Введение в экономическую теорию
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ВВЕДЕНИЕ | |
1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ | |
Тема 1. Предмет и методы экономической теории ……………….... | |
Тема 2. Базовые экономические понятия ……………………….….. | |
Тема 3. Собственность и хозяйствование …………………………... | |
2. МИКРОЭКОНОМИКА | |
Тема 4. Спрос и предложение …………………………………..…… | |
Тема 5. Рациональное поведение потребителя …………..………… | |
Тема 6. Производство и производственные отношения ……….….. | |
Тема 7. Предприятие как основной субъект экономических отношений …... | |
Тема 8. Рынок. Типы рыночных структур ……..…………………… | |
Тема 9. Рынок труда. Распределение доходов …………………..…. | |
Тема 10. Рынок капитала ……………………..…………….. | |
Тема 11. Рынок земли | |
Тема 12. Экономическая эффективность и провалы рынка | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………... | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………............................................................. |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экономическая теория как учебная дисциплина стала обязательной для получения высшего образования по любой специальности. Интерес к данной дисциплине обусловлен, прежде всего, теми преобразованиями, которые происходят в экономике нашей страны на протяжении последнего десятилетия. Изучение экономической теории позволяет понять образующиеся экономические взаимосвязи между каждым человеком, предприятиями, обществом и государством, определить место и роль человека в происходящих процессах. Этот предмет способствует формированию современного экономического мышления, необходимых практических навыков в области экономики, а также развитию способностей исследования, прогнозирования и проектирования экономических процессов и явлений.
Данное пособие представляет собой соответствующий государственному стандарту курс экономической теории, включающий следующие разделы: общая экономическая теория, микроэкономика и макроэкономика.
Каждый параграф начинается с вступительной статьи, в которой отражены основные понятия и термины по теме. Эти вводные статьи помогают студенту лучше усваивать учебный материал, решать практические задания и являются, таким образом, методическим дополнением учебников и лекций. В пособии приведены схемы, позволяющие рассматривать учебный материал на теоретическом и практическом уровне в их единстве, что обеспечивает возможность увидеть структуру изучаемой проблемы, ее логические связи, а, следовательно, обеспечить более глубокое изучение курса.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Тема 1. Предмет и методы экономической теории
Методы экономической теории
Методы экономического исследования – конкретные способы и приемы, используемые при изучении конкретной действительности (научной абстракции, индукции, дедукции, исторические и логические приемы сравнительного анализа, выборочных исследований и др.).
Первым методом, который использовала экономика, была формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Формальная логика использует понятие – фиксируется мысль о предмете; суждение – это мысль в которой утверждается или отрицается что-либо; умозаключение – прием мышления, посредством которого получают итоговое знание.
В последствии из формальной логики выделились синтез, анализ, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза и др.
Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.
Анализ – это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.
Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного (особенного) к общему.
Дедукция- метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).
Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.
Аналогия – метод, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
Гипотеза – метод, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений или процессов.
Экономическая теория широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особое значение для экономической теории имеет моделирование, т.е. формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. При построении модели применяется метод абстракции: сохраняя главные функциональные зависимости переменных экономических величин и не учитывая второстепенные, модель воспроизводит упрощенные экономические связи, что позволяет создавать сложные теоретические системы. После построения модели необходимо проверить, насколько она соответствует реальным экономическим процессам. Модели бывают статические, в которых анализируется экономическая система в определенный момент времени, и динамические, являющиеся основой для прогнозирования развития в будущем. Различают также линейные и нелинейные модели. Отличительной чертой нелинейных моделей является сложный характер связей, которые невозможно выразить системой линейных уравнений. Кроме математических (знаковых) моделей в экономической теории используются графические модели.
Важнейшим методом экономической теории является системный подход, исследующий функциональные связи - прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что экономические законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.
Потребности
Наука изучает экономические потребности общества и способы их удовлетворения.
Потребности – это нужда в чем-либо, необходимость для поддержания жизнедеятельности и гармоничного развития личности, фирмы и общества в целом. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. Потребности подразделяются на:
1. Первичные – удовлетворяют жизненно важные нужды человека (одежда, пища). Не могут быть заменены одна на другую.
2. Вторичные – относят все остальные потребности (кино, спорт). Могут быть заменены одна на другую.
Экономисты изучают материальные потребности.
Блага
Средства, с помощью которых удовлетворяют потребности, называют благами. Благо – это все то (товары, услуги и др.), что используется для удовлетворения потребностей.
Блага подразделяют на:
I. Экономические и неэкономические
1. Даровые (неэкономические) – имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве, не требуют усилия по их получения и имеют пригодную для потребления форму (например: воздух, солнечный свет);
2. Экономические – это блага в ограниченном количестве, полученные в результате экономической созидательной деятельности человека, посредством производства. Блага, приобретение которых связано с какими-либо усилиями, затратами.
Экономические в свою очередь в зависимости от времени использования блага в потреблении делятся на:
1. Долговременные – предполагается многоразовое использование (автомобиль, электроприборы);
2. Недолговременные – исчезают в процессе разового потребления (хлеб, напитки).
II. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые
1. Взаимозаменяемые (субституты) – заменяемы один на другой. Для них действует правило: с ростом цены одного блага из них увеличивается потребление другого блага и наоборот. Например, сок и минералка.
На уровне производства взаимозаменяемыми благами является труд и капитал: с удорожанием ручного труда становится выгодно заменять его машинами. Однако абсолютной взаимозаменяемости производственных ресурсов не существует.
2. Взаимодополняемые (комплементарные блага) – применение одного из двух (нескольких) требует одновременного использования другого блага. Например, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Изменение спроса на одно из таких благ меняет спрос на другое благо аналогичным образом: с ростом цены одного из них сокращается потребление обоих, и наоборот.
III. Потребительские и капитальные блага
1. Потребительские блага – непосредственно используются потребителями для личного (конечного) потребления. Относят продукты питания, бытовую технику и т.д.
2. Капитальные блага (ресурсы) – экономические блага, которые используются в процессе производства для создания других благ. Относят средства производства, то есть элементы основного и оборотного капитала.
IV. Частные, коллективные и общественные блага.
Деление благ осуществляется в зависимости от: а) характера потребления (индивидуальный, коллективный, общественный); б) соперничества в потреблении – ситуация, когда использование блага одним лицом означает невозможность одновременного его использования другим лицом; в) экономическая целесообразность (низкие издержки) предотвращения доступа к благу посторонних лиц.
1. Частные блага – характеризуются индивидуальным характером потребления. Например, одежда, обувь, зубная щетка.
2. Коллективные блага – процесс потребления носит коллективный характер. До определенной границы «насыщаемости» среди потребителей отсутствует соперничество в потреблении. Например, кинотеатр, парк культуры и отдыха.
3. Общественные блага – отсутствует соперничество и «исключаемость» в потреблении, то есть потребление данного блага одним потребителем не уменьшает доступности этого блага для других потребителей. Соответственно из потребления данного блага не возможно кого-либо исключить. Например, городская инфраструктура (дороги, светофоры), национальная безопасность страны и организация правопорядка, освещение улиц и т.д.
Среди благ выделяют также блага с положительными внешними эффектами (положительными экстерналиями) – блага, создание которых приносит выгоды не только тем, кто непосредственно их потребляет или получает какие-либо доходы от их использования, но и посторонним лицам. Например, облагороженная территория, прилегающая к торговому центру, личное уличное освещение частного дома.
Ресурсы
Экономические ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, то есть экономических благ. Ресурсы делят на:
1. Материальные – имеют вещественную, осязаемую форму. Например, капитал, земля;
2. Людские – труд, предпринимательские способности.
Создаваемые блага имеют важную характеристику – ценность.
Экономические ресурсы ограниченны, поэтому одновременное и полное удовлетворение всех потребностей общества принципиально не возможно. Возникает проблема экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей человека.
Все имеющиеся у общества ресурсы, в том числе и время, имеют альтернативный характер. Альтернатива – один из двух возможных взаимоисключающих путей. Выбор одного решения одновременно означает отказ от других решений.
С этими обстоятельствами связано определение одного из фундаментальных понятий современной экономики: альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость(альтернативные издержки) – это оценка наиболее предпочтительной из отвергнутых альтернатив или возможностей. Ее можно рассматривать применительно к любому субъекту, принимающему решение (производителю, потребителю, государству).
Наглядное представление проблемы необходимости выбора в условиях ограниченности ресурсов дает кривая производственных возможностей.
Альтернативная стоимость любого товара или услуги определяется тем количеством других товаров или услуг, которым надо пожертвовать, чтобы получить данный товар или услугу.
Например, выбор осуществляется между тракторами и комбайнами. Необходимо рассчитать альтернативную стоимость (ОС) благ.
ОСкомбайна = – Δ Qтрактора / Δ Qкомбайна
И наоборот:
ОСтрактора = – Δ Qкомбайна / Δ Qтрактора
Ее можно рассматривать применительно к любому субъекту, принимающему решение (производителю, потребителю, государству).
Понятие альтернативной стоимости возникает, как следствие, концепции “издержек упущенных возможностей”. Отправные позиции данной концепции: запасы ресурсов ограничены; имеется несколько возможностей их применения.
По сути, альтернативные затраты – это экономическая категория и отличие от бухгалтерского понимания затрат хорошо иллюстрируется типом вопроса, который может задать экономист и бухгалтер. В случае приобретения какого-либо предмета экономист спросит: от чего я должен отказаться? В устах бухгалтера вопрос будет звучать: сколько я должен истратить? С появлением понятия экономические затраты связан и другой термин: экономическая прибыль.
Экономический кругооборот
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ между экономическими агентами, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Основными агентами являются:
1. Домохозяйства (семья) – предъявляют спрос на потребительские товары и одновременно поставляют экономические ресурсы (труд и др.).
2. Предпринимательский сектор (фирмы) – предъявляют спрос на ресурсы, предлагая в свою очередь потребительские товары и услуги.
Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом движения ресурсов, потребительских благ и доходов (рис.3).
Так же в модель кругооборота может быть включен:
3. Государственный сектор (государство) – предоставляет специфические блага: безопасность, науку, инфраструктуру и за это собирает часть денег в виде налогов (рис.4)
Экономические системы
Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов, отвечающих за структуру общества; порядок обмена и потребления экономических благ; производственные отношения.
Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции.
Выделяют четыре экономические системы:
1. Традиционную – отношения строятся на основе традиций. Распределение, обмен и потребление благ осуществляется в зависимости от положения человека в обществе, и закрепляются традицией, моралью, религией. Отсутствует общественное разделение труда. Потребности удовлетворяются только за счет собственных ресурсов. Экономика изолирована от внешнего мира. На вопрос «что производить» традиционное общество отвечает: «то же, что и раньше». «Как производить?»- так же, используя известные технологии. То есть развитие технологий, экономический рост отсутствуют. Система характерна для племенных общин и экономически отсталых стран.
2. Рыночную – цены играют основную роль в распределении ресурсов и выборе товаров. Система основывается на трех принципах: частной собственности, свободном образовании цен, конкуренции. Ограничивается роль государства. Главная движущая сила экономики – личный интерес. На вопросы «что производить» и «как производить» ответы: «то и так, чтобы получить максимум чистой прибыли»; «для кого производить» - для внешнего потребителя, но не любого, а того, который платит больше денег. То есть производитель согласует свои намерения с потребителем блага.
3. Плановую (административно-командную) – распределение ресурсов и производство (виды продукции, её объемы) планируется централизовано. Система основывается на принципах: государственная (общественная) собственность, директивное ценообразование, централизованное планирование, монополизм производства. Доход в обществе зависит от должности. Личный интерес подчиняется общественному. Решения принимаются централизованно, «сверху», исполняются по приказу. Основными чертами такого типа хозяйства являются: подчинение потребления производству, отсутствие материальных стимулов повышения эффективности, нормирование распределения ресурсов, прикрепление поставщиков к потребителям, искажение цен и пропорций производства, товарный дефицит, теневые потоки корректирующего характера.
4. Смешанную – сочетание свободного рынка с элементами государственного регулирования. При этом государство имеет право: определять таможенную и налоговую политику, иметь свой коммерческий сектор на рынке, контролировать цены, ограничивать монополию. Выделяют пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:
- обеспечение занятости;
- полное использование производственных мощностей;
- стабилизация цен;
- параллельный рост заработной платы и производительности труда;
- равновесие платежного баланса.
Смешанная экономика возникла в «межвоенный» период и в настоящее время представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.
Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется активной антициклической политикой, проводимой в соответствии с планами; развитой системой трансфертных платежей.
Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.
Модель согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) – в основе лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.
В России в настоящее время существует экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы.
Рис. 3. Простая модель кругооборота
Рис.4. Кругооборот с участием государства
Практикум
Формы собственности
Формы собственности связаны с конкретным владельцем, с тем хозяйствующим субъектом, которому принадлежат средства производства.
По форме права собственности выделяют:
1. Частную собственность – собственность граждан или юридических лиц, созданная в качестве коммерческих организаций, означающая их исключительные права владения, использования и распоряжения ею. Средства производства и результаты принадлежат частному лицу.
Частная форма собственности может приобретать различные совместные формы хозяйствования:
1. Кооперации,
2. Товариществ,
3. Акционерных обществ и др.
Отдельно выделяют личную собственность – имущество семьи не предполагающее производительного использования с целью получения прибыли. Создается и приумножается за счет его (гражданина) доходов от участия в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и др. ценные бумаги и др.
2. Государственную собственность - средства производства и его результаты принадлежат государству. В обществе есть сферы деятельности, где государственная собственность более эффективна, чем частная. Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности республики, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Например, собственность муниципальная – форма экономических отношений между людьми по поводу имущества, принадлежащего ассоциациям граждан, живущих в краях, областях, районах и др. первичных административно-территориальных образованиях и совместно ими используемого. В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образований могут находиться предприятия с/х, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и др. предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного хозяйства, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.
Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности РФ: золотой запас, алмазные и валютные фонды, ресурсы континентального шельфа и др.
3. Совместную собственность (смешанную). В современной экономике распространена смешанная форма капитала – государственная и частная (АО); совместных предприятий и организаций.
По форме присвоения выделяют:
1. Индивидуальную - личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность;
2. Коллективную - кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т.д.;
3. Государственную - общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства.
Практикум
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 1. Спрос и предложение
Отклонения в функциях
Существует ряд отклонений в функциях:
1. «Парадокс Гиффена» - описывает спроса на продукты питания во время голода, войны или кризиса: при постоянном и многократном повышении цен на хлеб и картофель спрос на них только растет.
Рис. 6. «Парадокс Гиффена»
2. «Эффект Веблена» - описывает спрос на дорогостоящие товары, свидетельствующие о высоком социальном статусе покупателя (машины, ювелирные изделия). Снижение цен на такие товары может уменьшить их привлекательность, а соответственно и снизить спрос.
Рис.7. «Эффект Веблена»
Закон спроса
Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Чем выше цена, тем меньше величина спроса (см. график).
Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса.
Рис.8. Изменение спроса под действием ценового фактора
Рис.9. Изменение спроса под действием неценовых факторов
Таблица 4
Сдвиг линии спроса под действием неценовых факторов
Факторы | Изменение спроса | Сдвиг линии спроса |
Изменение цен на товары-заменители (субституты) | Рост цены на товары-заменители | |
Снижение цен на товары-заменители | ||
Изменение цен на дополняющий товар (комплементы) | Рост цен на дополняющий товар | |
Снижение цен на дополняющий товар | ||
Доходы покупателей | Увеличение доходов покупателей | |
Снижение доходов покупателей | ||
Мода | Товар вышел из моды | |
Реклама | Фирма увеличивает расходы на рекламу своего товара | |
Сезонные изменения | В холодное время года используется больше электроэнергии | |
Ожидания покупателей | Покупатели думают, что товар скоро подорожает |
Закон предложения
Закон предложения – это прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Чем выше цена, тем выше величина предложения (см. график).
Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения.
а) б)
Рис.11. Изменение предложения под действием ценового фактора (а) и неценовых факторов (б)
Таблица 6
Сдвиг линии предложения под действием неценовых факторов
Факторы | Изменение предложения | Сдвиг линии предложения |
Изменение цен на факторы производства | Рост цены на факторы производства | |
Снижение цен на факторы производства | ||
Технический прогресс | Внедрение новых технологий, оборудования | |
Сезонные изменения | Благоприятные погодные условия приведут к увеличению предложения продукции в сельском хозяйстве | |
Налоги | Введение налога на товар | |
Дотации (субсидии) | Установление дотаций на производство товара | |
Увеличение спроса на другие товары | Рост спроса на другие товары | |
Ожидания производителей | Ожидается сокращение спроса |
Равновесие спроса и предложения. Варианты комбинирования линий спроса и предложений
Рыночное равновесие – это состояние рынка, для которого характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений (взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения). По сути, это ситуация на рынке, когда планы продавцов и покупателей совпадают.
Выделяют:
1. Частное равновесие – сбалансированность отдельного рынка;
2. Общее равновесие – сбалансированность экономической системы в целом.
На рис.11. точка Е – точка равновесия – точка пересечения кривой спроса и кривой предложения. Цена, уравновешивающая спрос и предложение, называется равновесной ценой (РЕ), а соответствующий ей объем – равновесным объемом (QЕ).
Рис.12. Равновесие спроса и предложения
Отклонения от равновесия:
а) Если цена устанавливается выше равновесной (Р1>РЕ), то Qd<Qs – возникает избыток товаров на рынке, равный величине Qs – Qd;
б) Если цена устанавливается ниже равновесной (Р2< РЕ), то Qd>Qs – возникает избыток товаров на рынке, равный величине Qd –Qs.
Так как равновесная цена обычно ниже максимально предлагаемой покупателем цены, величину выигрыша покупателя (излишка) можно выразить графически площадью над ценой равновесия под кривой спроса (площадь ΔАЕРЕ) – обозначается CS. Поскольку равновесная цена обычно выше минимальной цены, по которой могли бы предложить товар производители, выигрыш производителя (излишек) определяется площадью ниже цены равновесия над кривой предложения (площадь ΔВЕРЕ) – обозначается РS. Поскольку минимальная цена производителя определяется затратами на производство, следовательно площадь фигуры OBEQЕ – издержки производства.
Процентное изменение цены
ЕРd = ΔQ / ΔР
При практических расчетах эластичности используется два подхода: дуговая эластичность (эластичность на интервале) и точечная эластичность (эластичность в точке):
1. точечная эластичность – это величина эластичности спроса по цене, определяемая для каждого значения цены, то есть для каждой точки кривой спроса.
ЕРd = ΔQ ∙ Р1= (Q1 – Q2) ∙ Р1 (2)
ΔР Q1 (P1 – P2) Q1
где ЕРd – коэффициент прямой эластичности;
Р1 и Q1 – цена и величина спроса до изменения ситуации на рынке;
Р2 и Q2 – цена и величина спроса после изменения ситуации на рынке.
Расчет коэффициента прямой эластичности можно сделать с помощью первой производной:
ЕРd = dQ ∙ P1 (5)
DP Q1
Например: рассчитать коэффициент прямой эластичности спроса по цене, если известно, что цена товара выросла с 1,5 руб. до 2 руб. за единицу, а объем спроса сократился с 1000 ед. до 900 ед.
ЕРd = (Q1 – Q2) ∙ P1 = (1000 – 900) ∙ 1,5 = 0,3
(P1 – P2) Q1 (1,5 – 2) 1000
2. дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке d1d2.
ЕРd = ΔQ ∙ Р = (Q2 – Q1) ∙ (P2 + P1) (3)
ΔР Q (P2 – P1) (Q2 + Q1)
Дуговая эластичность может считаться и через средние значения показателей
ЕРd =- (Q2 – Q1) ∙ (P2 + P1) / 2 (4)
(P2 – P1) (Q2 +Q1) / 2
Эластичность спроса по доходу(ЕId) – отражает изменение спроса потребителя в зависимости от роста или снижения его дохода. Показатель ЕIdиспользуется так же для классификации потребляемых товаров по качеству. Рассчитывается как отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению доходов потребителей.
[ЕId] = процентное изменение объема спроса ()
DI Q1
2. дуговая эластичность (эластичность на интервале):
ЕId = (Q2 – Q1) ∙ (I2 + I1)(6)
(I2 – I1) (Q2 + Q1)
Если ЕId < 0 – показатель эластичности спроса относительно дохода отрицательный, человек потребляет низкокачественный товар.
Если ЕId > 0 - показатель эластичности спроса относительно дохода положительный, человек потребляет «нормальный» товар.
Если 0< ЕId < 1 - человек потребляет только товары первой необходимости.
Если ЕId = 1 - человек может себе позволить потреблять товары второй необходимости.
Если ЕId > 1 - человек потребляет предметы роскоши (высококачественный товар).
Например:
Задание. Если при эластичности спроса населения на товар по цене составляет минус 1,5, а по доходу 2,0, то при повышении цены товара на 3 % и росте дохода на 4 % спрос …
Решение: ЕРd = ΔQ / ΔР, отсюда ΔQ = ЕРd · ΔР = (-1,5) · 3 = - 4,5. ЕId = ΔQ / ΔI, отсюда ΔQ = ЕId · ΔР = 2 · 4 = -8. Общее изменение спроса 8 – 4,5 = 3,5 %.
Перекрестная эластичность(Еdab) – показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-либо товар «а» от процентного изменения цены на какой-либо другой товар «б».
При практических расчетах эластичности используется два подхода:
1. точечная эластичность (эластичность в точке)
Еdab = (Qa1 - Qa2 ) ∙ Рb1 = ΔQa ∙ Рb1 (7)
(Рb1 - Рb2) Qa1 ΔPb Qa1
где Qa1 и Qa2 – величина спроса на товар «а» соответственно до и после изменения цены товара «b»; Рb1 и Рb2 – цена товар «b» соответственно до и после изменения.
Расчет перекрестной эластичности можно сделать с помощью первой производной:
Еdab = dQa ∙ Рb1 (8)
dPb Qa1
2. дуговая эластичность (эластичность на интервале):
Еdab = (Qa2 - Qa1 ) ∙ (Рb2 + Рb1 ) (7)
(Рb2 - Рb1) (Qa2 + Qa1)
Если Еdab > 0, то товары «а» и «b» взаимозаменяемые;
Если Еdab < 0, то товары «а» и «b» взаимодополняющие друг друга;
Если Еdab = 0, то товары «а» и «b» не зависят друг от друга;
Факторами, влияющими на эластичность спроса, являются:
1. наличие на рынке товаров-заменителей – чем их больше, тем выше эластичность спроса на данный товар;
2. универсальность использования товара – чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса;
3. фактор времени – чем длительнее период наблюдения, тем более эластичен спрос;
4. доля расходов в бюджете на данный товар – чем выше доля, тем эластичнее спрос;
5. уровень доходов потребителя – эластичность спроса на товар у потребителей с разным уровнем доходов различна;
6. консерватизм потребителей – чем более необходим товар потребителю, тем ниже эластичность спроса.
Взаимосвязь эластичности спроса по цене с валовой выручкой предпринимателя: Выручка предпринимателя максимальна в точке, где эластичность спроса по цене равна 1, то есть TRmax, когда ЕРd = 1.
Эластичность предложения
Эластичность предложенияпо цене (ЕРS) показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент. Рассчитывается как отношение процентного изменения величины предложения товара к заданному процентному изменению его цены.
ЕРS = ΔQ : ΔР (10)
Q Р
Выделяют три вида эластичности предложения по цене:
1. эластичное предложение (ЕРS > 1) – рост цен обуславливает увеличение объема производства, а соответственно и рост предложения;
2. с единичной эластичностью (ЕРS = 1) – изменение цены влечет за собой такое же (в %) изменение объема предложения.
3. неэластичное предложение (ЕРS <1) – повышение или понижение цен не отражается на величине предложения.
Факторами, влияющими на эластичность предложения, являются:
1. цены других товаров;
2. способность товаров к длительному хранению;
3. фактор времени;
4. уровень достигнутого использования ресурсов;
5. степень монополизированности отрасли;
6. технологические особенности налаживания производства определенного товара.