Предприятие как разновидность организации
В российской экономике (литературе и хозяйственной практике) многие социально-экономические объекты называютпредприятиями, несмотря на официальную организационно-правовую форму. Термин «предприятие» по обобщенному названию социальных объектов, особенно материального производства, у нас занимает второе место после термина «организация». В последнее время по образцу рыночных стран «предприятия» начинают сдавать свои позиции «фирмам», широко распространенным в зарубежной хозяйственной жизни. Но суть дела не в названии и все уже рассмотренные нами элементы организации и ожидающие своей очереди в последующих темах целиком переносятся на предприятия и фирмы.
Предприятие – инструмент предпринимательской деятельности
Предприятие как экономическая категория – это основное звено организации производительных сил и производственных отношений
Предприятие с правовой точки зрения – это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производит и реализует продукцию выполняет работы и услуги
Предприятие как система. Являясь социально–экономической системой, предприятие может быть физической и кибернетической (информационной) системой.Физическая система представляет собой совокупность средств производства и процессов труда по преобразованию предметов труда в готовый продукт. Такая система отчетливо себя проявляет в материальном (вещественном) производстве, хотя имеет место в любом производстве, включая духовное. Нельзя себе представлять физическую систему предприятия как функционирующую изолировано, в автономном режиме. Она имеет место на уровне рабочего места оператора (исполнителя трудового процесса), который воздействует на предметы труда с помощью инструментов, машин и механизмов (средств труда). И вряд ли в любом производстве исполнитель трудового процесса обойдется без предметов и средств труда: станок, резец и заготовка у токаря, телефон, микрокалькулятор, авторучка у руководителя коллектива, трактор с навесными приспособлениями у тракториста полеводческой бригады; скрипка, микрофон у скрипача и т.п. Таким образом, человек как социальная система для производства благ и услуг постоянно взаимодействует с физической (или технической) системой.
Кибернетическая (информационная) система представляет собой две части предприятия: преобразующую производственную систему (управляемую систему) и аппарат управления (управляющую систему), взаимодействующие с внешней средой. В этой связи важно не выпускать из виду тот неоспоримый факт, что все протекающие на предприятии процессы делятся на два вида:
§ процессы по производству благ и услуг (материальных и нематериальных);
§ информационные процессы.
Первые протекают в управляемой системе (производственной), вторые – в управляющей. Однако такое суждение не означает, что участвующий в производственной системе рабочий при выполнении трудового процесса не прибегает к информации. Сначала всегда информация, а затем действие человека, его творение. Каждый человек на протяжении жизни – управляющий своими действиями, индивидуальной деятельностью.
Производственный рабочий управляет предметами и средствами труда, используя технологию, инструкции, режимы, правила и другие носители информации. Следовательно, вместе с процессами по производству благ и услуг протекают и информационные процессы.Работники аппарата управления участвуют в выполнении только информационных процессов.
Предприятие как кибернетическая и преобразующая система имеет следующие основные параметры:
§ вход;
§ трансформацию (процесс преобразования);
§ выход.
На входе производственной системы предприятия имеем факторы производства (предметы, средства труда, рабочая сила); трансформация – процесс производства по преобразованию предметов труда в готовый продукт; на выходе – произведённые продукция, работы, услуги (рис. 4.5.1.).
Рис. 4.5.1.
Поступающая из внешней среды информация на вход производственной системы по каналам обратной связи передаётся в управляющую систему для подготовки и принятия управленческого решения. Аналогичным образом поступает информация о состоянии процесса преобразования и с выхода о реализации продукта труда. Так происходит взаимодействие производственной системы (управляемой) с управляющей системой и функционирование кибернетической системы (предприятия в целом).
Предприятие как система на самом деле представляет собой совокупность систем (рис. 4.5.2.):
Рис. 4.5.2.
Предприятие как совокупность подразделений. Почему любое предприятие делится (расчленяется) на подразделения? Расчленяется на подразделение и производство (объект управления), и аппарат управления (субъект управления). Часто говорят, что подразделенческое строение предприятия обусловлено иерархией производства и обеспечивает более эффективное управление им путём нацеленности той или иной команды со стороны субъекта управления на конкретное звено производства. Такую мысль нельзя сбрасывать со счетов.
Однако в основе расчленения предприятия на подразделения лежит технологический, функциональный принцип (наделение подразделения производственными или управленческими функциями), обусловленный разделением и специализацией труда. Именно в силу разделения труда за цехом основного производства закрепляется круг номенклатуры изделий со своей технологией изготовления. А цех, в свою очередь, расчленяется на участки с технологическим, предметным или комбинированным строением. Строение производства – это целая и сложная наука со своими законами, правилами и рецептами, стратегией и тактикой. Всем этим должен овладеть менеджер по организации производства.
За каждым управленческим подразделением закрепляется большая конкретная функция (управление кадрами, управление учётом, управление маркетингом), которая в силу специализации труда расчленяется на подфункции (участки работ), выполняемые бюро, группами, секторами или отдельными специалистами. Число управленческих, как и производственных, подразделений определяется размерами предприятия и масштабом производства.
Всю совокупность подразделений предприятия можно наглядно представить так (рис. 4.5.3.):
Рис. 4.5.3.
Подразделенческая модель предприятия даёт богатую пищу менеджеру для разработки новых, более экономичных конструкций социально – экономической системы на основе совершенствования разделения труда, технологии производства и управления им.
Тема 5
ЦЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
Настоящая тема раскроет для изучающих менеджмент следующие вопросы:
• определение цели;
• аспекты цели;
• типы целей;
• цель как рабочая категория различных наук;
• взаимосвязь средства и цели;
• носители цели;
• цели организаций;
• цели управления;
• место цели в процессе управления;
• иерархия целей (дерево целей);
• «луковица целей»;
• стратегия устранения «узких мест»;
• управление по целям;
• цели субъекта и объекта управления;
• стратегические цели.
Труд – это целесообразная деятельность человека, осуществляемая ради удовлетворения его потребностей. Любое действие человека начинается с постановки цели: создать частное предприятие (открыть магазин, ресторан, минипекарню), поступить в институт, освоить менеджмент, овладеть английским языком, купить костюм, написать книгу, купить дачу.
Великий мыслитель древности Аристотель писал в своё время, что, «так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У врачевания -это здоровье, у судостроения – судно, у военоначалия – победа, у хозяйствования – богатство». Цель деятельности ставит отдельный человек в своей каждодневной жизни, коллектив работников участка (бригады), цеха, предприятия в целом, социально-экономическая система, политическая партия, государство. Попробуем разобраться, что же такое цель и насколько она необходима в системе управления производством.
Понятие цели
Цель –одна из самых сложных и вместе с тем древнейших категорий. Она в той или иной форме присутствует в сознании человека, осуществляющего любой вид деятельности, и переносится им на многие естественные (природные) и искусственные системы.
Говорят о цели или целевом назначении:
• окружающих предметов (стул сделан, чтобы сидеть, нож – чтобы резать);
• технических систем (радиоприёмник сделан, чтобы принимать передачи, промышленный робот – чтобы заменить человека при выполнении технологических операций);
• социально-экономических систем (предприятие создано, чтобы выпускать определённую продукцию) и т.д.
Познанияцели помогают понять сущность исследуемых систем и именно поэтому интерес к содержанию этого понятия непрерывно растёт. Категория «цель» прошла длительный путь развития от простейших форм до сложных структурно-функциональных представлений. Эволюцию понятия «цели» можно проследить по таблице 5.1.1, где приведены её определения, отражающие процесс изменения представления о цели в философии.
Таблица 5.1.1
Автор | Определение цели |
Аристотель | 1 Всегда должна быть последняя конечная цель, которая не существует для другого, но для которой и всё – другое. 2 Цель есть то, ради чего нечто существует |
Демокрит | Цель – благое состояние духа. |
Гольбах | Цель – устойчивое целое, сохраняющееся в беспрерывном изменении частей |
Фихте | Невозможно, чтобы человек действовал, не имея в виду некоторой цели, в то время как он определяет себя к действию, у него возникает понятие будущего, которое должно последовать из его действий, и это и есть именно понятие цели |
К. Маркс, Ф. Энгельс | Цель – обозначение предвосхищения в сознании некоторого результата, на достижение которого направлены действия субъекта, носителя этой цели |
БСЭ | Цель – это категория, обозначающая заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, группы людей, партии или класса |
Последнее определение цели (БСЭ) может до известной степени претендовать на универсальность, носодержание цели настолько многозначительно и многовариантно, что вряд ли можно предположить для такой категории какое-то одно, пусть самое мудрое, определение.
Другие определения цели. К ним относятся:
• цели – это будущие состояния, желательные для индивида или социально-экономической системы;
• цели какосознаваемые ограничения, наложенные на нынешнее и будущее поведение и основаны на анализе прошлых и будущих потребностей, желаний, устремлений (отказ от вредной пищи и вредных привычек ради здоровой и долгой жизни);
• цели – это не только желательные ориентиры для будущих достижений, они предполагают определённое поведение и выделение ресурсов, необходимых для воплощения целей в жизнь.
Аспекты цели
Основоположники марксизма-ленинизма отмечали, что цель имеет сложнуюотражательную природу, проявляющуюся в двух отношениях:
1) цель есть потребность человека, которая возникает из-за противоречия последнего со средой;
2) цели человека порождены объективным миром и предполагают его.
Потребность приводит к «собственно» цели– образу предмета(«мысленно представляемый предмет»), который должен возникнуть в результате предстоящих действий.
Цель – основная формапредвосхищающего отражения, которое охватывает собственно познавательные и проектирующие аспекты (антиципации – предвосхищения, опережение событий).
В целиотражается ожидаемый результат сознательной деятельности людей.
Взаимосвязь формы и содержания цели показана на рис. 5.2.1.
Рис. 5.2.1
Рис. 5.2.2.
Познавательный аспект цели соответствует прогнозу будущего.
Проектирующий аспект цели соответствует способам перехода к желаемому будущему или плану.
Представляяобраз того, что человек или некоторая система хочет достичь, цель характеризуется и выражает себя во множестве аспектов, которые можно увидеть на рис. 5.2.2.
Цель как рабочая категория различных наук. Цель служит рабочей категорией не только в философии, но и в ряде других наук, таких как теория управления, механика, физика, биология, экономика, кибернетика, психология. Каждая из этих наук конкретизирует понятие «цель» с позиции используемого аппарата исследования.
В экономике цель связывают с конкретнымиконечными результатами, на достижение которых направлена производственная деятельность. Такое понимание цели открывает широкие возможности повышения эффективности экономических систем на основе управления по конечным результатам.
Типы целей
По наличию информации о способах достижения можно выделить три типа целей:
• функциональная;
• цель – аналог;
• цель развития.
1. Функциональная цель. Это цель, способ достижения которой известен данной системе (или человеку), которая уже достигала данную цель. Функциональные цели повторяются во времени и пространстве.
Примеры:
· результаты выполнения производственных операций, многократно повторяющихся из смены в смену;
· стандартные функции управления и т.д.
Все системы, созданные человеком, есть достигнутые функциональные цели.
2. Цель-аналог. Это образ, который был получен в результате действий другой системы (человека), но ни разу не был достигнут данной системой (человеком) или, если и достигался, то при другом состоянии внешней среды.
Примеры:
· выпуск цветных телевизоров для завода, производящего телевизоры с черно-белым изображением;
· переход от опытного производства к серийному на одном и том же предприятии.
3. Цель развития или новая цель. Такой будем считать цель, которая никогда и никем ранее не достигалась. Эта цель, как правило, связана с образованиемновых систем.
Примеры:
· создание первого искусственного спутника Земли;
· формирование рыночных отношений на конкретном предприятии в российской экономике.
Все три типа целей связаны между собой.Цель развития при условии её успешного достижения одной из систем превращается в цель – аналог для всех остальных систем, а для данной системы становится функциональной целью при неизменных внешних условиях и целью аналогом, если условия изменились (рис. 5.3.1.).
Рис. 5.3.1.
При рассмотрении многообразных вопросов темы мы встретимся с разновидностями и модификациями целей, интерпретацией их определения и другими моментами, что включает процесс познания цели. Приобретённые знания помогут менеджеру правильно ориентироваться в целях при управлении системами.