Принципы рациональной организации

Управленческого труда

На основе обобщения науки и передового опыта в области организации труда служащих может быть сформулирован ряд принципов, которыми следует руководствоваться при решении методических и практических вопросов проектирования рациональной организации труда в управлении производственным коллективом.

П РИНЦИПЫ   принципы рациональной организации - student2.ru · комплексность · системность · специализация · регламентация · стабильность · целенаправленное творчество
 
 
Рациональной
организации
труда
 
 

1 Комплексность. Сущность этого принципа состоит в том, что проблема совершенствования организации труда в управлении производством должна решаться всесторонне, т.е. с учётом всех её аспектов: организационных и правовых, кибернетических и технических, экономических и социальных, психологических и физиологических.

Организационные аспекты – это установление определённого порядка проведения работы по каждому направлению рациональной организации труда, совершенствованию состава, форм и методов взаимодействия личных и вещественных элементов в труде служащих. Непосредственно с организационными связаны правовые аспекты, призванные обеспечить строгое соответствие прав и ответственности каждого работника и коллектива в процессе осуществления возложенных на них задач и функций.

Кибернетические аспекты предусматривают совершенствование системы управления производственным коллективом путём оптимизации процесса принятия и реализации управленческих решений на основе использования обратных связей, выявления неэффективных звеньев, разработки соответствующих алгоритмов.

Технические аспекты предполагают выявление и реализацию возможностей эффективного использования современных средств вычислительной, документационной и коммуникационной техники в труде служащих для подготовки первичной информации, её обработки и передачи.

Экономические аспекты определяют необходимость соизмерения затрат и результатов труда служащих и на этой базе – создания рычагов и стимулов, призванных обеспечить эффективное функционирование органов управления деятельностью предприятия и его подразделений при одновременном сокращении расходов на их содержание.

Социальные аспекты предполагают повышение содержательности и привлекательности труда служащих путём исключения однообразных, утомительных, нерациональных работ при одновременном расширении круга задач, требующих поиска новых решений, использование и усиление воспитательного эффекта престижности творческого труда, реальное участие членов коллектива в управлении его деятельностью.

Психологические аспекты включают комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, которые должны учитываться при подборе и расстановке кадров, формировании новых подразделений или реорганизации действующих, создании временных групп для решения определённых задач.

Физиологические аспекты предусматривают меры, обеспечивающие сохранение здоровья и работоспособности людей. Они определяются санитарно-гигиеническими, эргономическими и эстетическими требованиями, которые должны учитываться при решении вопросов организации и оснащения рабочих мест служащих, установлении рациональных режимов их труда и отдыха с учётом особенностей умственного труда.

2 Системность. Если принцип комплексности выражает требование полноты рассмотрения объекта во всем многообразии его элементов, т.е. в данном случае совершенствование организации труда служащих по всем направлениям, по всему управленческому циклу с охватом всех аспектов, то принцип системности предполагает их взаимное согласование, увязку, устранение противоречий, выявленных при их совместном, а не изолированном рассмотрении. В результате такого подхода создаётся система организации труда, в рамках которой все её элементы взаимно согласованы и действуют в интересах эффективного функционирования всей системы предприятия.

3 Регламентация. Такой принцип означает установление и строгое соблюдение определённых правил, положений, указаний, инструкций, нормативов и т.п. документов, основанных на объективных закономерностях развития системы управления. При этом выделяется круг вопросов, подлежащих жесткой регламентации, и вопросы, для которых нужны лишь рекомендации, допускающие свободу выбора, творческого поиска решений применительно к конкретным условиям.

Объектами регламентации следует считать содержание, результаты и затраты труда (см. 6.5), а объектами рекомендаций – процессы (их элементы), методы и средства, обеспечивающие их выполнение. Такое разграничение, естественно, не исключает необходимости и целесообразности творческого подхода при установлении содержания, результатов и затрат труда, точно так же как и регламентаций отдельных элементов процессов, методов и средств труда.

4 Специализация. Как и производственные процессы, процессы управления и инженерно-технического обеспечения производства требуют специализации, т.е. такого их построения, при котором за каждым структурным подразделением предприятия закрепляются определённые объекты деятельности – виды продукции, технологические процессы, функции, работы. Специализация является необходимой предпосылкой применения прогрессивных методов и средств труда, повышения его производительности, улучшения качества работы.

Принцип специализации заключается в закреплении за каждым управленческим подразделением определённых функций, работ и операций с возложением на него полной ответственности за конечные результаты управленческой деятельности. В зависимости от характера специализации она может быть:

· функциональной;

· предметной;

· технологической.

¨ Функциональная специализация – наделение органа управления (отдела, службы, бюро, группы) конкретной функцией (техническая, технологическая подготовка производства, кадры, труд и зарплата, материально-техническое снабжение и т.п.), т.е. происходит централизация работ в рамках определённого функционального подразделения. Специализация функциональных служб осуществляется не только по предприятию в целом, но и в пределах производственных подразделений (цехов, отделений).

В большинстве случаев функциональные подразделения в организациях являются централизованными, или смешанными, т.е. наряду со службами (по планированию, технологической и технической подготовке производства) как главными штабами на высшем уровне управления, аналогичные звенья (малочисленные) имеют место на среднем уровне управления (цех, отделение).

¨ Предметная специализация имеет место при гибких организационных структурах, когда формируется управленческое подразделение (коллектив) для решения определённых задач по целевым программам (разработка и реализация проектов реконструкции предприятия, создания и освоения новой продукции и т.д.). Используя программно-целевые методы управления, предметно-специализированные звенья редко могут быть укомплектованы полностью всеми специалистами, да это и не всегда целесообразно. Поэтому они действуют совместно с функциональными подразделениями.

¨ Технологическая специализация в сфере деятельности служащих заключается в структурном выделении вычислительных, документационных и коммуникационных операций из состава работ по всем функциям и сосредоточении их в соответствующих специализированных подразделениях – вычислительном центре, документационном центре, коммуникационном центре.

Обеспечивая положительный эффект, специализация при чрезмерном увлечении ею может сдерживать творческий рост работников и отрицательно повлиять на содержательность их труда и работу коллектива в целом. Поэтому развитие специализации в труде служащих не должно входить в противоречие с объективной потребностью в расширении сферы их деятельности и обеспечении взаимозаменяемости работников, что особенно важно в условиях прогрессивных форм организации коллективного труда.

5 Стабильность. Работа коллектива не может буть успешной, если его состав постоянно меняется, если также часто изменяются его задачи и функции, отсутствует установившаяся система их выполнения. Нестабильность особенно отрицательно сказывается на деятельности предприятия, если касается служащих, поскольку в результате их труда, как в фокусе, отражаются успехи и неудачи не только их собственной работы, но и труда рабочих, степень использования организационных, технических, экономических и социальных факторов роста эффективности общественного производства.

Поэтому в соответствии с принципом стабильности нельзя допускать необдуманных перестановок и перестроек в управлении производством. Вместе с тем принцип стабильности нельзя противопоставлять требованиям динамичности, гибкости, способности существующей организации труда служащих к быстрой перестройке, если это вызывается объективной необходимостью, когда сложившиеся организационные формы не отвечают новым условиям хозяйствования.

6 Целенаправленное творчество. Этот принцип требует достижения двух взаимосвязанных целей:

1) обеспечить творческий подход при проектировании и внедрении рациональной организации труда служащих;

2) максимально использовать творческий потенциал служащих в их повседневной деятельности.

Нововведения в области организации труда и управления проходят те же стадии, которые характерны для творческого процесса во всех отраслях науки и техники:

· анализ существующей практики и сложившихся в ней противоречий;

· изучение достижений науки и передового опыта;

· генерация идеи;

· подготовка и проведение эксперимента;

· анализ результатов эксперимента – как позитивных, так и негативных;

· внесение необходимых коррективов;

· определение возможной сферы применения новшества и принятие соответствующего решения;

· творческое использование новшества в конкретных условиях.

Новая экономическая система хозяйствования несёт с собой много соблазнов по применению оригинальных экономических моделей, где-то и когда-то хорошо зарекомендовавших себя. Практика показывает, что нельзя просто механически копировать даже самый передовой опыт. Его надо не только использовать, но и проявлять при этом инициативу, творческий подход к поиску новых резервов роста производительности труда и повышения эффективности производства.

Использование принципа целенаправленного творчества при решении задач организации труда служащих призвано обогатить практику проектирования и внедрения организационных новшеств в рыночных условиях хозяйствования.

Что касается максимального использования творческого потенциала, то эта цель достигается в значительной мере в результате внедрения передовых форм организации труда. Развитие творчества в каждом трудовом коллективе прежде всего зависит от менеджера-руководителя, который постоянно анализируя положение дел в подразделении и изучая передовой опыт, создаёт атмосферу творческого подхода к процессу управленческого труда. Способность к творческой работе должна рассматриваться как важнейшее профессионально-квалификационное требование, предъявляемое к руководителям и специалистам.

Наши рекомендации