Законодательное регулирование в области охраны труда
За последнее время на государственном уровне проделана значительная работа в области охраны труда, в частности:
I
с 1 января 2014 г. в стране введен единый универсальный инструмент оценки условий труда на рабочих местах —специальная оценка условий труда (далее – СОУТ); субъектами РФ обеспечено планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда до 2020 г.
Например, к настоящему моменту Минтрудом России согласовано 82 проекта региональных программ по улучшению условий и охраны труда. Дорабатываются и будут приняты в 2015 г. региональные программы по улучшению условий и охраны труда в трех субъектах РФ
Мероприятия усматривают:
♦ совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда.
* непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
• информационное обеспечение и пропаганду охраны труда;
• улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
На финансирование региональных программ по улучшению условий и охраны труда в период до 2020 г. планируется направить в общей сложности более 220 млрд руб. Это в т. ч. средства ФСС России (39,4 млрд. руб.), работодателей (173,2 млрд руб.), федерального, регионального и муниципального бюджетов (7,4 млрд руб.).
Кроме того, с 1 января 2015 г. значительно ужесточена административная ответственность субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране труда, особенно за те, что создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (таблица).
Внедрение СОУТ, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», для нас - очень важный проект. Он позволяет нам совершенно иначе распоряжаться теми ресурсами, которые выделяют, с одной стороны, бизнес, а с другой, - государство в целях обеспечения безопасных условий труда, для того, чтобы не подвергать риску жизнь и здоровье человека.
Как известно, механизмы стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников могут быть:
♦ административными;
♦ экономическими.
Применяемая с прошлого года СОУТ как раз и служит той основой, которая позволяет использовать механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда.
Административная ответственность за нарушения в сфере охраны труда
Состав административного правонарушения | Размеры административного наказания (штрафа) | |
для должностных лиц | для юридических лиц | |
С 1 января 2015 г. | ||
Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний | До 25 тыс. руб. | До 130 тыс. руб. |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты | До 30 тыс. руб. | До 150 тыс. руб. |
До 1 января 2015 г. | ||
Общая норма о нарушениях законодательства о труде и об охране труда | До 5 тыс. руб. | До 50 тыс. руб. |
Охрана труда - это сфера, в которой следует действовать превентивно, чтобы обеспечить работникам комфортные и безопасные условия труда. Для этого необходимо, помимо прочего, обеспечить эффективное взаимодействие с органами здравоохранения, которые отвечают за гигиену труда, территориальными органами Роструда
Например, она обеспечивает дифференциацию дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в отношении работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, в зависимости от установленных по результатам СОУТ классов (подклассов) условий труда по принципу «чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте, тем ниже тариф». Объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных (опасных)условиях труда зависит от результатов СОУТ, т. е. применяется принцип «чем выше уровень вредности, тем больший объем защитных мер предоставляется работнику».
В 2014 г. СОУТ проведена в 18 тыс. организаций на 506 тыс. рабочих мест. Численность работников, занятых во вредных условиях труда, составила 24%, что на 8% меньше, чем в 2013 г. В 2015 г. СОУТ проведена в 26 тыс. организаций на 784 тыс. рабочих мест, численность работников, занятых во вредных условиях труда, составила 26%*. Снижение обусловлено выведением из вредных условий труда административного и инженерно-технического персонала, эпизодически контактирующего с вредными производственными факторами.
Сегодня в Минтруде России существует постоянная рабочая группа с участием представителей объединений профсоюзов и работодателей, экспертного сообщества, нагорая занимается мониторингом СОУТ. в т. ч. с точки зрения совершенствовании этого института и внесения поправок в законодательство об охране труда. Организовано анкетирование в субъектах РФ и на официальном сайте Минтруда России.
Подготовлены поправки в законодательство о специальной оценке условий труда (планируемый срок внесении соответствующего законопроекта в Госдуму РФ –июнь 2015 г., а также в Методику проведения специальной оценки условий труда утвержденной приказом от 24.01.2014 № ЗЗн (планируемый срок утверждения изменений — июнь 2015г.)
На повестке дня стоят консультации в отношении как напряженности трудового процесса, так и освещенности. Мы продолжаем дискуссии о гигиенически обоснованном и о справедливом уровне шума, о направлениях развития декларирования условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и о том. что оно должно приносить работодатели», подавшему соответствующую декларации». Необходимо ответить на вопрос о том какие последствия декларирования должны быть с точки зрения работающего человека, как дать ему уверенность в том, что за формальной подачей декларации работодатель не скрыл плохие условия труда.
Что еще предстоит сделать в будущем?
* Информация актуальна на момент подготовки настоящей статьи.
Прежде всего, следует сформировать риск-ориентированную модель управления охраной труда. В настоящее время готовится ряд поправок в Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) с целью обеспечения перехода к объективной оценке существующих профессиональных рисков, т. е. воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов на каждом конкретном рабочем месте, и последующему управлению ими как комплексом взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда.
Процесс управления профессиональными рисками отражен на рис. 7.
Мы понимаем, что необходимо модифицировать охрану труда в рамках ТК РФ, и сейчас эту работу будем переформатировать. Нам обязательно потребуется помощь специалистов, занимающихся гигиеной труда, без которой охрана труда просто бессмысленна. И в этой части Минтруд России будет работать в партнерстве с Роспотребнадзором.
Также в ближайшей перспективе предстоит совершенствовать контрольно-надзорную деятельность в области охраны труда (деятельность Роструда должна быть направлена на усиление консультативной работы с работодателями, введение новых форм взаимодействия с предприятиями по вопросам охраны труда с использованием современных технических средств) и реформировать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (рис. 8).
Рис. 8. Реформирование социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Обеспечение безопасных условий труда - прямая обязанность всех заинтересованных сторон, в т. ч. государства. Без эффективной работы в этом направлении невозможно успешное экономическое развитие страны.
* Методы оценки рисков должны соответствовать характеру деятельности организации, ее размерам и сложности выполняемых операций.