Понятие сертификации. Общие сведения
ТЕМА 3. СЕРТИФИКАЦИЯ
Понятие сертификации. Общие сведения
Сертификация – это процедура подтверждения третьей независимой стороной, т.е. организацией, не зависящей от заинтересованных сторон (изготовителей, исполнителей, продавцов и потребителей), соответствия должным образом идентифицированной продукции, процесса или услуги конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификация в переводе с латинского означает «сделано, верно».
Цель сертификации – защита потребителей от получения некачественной продукции или услуги.
Объекты сертификации – продукция, услуги, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
Сертификация является одним из видов деятельности по оценке соответствия.
Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых объекту.
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции (услуги), процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и пр., положениям стандартов или условиям договора.
Цели подтверждения соответствия:
· удостоверение соответствия продукции и процессов ЖЦП, работ и услуг (или иных объектов) техническими регламентам, стандартам, условиям договоров;
· повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
· содействие приобретателями в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
· создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также осуществления международной торговли.
При подтверждении соответствия необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
2.установление в соответствующем ТР перечня форм и схем обязательного соответствия по отношению к объектам, определенным видам продукции;
3. ориентация на уменьшение срока проведения процедуры обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
4.недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;
5. недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;
6.защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении подтверждения соответствия;
7.недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования ТР (указанный принцип будет реализовываться в течение переходного периода по мере разработки ТР на соответствующие объекты);
8. презумпция (от лат. - предположение) соответствия продукции, маркированной знаком соответствия. Предполагаемое несоответствие должны доказывать инспектирующие организации. В практике технического регулирования ЕС (откуда заимствован этот принцип) он означает следующее: пока не доказано противное, изготовитель заявляет в декларации соответствия, что его продукция отвечает требованиям гармонизированного стандарта, а значит, и существующим требованиям директивы ЕС.
Виды сертификации
Сертификация может быть обязательной и добровольной.
Обязательная сертификация
Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, от которых зависят здоровье и жизнь потребителя, а также безопасность его имущества и окружающей среды.
Номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в России, определяется Госстандартом РФ в соответствии с законом «О защите прав потребителей» и включает в себя более 100 групп продукции и услуг. Например:
· продукцию пищевой промышленности;
· продукцию мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности;
· медикаменты, продукцию медицинского назначения и медтехнику;
· продукцию сельскохозяйственного производства, растениеводства и животноводства;
· услуги общественного питания;
· техническое обслуживание.
При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращения причинения вреда имуществу потребителя. Согласно ст. 6 Федерального закона «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации также по показателям энергоэффективности.
При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации – Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Самая представительная и известная система – Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России.
Правила сертификации
1. В качестве ОС или ИЛ допускаются организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке.
2. Аккредитацию ОС и ИЛ организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительской власти в пределах своей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.
3. Если в систему аккредитации несколько ОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.
4. Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.
5. Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в едином реестре.
Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной продукции (группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.
6. Официальным языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке.
7. При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в федеральный орган исполнительской власти по техническому регулированию. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению знаков соответствия, выдача и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации.
8. Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или групп услуг.
Схемы сертификации
Схема сертификации – схема,определенная совокупностью действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.
Сертификации продукции
Позиция 1 – регистрационный номер сертификата
Позиция 2 – Срок действия сертификата (число, месяц –арбскими цифрами через точку, год – 4-мя арабскими цифрами. Срок действия сертификата устанавливает ОС, но не более чем на три года.
Позиция 3 – регистрационный номер ОС, его наименование, телефон и телефакс.
Позиция 4 –наименование, тип, вид, марка продукции, обозначение стандарта, ТУ, серийный выпуск, номер дата выдачи накладной, договора, документа о качестве.
Позиция 5 –код продукции (шесть разрядов с пробелом после первых двух) по Общероссийскому классификатору продукции.
Позиция 6 –обозначение НД, на соответствие которым проведена сертификация.
Позиция 7 –9-разрядный код продукции по классификатору товарной номенклатуры ( для импортируемой и экспортируемой продукции).
Позиция 8 – реквизиты организации-изготовителя.
Позиция 9 – реквизиты юридического лица, которому выдан сертификат.
Позиция 10 –документы, на основании которых выдан сертификат (протоколы испытаний, санитарно-эпидемиологическое заключение, декларация соответствия и пр.).
Позиция 11 –внешние идентифицирующие признаки продукции (вид тары.упаковки, условия действия сертификата, номер схемы сертификации и пр.).
Позиция 12 – подписи, инициалы, фамилии руководителя ОС, эксперта, печать ОС.
Цвет бланка сертификата при обязательной сертификации – желтый, при добровольной – голубой.
Действие сертификата на партию продукции, имеющей срок годности, должно распространяться на срок, не более срока годности продукции.
Для серийно выпускаемой продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата, последний действителен при ее поставке, продаже в течение срока службы.
Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе. На рис.3 дано изображение знаков соответствия в системе ГОСТ Р.
Рис.3. Знаки соответствия:
ТЕМА 3. СЕРТИФИКАЦИЯ
Понятие сертификации. Общие сведения
Сертификация – это процедура подтверждения третьей независимой стороной, т.е. организацией, не зависящей от заинтересованных сторон (изготовителей, исполнителей, продавцов и потребителей), соответствия должным образом идентифицированной продукции, процесса или услуги конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификация в переводе с латинского означает «сделано, верно».
Цель сертификации – защита потребителей от получения некачественной продукции или услуги.
Объекты сертификации – продукция, услуги, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
Сертификация является одним из видов деятельности по оценке соответствия.
Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых объекту.
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции (услуги), процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и пр., положениям стандартов или условиям договора.
Цели подтверждения соответствия:
· удостоверение соответствия продукции и процессов ЖЦП, работ и услуг (или иных объектов) техническими регламентам, стандартам, условиям договоров;
· повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
· содействие приобретателями в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
· создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также осуществления международной торговли.
При подтверждении соответствия необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
2.установление в соответствующем ТР перечня форм и схем обязательного соответствия по отношению к объектам, определенным видам продукции;
3. ориентация на уменьшение срока проведения процедуры обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
4.недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;
5. недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;
6.защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении подтверждения соответствия;
7.недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования ТР (указанный принцип будет реализовываться в течение переходного периода по мере разработки ТР на соответствующие объекты);
8. презумпция (от лат. - предположение) соответствия продукции, маркированной знаком соответствия. Предполагаемое несоответствие должны доказывать инспектирующие организации. В практике технического регулирования ЕС (откуда заимствован этот принцип) он означает следующее: пока не доказано противное, изготовитель заявляет в декларации соответствия, что его продукция отвечает требованиям гармонизированного стандарта, а значит, и существующим требованиям директивы ЕС.