Интеграционные процессы в мировом хозяйстве.

Термин «интеграция» применяется в разных сферах жизни – политике, биологии, математике и т. д. В основном под интеграцией понимаются различные объединения. В экономике же этот термин тоже имеет место.

Но здесь речь идет о дальнейшем развитии общественного характера международного производства. Интеграция предполагает объединение производственных и научных потенциалов нескольких стран для вывода их на принципиально новые производственно-технические и социально-экономические рубежи, для поднятия их экономического сотрудничества на более высокий уровень развития. В результате курса стран на интеграцию должно произойти постепенное сближение их национальных хозяйств и появление совместного международного производства.

Таким образом, экономическая интеграция представляет собой подлинное обобществление производства на международном уровне с помощью сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации.

Такого рода обобществление выражается в повышении эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и в формировании оптимальной структуры их национальной экономики.

Основным фактором, побуждающим страны объединять свои усилия, является рассмотрение экономической интеграции в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвовавшей во взаимном международном разделении труда, и неограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи.

Интегрирующийся страны планируют увеличить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, которые возникают в ходе развития регионального международного обобществления производства:

1) расширяется экономическое пространство, в пределах которого действуют хозяйствующие субъекты. Между предприятиями интегрирующийся стран усиливается конкурентная борьба, которая стимулирует их к активным поискам более совершенных технических средств и новых технологий, приводящих к повышению эффективности производства. Это касается всех стран—участниц интеграции, но особенно стран с менее высоким уровнем развития. Более развитые страны, подключая своих соседей к интеграции, способствуют их быстрому экономическому росту и тем самым созданию там более емких рынков;

2) региональные экономические объединения стран позволяют создать более стабильную и предсказуемую ситуацию для развития взаимной торговли по сравнению с традиционными двух– или многосторонними переговорами, интересы участников которых очень отличаются друг от друга;

3) интеграционные блоки не только улучшают взаимную торговлю их участников, но и укрепляют их согласованную позицию в рамках торговых переговоров во Всемирной торговой организации. Выступления от лица блока более весомы и дают лучшие результаты в области международной политики;

4) интеграционные объединения, возникающие в современной мировой экономике, предоставляют возможность входящим в них странам использовать преимущества экономики масштаба. В частности, эти преимущества позволяют расширить масштабы рынка сбыта, поддержать местных производителей, особенно среди новых отраслей национальной промышленности, сократить меж страновые торговые издержки и извлечь другие торговые льготы на основе теории экономики масштаба. Кроме того, расширенное экономическое пространство создает лучшие условия для привлечения прямых иностранных инвестиций на рынки больших размеров, на которых есть смысл создавать самостоятельные производства;

5) региональные интеграционные объединения формируют для их участников благоприятную внешнеполитическую среду. В самом деле, одной из важнейших задач всех существующих ныне интеграционных блоков является усиление сотрудничества их членов не только в экономической, но и в политической, военной, культурной и других неэкономических сферах.

По мнению Е. Р. Молчанова (кандидата исторических наук), интеграционные процессы реализуется с помощью ряда предпосылок.

Во-первых, одинаковы или сходны уровни экономического развития интегрирующийся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Более того, интеграционные процессы идут заметно активнее между государствами, находящимися на близком уровне экономического развития.

Попытки интеграционных объединений между промышленно развитыми и развивающимися государствами хотя и имеют место, но находятся на раннем этапе становления, который пока не позволяет сделать однозначных выводов о степени их эффективности.

Во-вторых, территориальная близость интегрирующихся стран, наличие во многих случаях обшей границы. Большинство интеграционных группировок мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных в непосредственной географической близости и имеющих общие транспортные коммуникации. Затем к первоначальной группе стран подключались другие соседние государства.

В-третьих, предпосылкой возникновения новых интеграционных блоков является так называемый демонстрационный эффект. Дело в том, что в странах, участвующих в международной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны.

К примеру, демонстрационный эффект проявился наиболее ярко в желании некоторых восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского союза, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных экономических предпосылок.

Международная экономическая интеграция не может быть спонтанной. Опыт показал: для реального обобществления производства между любыми странами нужно сознательно осуществить процесс развития международного регионального разделения труда и международной производственной кооперации, опираясь при этом на определенные экономические ориентиры. Таким образом, важной основополагающей спецификой интеграционного этапа развития экономического сотрудничества заинтересованных стран является то, что оно обязательно предусматривает политическое решение сторон о переводе взаимного разделения труда на новый уровень и свободного развития международной производственной кооперации. Такой переход международного регионального разделения труда на интеграционный этап направляет обязательно на сознательное коллективное регулирование правительствами заинтересованных стран многих внешнеэкономических акций и изменение национальных процессов воспроизводства в соответствии с этими акциями.

Отношение объединяющихся стран к третьим странам – проблема экономической интеграции. Каждая международная экономическая интеграция образуется именно как региональное обобществление производства. Однако очень часто в экономической литературе и особенно в периодической печати можно встретить утверждение, что эта интеграция не изолируется от третьих стран, не отгораживается от них непреодолимыми барьерами. Естественно, полной изоляции интегрирующийся партнеров от третьих стран не существует. Но все-таки обычные экономические отношения нельзя приравнивать к интеграции. Это потому, что у любой интеграции есть какая-то экономическая грань, которая отгораживает ее участников от третьих стран.

Участники международной экономической интеграции ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня не только на своей территории, но и во всем интегрирующийся содружестве, а не интегрирующие, но сотрудничающие с ними государства прежде всего заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств. В этом заключается принципиальная разница между ними. Третьи страны не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей структуры своей экономики, по доведению до определенного условленного уровня затрат ресурсов и других экономических показателей, которые являются признаком интернирующегося коллектива государств. Вот почему хотя объединяющиеся страны и не представляют изолированной организации, но, вступив на путь интеграции, должны действовать обособленно в определенном смысле слова. Намечается, что эти государства будут сотрудничать на основе не просто развития международного разделения труда и международной производственной кооперации, а на основе формирования этих кардинальных путей обобществления международного производства в направлении скорейшего повышения производительности труда, результативности производства во всех странах сообщества. Обособленности от мира нет, но определенное экономическое обособление налицо.

Таким образом, интеграционные процессы приближают к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран формируют для себя более благоприятные условия для торговли, для перемещения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран.

Даже не обращая внимания на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не является негативным фактором для развития мировой экономики, если группа интегрирующийся стран, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами. Получается, что экономический регионализм, либерализуя экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор, пока регионализм не ухудшает условия для торговли с остальным миром, он считается положительным фактором развития мировой экономики.

В настоящее время насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа, расположенных в разных частях земного шара.

Международная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней:

1) зону свободной торговли;

2) таможенный союз;

3) общий рынок;

4) экономический союз и политический союз.

Все эти ступени имеют характерную особенность, которая заключается в том, что между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В итоге в пределах интеграционного объединения формируется общее рыночное пространство, где разворачивается свободная конкуренция, и под действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т. д.) возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Из-за этого все страны только выигрывают, так как увеличивается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль. В то же время каждая ступень интеграции имеет специфические черты.

Зона свободной торговли – участвующие в ней страны добровольно отрекаются от защиты своих национальных рынков только во взаимоотношениях со своими партнерами по данному объединению. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли определяет свои собственные тарифы. Такой вид интеграции используется странами ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группами.

Таможенный союз. Участники союза совместно устанавливают единый таможенный тариф для третьих стран, что дает возможность более надежно защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и представляется на международной арене в качестве объединенного торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения лишаются части своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант интеграции осуществлялся в рамках Европейского союза.

Общий рынок. Здесь остаются значимыми все условия таможенного союза. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран-членов данного интеграционного объединения. При этом свобода меж странового передвижения требует более высокого организационного уровня межгосударственной координации экономической политики.

Общий рынок не является завершающим этапом развития международной экономической интеграции.

Для формирования зрелого рыночного пространства необходимо выполнить следующие мероприятия:

1) сделать одинаковые уровни налогов;

2) устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и отраслям;

3) преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах;

4) унифицировать национальные технические и санитарные стандарты;

5) скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты.

Реализация этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного блока повлечет за собой создание единого внутри регионального рынка. Эту ступень интеграции принято называть экономическим союзом. На данном этапе объединяющиеся страны создают управленческие структуры, способные не только наблюдать и координировать экономические действия, но и принимать оперативные решения от имени всего интернационального блока.

Предпосылки для высшей ступени региональной интеграции политического союза образуются с развитием экономического союза в странах. Этот вид региональной интеграции предусматривает преобразование зрелого единого рыночного пространства в единый хозяйственно-политический организм. В результате перехода от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран перестраиваются во внутригосударственные. Проблема международных экономических отношений в границах данного региона перестает существовать.

45. Классификация и характерные особенности глобальных мировых проблем.

Критерии, которые позволяют выделить глобальные проблемы и множество других, стоящих перед человечеством: общемировой характер проблемы (затрагивает интересы всех стран или большинства); в случае нерешенности такой проблемы возникает угроза всему человечеству, регресс в развитии производительных сил; нужда в безотлагательных и решительных действиях на основе коллективных и скоординированных усилий всего мирового сообщества.

Глобальность означает, что проблема подобного рода затрагивает интересы всех классов и слоев общества, всех стран и народов планеты; эта проблема влияет на все сферы общественной жизни и сказывается на положении дел во всех районах планеты, хотя и с разной степенью остроты.

Глобальные проблемы можно сгруппировать по трем сферам действия: проблемы, возникающие в сфере взаимодействия природы и общества: надежное обеспечение человечества сырьем, энергией продовольствием. Продовольственная проблема сохранение окружающей среды; энергетический кризис; миграция населения; конверсия; проблемы войн, разрушений; социальные проблемы; проблемы выравнивания экономического уровня развития стран; освоение ресурсов мирового океана; овладение космическим пространством; проблемы общественных взаимоотношений: отношения между государствами; преодоление отсталости развивающихся стран; локальные и международные кризисы и потрясения; проблемы развития человека и обеспечения его будущего: проблемы приспособления современного человека к меняющимся условиям природной и социальной среды под влиянием происходящей в мире НТР; вопросы современной урбанизации; борьба с эпидемиями и наиболее тяжелыми заболеваниями; духовные ценности человека.

Наши рекомендации