Условия и предпосылки возникновения менеджмента

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трёх сферах человеческого общества:

· политической – необходимость установления и поддержания порядка в группах;

· экономической – необходимость в изысканиях, производстве и распределении ресурсов;

· оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды – это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало чёткости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

Первый период – древний период. Наиболее длительным был первый период управления – начиная с 9 – 7 тысячелетия до н. э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени и общины. Старейшины и вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Примерно 9 – 7 тыс. лет до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошёл переход отприсваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика). Переход кпроизводящей экономике и стал точкой отсчёта в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определённых знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 – 2800 гг. до н.э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470 – 399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428 – 348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попыткуразграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356 – 32З гг. до н.э.) развивал теорию и практику управления войсками, впервые использовав для выработки военных решений штаб.

Современник Сократа персидский царь Кир, выдвинул идею о необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию, то естьмотивации. Он также поставил проблему обработки управленческой информации и составления планов. Чуть позже в Греции не без успеха занимались изучением методов выполнения трудовых операций, вопросами их ритмичности.

Период Средневековья, где отсутствовала необходимость управлять могучими империями и огромными армиями, а хозяйственная жизнь редко выходила за пределы феодальных усадеб и ремесленных мастерских, почти ничего не прибавил по сравнению с древностью в решение интересующих нас проблем. Лишь в 900 г. один из крупнейших учёных Востока Аль-Фараби сформулировал, а мусульманский теолог из Персии Алъ-Газали дополнил и развилсистему требований к руководителям. Гораздо позже в Европе этими проблемами занимался итальянец Никколо Макиавелли, выдвинувший, кроме того, принцип массового согласия и обосновавший рольцелеполагания в деятельности организации, а его современник англичанин Томас Мор проделал анализ неблагоприятных последствий плохого управления.

Второй период – индустриальный период (1776 – 1890 гг.), или промышленная революция, открывшая новую эпоху в развитии теории и практики управления. Она потребовала применения не только имперических методов (древний период), но и широкого внедрениянаучного эксперимента, с помощью которого делались попытки определить нормы выработки и оплаты труда, максимальные скорости работы оборудования, рассчитать оптимальный выпуск продукции, усовершенствовать организацию производства и труда.

Так, англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства и ввёлиерархический принцип его организации. На основе планирования размещения оборудования, разделения труда, координации работы машин и персонала, дисциплины последнего, ему удалось обеспечить непрерывность технологических процессов, что позволило экономить на издержках и добиваться успеха в борьбе с конкурентами. Этим самым Аркрайт заложил основы того, что можно назвать индустриальным управлением, или организацией производства. Кроме того Аркрайт создал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы в виде совокупности штрафных санкций, фиксируемых в специальной книге, и сводящихся к вычетам из заработной платы.

Великий экономист Адам Смит в своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) и других работах сформулировал принцип«экономического человека», стремящегося к обогащению и удовлетворению собственных потребностей, разработал концепции контроля и расчёта оплаты труда. Исследования же проблемы мотивации продолжил в начале XIX в. другой английский экономист Джеймс Мшл.

Многие управленческие идеи воплотил на практике Роберт Оуэн.

Роберт Оуэн был директором и управляющим ряда шотландских текстильных фабрик. В 1800 – 1822 гг. он провёл социально-экономический эксперимент, суть которого состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании для них магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. Кроме того, им был повышен минимальный рабочий возраст для детей и сокращена продолжительность рабочего дня, в рабочих посёлках создавались школы. При этом Оуэн совсем не был сторонником массовой благотворительности. Им руководил строгий экономический расчёт и забота о повышении с помощью таких мер производительности труда.

Идеи Оуэна почти на полтора столетия обогнали своё время, а поэтому были отторгнуты обществом и вскоре преданы забвению.

Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан англичанином Чарльзом Бэббиджем, изобретателем первой вычислительной машины. Он разработал методику сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявления путей изучения эффективности работы на основе изучения данных статистики; применения премиальной системы оплаты труда.

Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж изложил в книге «Об экономии материалов и оборудования» (1832 г.). Это была первая в мире публикация в области научного управления, хотя как целостная система оно ещё не сложилось. Тем не менее, важный шаг к этому был сделан в конце XIX столетия – в 1881 г. американец Джозеф Вартон разработал первый управленческий курс для преподавания в колледже.

Третий период – период систематизации (1856 – 1960 гг.). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение способов управления, действующих в их окружении. Одни из них. решали свои управленческие проблемы теми же способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

Четвёртый период – информационный период (1960 г. по настоящее время). В 60-е гг. начинается широкая разработкаконцепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учёта, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределённости, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически на всех направлениях управленческой науки.

Наши рекомендации