Проектирование организационной структуры управления
Нет такой структуры управления, которая оставалась бы приемлемой всегда. Недостатки структуры снижают производственные показатели организации. Они могут быть обнаружены по таким признакам как:
• слабая мотивация и плохое моральное состояние;
• запоздалые и непродуманные решения;
• конфликты и отсутствие координации;
• увеличение затрат;
• неадекватная реакция на изменение обстоятельств.
Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. чтобы вновь созданная структура позволяла организации продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом добиваться высокой результативности.
Требования к структуре управления. Назовём основные из них:
1. Оптимальность. Структура признаётся оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.
2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его использования в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
3. Надёжность. Организационная структура управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат.
5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
6. Устойчивость. Неизменность основных свойств структуры управления при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и её элементов.
В процессе проектирования оргструктур различают три стадии:
• аналитическую (изучение существующей практики и требований к построению оргструктуры);
• проектную (проектирование структуры управления);
• организационную (организация внедрения спроектированной организационной структуры).
Принципы проектированния. Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при её построении соблюдались принципы проектирования.
К ним относятся:
• целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
• чёткое обособление составных частей оргструктуры (состава её подразделений, потоков информации и пр.);
• обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
• представление полномочий на решение проблем тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу.
Процесс проектирования структуры управления состоит из трёх основных этапов.
Первый этап – анализ оргструктуры. Анализ действующей структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Иначе говоря, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных критериев, характеризующих её качество.
К оценочным критериям относятся:
• принципы управления–соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? Каковы их последствия? Какой объём контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);
• аппарат управления – перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, пересмотр профессионального и квалификационного состава руководителей и специалистов, выявление лишних звеньев и выделение в самостоятельные подразделения каких-то звеньев, создание звеньев по связям с фирмами (предприятиями) и т.д.;
• функции управления – усиление стратегического планирования (корректировка «бизнес-плана»), усиление контроля за качеством продукции, изменение подходов к мотивации труда, отделение разработочных функций от исполнительских, выявление фактически выполняемого состава работ и операций по реализации функций управления и пр.;
• хозяйственная деятельность–изменение технологического процесса, техническое переоснащение предприятия, углубление межфирменного сотрудничества и т.п.
В результате анализа можно выявить «узкие» места в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии оргстурктуры управления от происходящих изменений внешней среды, некомпетентность руководителей и специалистов и др.
Второй этап – проектирование оргструктур. Методические подходы к проектированию оргструктуры управления можно условно объединить в четыре группы:
1) метод аналогий – предполагает использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях;
2) экспертный метод – базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. Они могут (в зависимости от поставленных задач) либо сами спроектировать варианты структуры управления, либо оценить (провести экспертизу) разработанных проектировщиками структур;
3) структуризация целей – предусматривает выработку системы целей организации и её последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае оргструктура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов её построения и функционирования;
4) метод организационного моделирования – позволяет чётко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Его суть состоит в разработке формальных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.
Можно предложить следующую последовательность шагов при разработке организационной структуры управления:
Третий этап – оценка эффективности оргструктур управления.
Степень совершенства оргструктур проявляется в быстродействии системы управления производством и в высоких конечных результатах деятельности предприятия
Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений. Для оценки эффективности структуры управления могут быть использованы коэффициенты (показатели):
1) коэффициент эффективности, определяемый по формуле
Кэ=Эr/Зy, , (7.5.1)
где Эr – эффект годовой, полученный от функционирования структуры управления, тыс. руб.; Зу – затраты на управление, тыс. руб.
2) коэффициент эффективности управления, определяемый по форме
, (7.5.2.)
где Qy – затраты на управление, тыс. руб., Lчп – удельный вес численности управленческого персонала в общей численности работающих; Fм – фондовоуроженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящаяся на одного работающего); Еоф – фоондоотдача (стоимость продукции, приходящаяся на единицу основных фондов).
В конечном итоге вся работа по проектированию структуры управления сводится квыработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности.