Чистая монополия: сущность, виды, показатели
Чистая монополия (от греческого «monos» - один и «poleo» - продаю) – ситуация на рынке, когда в отрасли господствует единственный производитель определенного товара; выпускаемая им продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. Ряд ученых (Э. Чемберлен, Д. Робинсон и др.) считают, что монополизм – это объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако конкуренции.
В масштабах страны встречается редко, а в масштабах города типична. Например, в Нижнем один аэропорт, одна железная дорога, один автозавод и т.д.
В ряде отраслей избежать монополий невозможно, так как монополии способствуют развитию НТП; крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и снижать себестоимость продукции. Поэтому, со стороны государства нет запрета на их деятельность. Государство даже может искусственно создавать барьеры для вступления фирмы в отдельную отрасль – например, выдаются лицензии и патенты.
Однако существуют и недостатки:
Рис. . Запрещенные законом направления монополистической деятельности
Поэтому со стороны государства разрабатывается антимонопольное законодательство и осуществляется антимонопольное регулирование.
Отдельно выделяют естественные монополии – когда наиболее оптимален вариант производства продукции одной фирмой. Например, водоснабжение – фирма «Водоканал».
Монополист может сам определять объем производства и назначать цену. Поэтому для монополиста условие равновесия фирмы P>MR = МС (в совершенной конкуренции P=MR).
Показатели монопольной власти:
1. Индекс монопольной власти (индекс Лернера) - IL
IL = (Pm – MC) / Pm = 1 / E (40)
где IL – лернеровский индекс монопольной власти;
Pm – монопольная цена;
МС – предельные издержки;
Е – эластичность спроса на продукцию
В условиях совершенной конкуренции IL равен нулю. Если IL положителен, то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная всласть.
Так же IL считается как:
IL = (P – AC) / P = (P – AC) ∙ Q / PQ = TPr / TR (41)
2. Показатель степени концентрации рынка (индекс Херфиндаля-Хиршмана) Iнн
IHH = S11 + S22 + S33 + … + Snn(42)
IHH - индекс Херфиндаля-Хиршмана$
S11 - удельный вес самой крупной фирмы;
S22 - удельный вес следующей по величине фирмы;
…
Snn - удельный вес наименьшей фирмы.
Монополистическая конкуренция
Предполагает наличие десятков фирм, тайный сговор по ценам между которыми практически невозможен. Существует там, где необходима дифференциация продукции – продукты близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Ставка делается на расширение разнообразия сортов, качества, торговых марок, уровня сервиса, упаковок, рекламы.
Везде, где существует дифференциация, каждый продавец обладает монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны других заменителей. Важное значение имеют как ценовые, так и неценовые факторы конкуренции: реклама, возможность покупки с рассрочкой платежа, гарантийный ремонт. Нет высоких барьеров вступления в отрасль, однако существуют патенты, лицензии, торговые марки, просто лицензируются товары-субституты.
При монополистической конкуренции существует неполная загрузка производственных мощностей. Условие равновесия фирмы при монополистической конкуренции: P > MC = MR (при совершенной P=MC=MR).
Присуща розничной торговле, производству одежды, обуви и др.
Олигополия
Олигополия (от греческого «oligos» - немногочисленный) – ситуация на рынке, когда относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь достаточно жесткого контроля над ценами. Присуща нефтяной, химической промышленности, автомобилестроению, электронике.
Характерные черты:
1. Немногочисленность фирм в отрасли;
2. Высокие барьеры для вступления в отрасль;
3. Всеобщая взаимозависимость- число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Здесь возможны два варианта поведения фирм:
1. Кооперативное;
2. Некооперативное - каждая фирма самостоятельно определяет объем выпуска и уровень цен. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война.
Ценовая война – это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка.
Модели олигополии
1. Модель олигополии Курно - названа в честь сформулировавшего ее французского экономиста А.Курно (1801-1877).
Основные положения модели:
На рынке действует фиксированное число фирм, выпускающих экономическое благо одного наименования;
Вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют;
Фирмы обладают рыночной властью. При этом, сам Курно не знал, что такое рыночная власть. Этот термин появился позднее;
Фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации.
Общее количество фирм на рынке предполагается известным всем участникам. Каждая фирма, принимая свое решение, считает выпуск остальных фирм заданным параметром (константой). Функции издержек фирм могут быть различны и также предполагаются известными всем участникам.
В модели олигополии Курно нет фирм-лидеров и фирм-аутсайдеров. Лидеры и аутсайдеры существуют в модели олигополии Штакельберга.
2. Модель олигополии Штакельберга
Таким образом, наглядное представление о различных рыночных ситуациях и специфических условиях конкретных отношений приведем в таблице:
Таблица
Основные характеристики конкурентных ситуаций рынка*
Признаки | Конкурентная структура рынка | |||
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | |||
монополия | монопол. конкуренция | олигополия | ||
Число производителей | множество | один | много | несколько |
Тип продукции | массовый (стандартизированный) | как правило, уникальный | дифференцированный | стандартизированный или дифференцированный |
Контроль над ценой | отсутствует | значительный (вплоть до полного) | некоторый (в определенных рамках) | ограниченный (при тайном сговоре – значительный) |
Условия вступления в отрасль | свободные | блокируется вступление | сравнительно легко | имеются существенные препятствия |
Неценовая конкуренция | отсутствует | почти нет | применяется широко | весьма типично |
* Источник: Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – С.141