов;

Кс – средний размер собственного капитала.

Этот коэффициент, выраженный в процентах показывает степень возмещения собственного капитала и характеризует необходимое условие существования и развития предприятия. Знаменатель получен как среднее данное начала и конца периода.

Рентабельность инвестиций (англ.profito bility index) – показатель, принятый для оценки эффективности инвестиций, представляющий собой отношение приведенных доходов к приведенным на ту же дату инвестиционным расходам. Этот показатель позволяет определить, в какой мере возрастают средства инвестора (фирмы) в расчете на одну денежную единицу инвестиций. Его расчет можно выполнить по формуле:

Экономическая и нормальная прибыль - student2.ru (15.5)

где Pt – денежное поступление в to –ом году, которые ожидается получить благодаря инвестициям;

Kt – инвестиции в to -ом году;

tn и to – года начала производства продукции и окончания капитального строительства соответственно;

T– количество лет эксплуатации проекта.

В этой формуле сравниваются две части чистой текущей стоимости – доходная и инвестиционная. Если при некоторой форме дисконта рентабельность проекта равна единице (100%), это означает, что приведенные доходы равен приведенным инвестиционным издержкам и чистый приведенный дисконтированный доход равен нулю. Следовательно, норма дисконта является внутренней нормой прибыли (доходности). При норме дисконта меньше внутренней нормы окупаемости рентабельность составляет больше единицы. Таким образом, превышение единицы рентабельности инвестиций означает некоторую дополнительную доходность проекта при данной процентной ставке.

Абсолютная величина прибыли является материальной основой возрастания капитала фирмы, базой для накопления за счет собственных источников.

Стремление получить экономическую прибыль, обойти конкурентов, укрепить свои позиции на рынке – постоянно действующий мотив предпринимательской деятельности.

Ожидание экономической прибыли стимулирует наиболее рациональное сочетание и эффективное использование ресурсов. Рассчитывая на получение экономической прибыли, предприниматель стремится так организовать производство и сбыт продукции, чтобы добиться снижения затрат, повышения отдачи от использованных факторов производства, и с этой целью осуществляет технические нововведения, осваивает новые производства, идет на риск. В этом проявляется стимулирующая функция прибыли.

Существование экономической прибыли способствует эффективному распределению ресурсов в экономике. Наличие в какой-либо отрасли прибыли, превышающий средний уровень подает сигнал о большей привлекательности данной сферы использования ресурсов. В ответ на полученный сигнал в эту отрасль направляются ресурсы из других отраслей, где их использование приносит меньший доход. Соответственно, в результате такого перелива ресурсов возрастает в целом эффективность функционирования экономики. При этом прибыль создает стимулы для расширения производства продукция, которого пользуется спросом, и выступает источником финансирования такого распределения. Предприятия, получающие более высокую прибыль, имеют возможность часть этой прибыли направить обратно в производство в качестве инвестиций. Получение фирмой экономической прибыли сегодня создает не только стимулы для предпринимателя, но и реальные возможности для получения такой прибыли в будущем. Потери же прибыли сигнализируют о желании общества свернуть убыточные отрасли, предприятиям которых не удается приспособить свою производственную деятельность к выпуску товаров и оказанию услуг, предпочитаемых потребителями, и обуславливают такое распределение ресурсов, которое ориентировано на предпочтения потребителей, хотя наличие монополии на рынке готовой продукции и на рынке ресурсов сдерживает мобильность фирм и перемещение ресурсов.

ВЫВОДЫ

1. Экономическая или чистая прибыль – это разница между валовым доходом фирмы и ее валовыми издержками; последние включают помимо внешних еще и внутренние издержки, составной частью которых является нормальная прибыль.

2. Нормальная прибыль означает, что предприниматель получает доход, равный минимальной величине возмещения предпринимательских способностей.

3. Бухгалтерская прибыль представляет разницу между валовым доходом и внешними издержками; она включает внутренние издержки.

4. Различные экономические школы рассматривали сущность, факторы и источники прибыли по-разному. Меркантилисты считали, что прибыль создается в сфере обращения в результате разницы цен купли-продажи товара во внешней торговле. Классики А. Смит, Д. Рикардо прибыль объясняли как доход от авансированного капитала, К. Маркс видел источники прибыли в прибавочной стоимости – неоплаченном труде рабочего, Ж.- Б. Сэй – в оплате деятельности предпринимателя.

5. Одни теории объясняют происхождение прибыли внешними причинами, связанными с нарушениями конкурентного равновесия под влиянием изменений объемов спроса и предложения и в монополизме.

6. Другие теории предполагают наличие четвертого фактора - предпринимательского таланта как источника нововведений. Они вводят понятие нестрахуемого риска, который реализуется в деятельности предпринимателя в качестве фактора формирования прибыли или убытков.

7. Прибыль выполняет три функции: учетную, стимулирующую и распределительную.

Наши рекомендации