Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

1. Монополия – это рыночная структура, где:

а) действует только один покупатель;

б) существует небольшое число конкурирующих между собой производителей;

в) имеется только одна крупная фирма – производитель;

г) отсутствует контроль над ценами продукции.

2. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначать любую цену на свой продукт;

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объёма выпуска, которая даёт максимум прибыли;

3. Монополия связана с лицензированием деятельности, поскольку производится:

а) уникальный продукт;

б) качественный продукт;

в) широкий ассортимент;

г) модный продукт.

4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана непосредственно показывает:

а) степень концентрации фирм на рынке;

б) рыночную власть фирмы;

в) тип рыночной структуры;

г) степень рыночной конкуренции.

5. Допустим, что монополист может продать 10 ед. товара то цене 100 долл./ед., Продажа 11 ед. вызывает снижение цены дo 99,5 долл./ед. Предельный доход при увеличении объема продаж с 10 до 11 ед. равен, долл.:

а) 100;

б) 99,5;

в) 94,5;

г) 94,0.

6. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:

а) монополизирует рынок;

б) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;

в) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;

г) сегментирует рынок.

7. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свою продукцию, если:

а) средние издержки снижаются;

б) затраты на рекламу растут;

в) предельный доход выше предельных издержек;

г) предельный доход равен переменным издержкам.

8. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукции, потому что:

а) цена меньше предельного дохода;

б) цена больше предельного дохода;

в) предельные издержки меньше средних издержек;

г) предельные издержки больше средних издержек.

9. Укажите область, где, по Вашему мнению, может быть эффективная монополия:

а) автосервис;

б) водопроводные сети;

в) пиццерия;

г) цветочный ларек.

10. Единственный в отрасли продавец продукта, не имеющего заменителей:

а) монополия;

б) дуополия;

в) метрополия;

г) монопсония.

11. Монополия характеризуется тем, что фирмы:

а) не могут свободно входить в рынок;

б) действует на рынке в большом количестве;

в) обладают полной информацией о рыночных условиях;

г) выпускают дифференцированную продукцию.

12. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы одно условие свободной конкуренции - это:

а) совершенная конкуренция;

б) позитивная конкуренция;

в) формальная конкуренция;

г) несовершенная конкуренция;

д) все ответы верны.

13. Монополия – это:

а) господство ряда конкурентов на рынке;

б) единственный в отрасли продавец товара, не имеющего заменителей;

в) несколько продавцов стандартизированного товара;

г) единственный в отрасли покупатель товара;

д) рыночная структура, в которой отсутствуют барьеры.

14. Условием максимизации прибыли фирмой-монополистом является выпуск такого количества товара, при котором:

а) Р > АТС

б) MR = MC

в) MC

г) АVС

д) MR

15. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свой продукт, если:

а) средние издержки падают

б) затраты на рекламу растут

в) предельный доход выше предельных издержек

г) предельный доход равен переменным издержкам

д) все предыдущие ответы неверны

16. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначать любую цену на свой продукт

б) максимизирует прибыль при условии МR = MC

в) может произвести любой объем продукции и продать его по любой цене

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли

д) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса

17. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям

б) различия в оплате труда по национальности или по полу

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары

г) повышение цены на товар более высокого качества

д) все предыдущие ответы неверны

18. В отличие от конкурентной фирмы монополист стремится:

а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше

б) максимизировать прибыль

в) установить цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса

г) выбирать такой объем выпуска, при котором MR = P

д) производить продукции больше, а цену устанавливать выше

19. Примером естественной монополии является:

а) ОПЕК – международный нефтяной картель

б) компания “Рено”

в) Нижегородский банк “Гарантия”

г) издательство “Известия”

д) городской метрополитен

20. Большинство рынков в экономике представляют собой:

а) совершенную конкуренцию

б) нерегулируемые монополии

в)совокупность конкурентных и монополистических элементов

г) регулируемые монополии

д) естественные монополии

Тема 6. ОЛИГОПОЛИЯ

1. Понятие «олигополии» означает, что на рынке оперирует:

а) только одна фирма производитель;

б) только одна фирма крупный покупатель;

в) несколько крупных фирм, которые могут оказывать влияние на цену;

г) большое число конкурентных фирм.

2. Предельный доход равен рыночной цене у:

а) монополистических конкурентов;

б) участников картеля;

в) монополии;

г) совершенных конкурентов.

3. «Ломаная» кривая спроса для олигополистов обязательно предполагает:

а) разрыв в кривой предельного дохода;

б) разрыв в кривой предельных издержек;

в) постоянное изменение цен;

г) тайное соглашение с фирмами – конкурентами для поддержания согласованной цены.

4. Если снижение цены фирмой – олигополистом поддерживается ее конкурентами, а повышение цены – не поддерживается, то имеет место модель:

а) ценового лидерства;

б) модель «издержки плюс»;

в) «ломаной кривой спроса»;

г) модель картеля.

5. Основной целью создания тайного картеля в олигопольной отрасли является:

а) создание дополнительных барьеров на входе в отрасль;

б) минимизация издержек фирм-участниц;

в) повышение производительности труда;

г) ограничение отраслевого выпуска для повышения цен и доходов.

6. При равновесии наиболее эффективное распределение ресурсов обеспечивает:

а) монополия;

б) олигополия;

в) совершенная конкуренция;

г) монополистическая конкуренция.

7. Целью государственной антимонопольной политики является:

а) снижение уровня рыночных цен и увеличение объемов продаж продукции;

б) снижение уровня рыночных цен и снижение объемов продаж продукции;

в) максимизация налоговых поступлений в государственный бюджет;

г) увеличение прибыльности компаний, занимающих доминирующее положение на рынке.

8. К источникам монопольной власти не относится следующий фактор:

а) эластичность отраслевого спроса;

б) эластичность отраслевого предложения;

в) характер взаимодействия между фирмами;

г) число фирм на рынке.

9. Зависимость между степенью монопольной власти фирмы и эластичностью спроса на ее продукцию определяется соотношением:

а) чем неэластичнее спрос, тем больше монопольная власть;

б) чем эластичнее спрос, тем больше монопольная власть;

в) чем неэластичнее спрос, тем меньше монопольная власть;

г) нет верного ответа.

10. Если на рынке действует одна фирма, то индекс Херфиндаля-Хиршмана равен:

а) 1;

б) 100;

в) 10000;

г) недостаточно данных для расчета.

11. Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на:

а) запрет монополий;

б) обеспечение экономической свободы;

в) развитие условий конкуренции;

г) регулирование цен.

12. «Ломаная» кривая спроса для олигополистов обязательно предполагает:

а) разрыв в кривой предельного дохода;

б) разрыв в кривой предельных издержек;

в) разрыв в кривой средних издержек;

г) скачкообразное изменение цен;

д) тайное соглашение с фирмами – конкурентами для поддержания согласованной цены.

13. Если снижение цены фирмой – олигополистом поддерживается ее конкурентами, а повышение цены – не поддерживается, то имеет место модель:

а) ценового лидерства;

б) модель с одновременным установлением объемов выпуска;

в) модель «издержки плюс»;

г) «ломаной кривой спроса»;

д) модель картеля.

14. Основной целью создания тайного картеля в олигопольной отрасли является:

а) создание дополнительных барьеров на входе в отрасль;

б) увеличение объема продаж;

в) минимизация издержек фирм-участниц;

г) повышение производительности труда;

д) ограничение отраслевого выпуска для повышения цен и доходов.

15. В модели Курно предполагается , что:

а) каждый из дуополистов, принимая решение об объеме производства, считает, что оно не повлияет на объем выпуска продукции другими дуополистами;

б) каждый из современных конкурентов, принимая решение об объеме производства, считает, что оно не отразится на цене продукции;

в) каждый из олигополистов, принимая решение, учитывает возможность реакции на него других олигополистов;

г) каждый из монополистических конкурентов приобретает ресурсы по ценам, которые выше предельных затрат;

д) каждый из монополистических конкурентов приобретает ресурсы по ценам, которые ниже предельных затрат.

16. Вы исходите из предположения, что если Ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если Вы повысите ее, ни одна фирма не последует Вашему примеру. Это означает, что Ваша фирма:

а) сталкивается с жесткой конкуренцией;

б) имеет «ломаную» кривую спроса;

в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;

г) является лидером по объему выпуска;

д) наиболее эффективная в отрасли.

17. Олигополия – это рыночная структура, где оперируют:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель.

18. Какое из утверждений является неверным?

а) последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке называется ценовой войной;

б) ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции, называется тайным сговором;

в) картель – эта группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами;

г) картель выступает как совершенный конкурент.

д) негибкость олигополистических цен объясняется тем, что если одна фирма свои цены снизит, то конкуренты могут сделать то же, а если она их повысит, то ни одна из фирм может не последовать ее примеру.

19. Ломаная линия спроса для олигополиста обязательно сопровождается:

а) тайным сговором с предприятиями-конкурентами для соблюдения договоренной цены;

б) разрывом кривой предельных издержек;

в) разрывом линии предельной выручки.

г) неэффективной работой фирмы;

д) разрывом линии средней выручки.

20. Если предприятие ожидает, что при снижении или повышении им цены все другие участники рынка сделают то же самое, то оно:

а) имеет дело с жесткой ценовой конкуренцией;

б) имеет ломанную кривую спроса;

в) является ценовым лидером рынка;

г) является наиболее эффективным предприятием в области.

д) имеет дугообразную кривую спроса.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета микроэкономики?

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) материальные и духовные потребности;

2. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в народном хозяйстве;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и динамику его цены.

3. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

а) описательным;

б) гипотетическим;

в) индуктивным;

г) дедуктивным.

4. Позитивная микроэкономика изучает:

а) «что есть»;

б) что должно быть;

в) предполагаемые тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

5. Основное значение экономической науки состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

б) дает ученым возможности реализовать свои способности;

в) показывает пути наилучшей организации общества для удовлетворения потребностей людей;

г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

6. Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы:

а) определить технические условия производства;

б) ликвидировать инфляцию и безработицу;

в) установить справедливое общественное устройство;

г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов.

7. Противоположностью метода анализа является:

а) гипотеза; б) дедукция; в) индукция; г) синтез.

8. Научная абстракция – это метод, состоящий в:

а) разложении целого на составные элементы;

б) мысленном отвлечении от несущественных сторон;

в) обобщении данных, добытых анализом;

г) движении мысли от частного к общему.

9. Противоположностью метода дедукции является:

а) синтез; б) гипотеза; в) индукция; г) анализ.

10. Синтез – это метод исследования заключающийся в:

а) обобщении данных, добытых анализом;

б) мысленном отвлечении от несущественных сторон;

в) разложении целого на составные элементы;

г) умозаключении от общего к частному.

11. Экономическая модель не является:

а) инструментом для экономических прогнозов;

б) комплексом экономических принципов;

в) объяснением, как функционирует экономика;

г) идеальным типом экономики или политики.

12. Если утверждается, что две экономические цели взаимоисключают друг друга, то это означает:

а) невозможность одновременного достижения обеих целей;

б) отрицание их в качестве целей, которые должны быть реализованы в определенной стране;

в) что реализация одной рассматривается как результат достижения другой;

г) что эти цели имеют количественное выражение.

13. Использование допущений в экономическом анализе:

а) изменяет внутреннюю логику теории или модели;

б) облегчает решение проблемы;

в) делает модель более реалистичной;

г) увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.

14. Какое утверждение является позитивным:

а) если сокращается производство масла, то будет увеличиваться производство пушек;

б) производство масла должно быть больше чем производство пушек;

в) производство масла и производство пушек должно соответствовать потребностям государства;

г) производство масла и производство пушек должно соответствовать спросу экономических субъектов.

15. Термин «предельный» в микроэкономике означает:

а) небольшое изменение экономической величины;

б) максимальное изменение экономической величины;

в) дополнительное изменение экономической величины;

г) очень большое изменение экономической величины.

16. Наиболее полным определением предмета микроэкономики является:

а) эффективное использование ограниченных ресурсов;

б) максимальное удовлетворение потребителей;

в) производство благ и их распределение;

г) изучение поведения людей и предприятий относительно производства, распределения и потребления товаров;

д) поведение экономических субъектов рынка в условиях экономического выбора.

17. К методам микроэкономического анализа не относятся:

а) предельный;

б) функциональный;

в) научной абстракции;

г) моделирования;

д) агрегирования (совокупных величин)

18. Строя модели, экономисты:

а) разрабатывают предположения, которые упрощают ситуацию;

б) включают всю имеющуюся информацию;

в) должны использовать математические модели;

г) стараются дублировать реальный мир.

д) разрабатывают предположения, которые усложняют ситуацию.

19. Микроэкономика:

а) оперирует совокупными или общими уровнями доходов, занятости и производства;

б) подробно исследует отдельных экономических субъектов, которые представляют экономическую систему;

в) изучает детальную информацию об отдельных сегментах экономической системы;

г) базируется на широком подходе;

д) изучает экономику предприятий.

20. Какими двумя основными причинами можно объяснить существование экономических проблем?

а) влиянием государства на экономику и ростом населения Земли;

б) загрязнением окружающей среды и существованием транснациональных корпораций;

в) наличием безработицы и инфляции;

г) неограниченностью желаний людей и ограниченностью ресурсов.

д) ограниченность ресурсов для реализации капитальных вложений.

Наши рекомендации