Законодательное регулирование в области охраны труда

За последнее время на государственном уровне проделана значительная работа в об­ласти охраны труда, в частности:

I

с 1 января 2014 г. в стране введен единый универсальный инструмент оценки условий труда на рабочих местах —специаль­ная оценка условий труда (далее – СОУТ); субъектами РФ обеспечено планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда до 2020 г.

Например, к настоящему моменту Минтрудом России согласовано 82 проекта региональных программ по улучшению условий и охраны труда. Дорабатываются и будут приняты в 2015 г. региональные программы по улучшению условий и охраны труда в трех субъектах РФ

Мероприятия усматривают:

♦ совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда.

* непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

• информационное обеспечение и пропаганду охраны труда;

• улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

На финансирование региональных про­грамм по улучшению условий и охраны труда в период до 2020 г. планируется направить в общей сложности более 220 млрд руб. Это в т. ч. средства ФСС России (39,4 млрд. руб.), работодателей (173,2 млрд руб.), федерально­го, регионального и муниципального бюдже­тов (7,4 млрд руб.).

Кроме того, с 1 января 2015 г. значительно ужесточена административная ответствен­ность субъектов трудовых отношений за на­рушения законодательства об охране труда, особенно за те, что создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей (таблица).

Внедрение СОУТ, предусмотренной Фе­деральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», для нас - очень важный проект. Он позволя­ет нам совершенно иначе распоряжаться теми ресурсами, которые выделяют, с одной стороны, бизнес, а с другой, - государство в целях обеспечения безопасных условий труда, для того, чтобы не подвергать риску жизнь и здоровье человека.

Как известно, механизмы стимулирова­ния работодателей к улучшению условий труда работников могут быть:

♦ административными;

♦ экономическими.

Применяемая с прошлого года СОУТ как раз и служит той основой, которая позволяет использовать механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда.

Административная ответственность за нарушения в сфере охраны труда



Состав административного правонарушения Размеры административного наказания (штрафа)
для должностных лиц для юридических лиц
С 1 января 2015 г.
Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатри­ческих освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний До 25 тыс. руб. До 130 тыс. руб.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты До 30 тыс. руб. До 150 тыс. руб.
До 1 января 2015 г.
Общая норма о нарушениях законодательства о труде и об охране труда До 5 тыс. руб. До 50 тыс. руб.

Охрана труда - это сфера, в которой следует действовать превентивно, чтобы обеспечить работникам комфортные и безопасные условия труда. Для этого необходимо, помимо прочего, обеспечить эффективное взаимодействие с органами здравоохранения, которые отвечают за гигиену труда, территориальными органами Роструда

Например, она обеспечивает дифферен­циацию дополнительных тарифов страхо­вых взносов в ПФР в отношении работни­ков, занятых во вредных (опасных) услови­ях труда, в зависимости от установленных по результатам СОУТ классов (подклассов) условий труда по принципу «чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте, тем ниже тариф». Объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных (опасных)условиях труда зависит от результатов СОУТ, т. е. применяется принцип «чем выше уровень вредности, тем больший объем защитных мер предостав­ляется работнику».

В 2014 г. СОУТ проведена в 18 тыс. орга­низаций на 506 тыс. рабочих мест. Числен­ность работников, занятых во вредных усло­виях труда, составила 24%, что на 8% меньше, чем в 2013 г. В 2015 г. СОУТ проведена в 26 тыс. организаций на 784 тыс. рабочих мест, численность работников, занятых во вредных условиях труда, составила 26%*. Снижение обусловлено выведением из вред­ных условий труда административного и ин­женерно-технического персонала, эпизоди­чески контактирующего с вредными произ­водственными факторами.

Сегодня в Минтруде России существует постоянная рабочая группа с участием представителей объединений профсоюзов и ра­ботодателей, экспертного сообщества, наго­рая занимается мониторингом СОУТ. в т. ч. с точки зрения совершенствовании этого института и внесения поправок в законодательство об охране труда. Организовано анкетирование в субъектах РФ и на официальном сайте Минтруда России.

Подготовлены поправки в законодательство о специальной оценке условий труда (планируемый срок внесении соответствующего законопроекта в Госдуму РФ –июнь 2015 г., а также в Методику проведения специальной оценки условий труда утвержденной приказом от 24.01.2014 № ЗЗн (планируемый срок утверждения изменений — июнь 2015г.)

На повестке дня стоят консультации в отношении как напряженности трудового процесса, так и освещенности. Мы продолжаем дискуссии о гигиенически обоснованном и о справедливом уровне шума, о направлениях развития декларирования условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и о том. что оно должно приносить работодатели», пода­вшему соответствующую декларации». Не­обходимо ответить на вопрос о том какие последствия декларирования должны быть с точки зрения работающего человека, как дать ему уверенность в том, что за формальной подачей декларации работодатель не скрыл плохие условия труда.

Что еще предстоит сделать в будущем?

* Информация актуальна на момент подготовки настоящей статьи.

законодательное регулирование в области охраны труда - student2.ru

Прежде всего, следует сформировать риск-ориентированную модель управления охраной труда. В настоящее время готовится ряд поправок в Трудовой кодекс РФ (да­лее - ТК РФ) с целью обеспечения перехода к объективной оценке существующих про­фессиональных рисков, т. е. воздействия на работников вредных и (или) опасных произ­водственных факторов на каждом конкрет­ном рабочем месте, и последующему управ­лению ими как комплексом взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами си­стемы управления охраной труда.

Процесс управления профессиональны­ми рисками отражен на рис. 7.

Мы понимаем, что необходимо модифи­цировать охрану труда в рамках ТК РФ, и сейчас эту работу будем переформатиро­вать. Нам обязательно потребуется помощь специалистов, занимающихся гигиеной тру­да, без которой охрана труда просто бес­смысленна. И в этой части Минтруд России будет работать в партнерстве с Роспотребнадзором.

Также в ближайшей перспективе пред­стоит совершенствовать контрольно-надзор­ную деятельность в области охраны труда (деятельность Роструда должна быть направ­лена на усиление консультативной работы с работодателями, введение новых форм вза­имодействия с предприятиями по вопросам охраны труда с использованием современных технических средств) и реформировать систе­му обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний (рис. 8).

Рис. 8. Реформирование социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

законодательное регулирование в области охраны труда - student2.ru

Обеспечение безопасных условий труда - прямая обязанность всех заинтересованных сторон, в т. ч. государства. Без эффективной работы в этом направлении невозможно успешное экономическое развитие страны.

* Методы оценки рисков должны соответствовать характеру деятельности организации, ее размерам и сложно­сти выполняемых операций.

Наши рекомендации