Выбор и обоснование судна-прототипа
Экономическое обоснование проекта модернизации
Общие сведения
Важной задачей высшей школы является подготовка специалистов, обладающих не только глубокими техническими знаниями, но и знаниями основ экономики производства, умением использовать их в практической работе.
В данном разделе дипломного проекта производятся расчёты, связанные с экономическим обоснованием проектируемого двигателя внутреннего сгорания при условии установки его на заранее выбранное судно.
Данный расчёт предполагает, что новый двигатель, по сравнению установленным на судне-прототипе, обеспечивает выполнение одного или нескольких ниже перечисленных условий:
- снижение строительной стоимости ДВС (общей или на единицу мощности);
- снижение удельных расходов топлива и масла на единицу мощности;
- увеличение технического ресурса двигателя до капитального ремонта (списания);
- увеличение скорости хода судна.
В расчёте не учитывается экономический эффект от следующих факторов:
- изменения грузоподъёмности судна за счёт изменения массы ДВС, запасов топлива и масла;
- изменения затрат времени на неплановые ремонты и т.д.
Расчёт годового объёма продукции
Требование обеспечения сопоставимости сравниваемых вариантов при расчетах экономической эффективности судов приводит к необходимости определения соотношения годовых объемов продукции (работы), производимой при использовании старого и нового судна.
За среднегодовой объем продукции (работы) может быть принята для пассажирских судов - транспортная работа, выраженная в приведенных тонно-километрах. Поскольку судно-прототип и новое судно имеют одинаковые показатели, то
Вп = Вн= 24 ∙ txг ∙ Uг ∙ εг ∙ П = 24 ∙ 100 ∙ 65 ∙ 0,8 ∙ 53 = 6614400 тонна - километров.
Экономическое обоснование проекта модернизации
Общие сведения
Важной задачей высшей школы является подготовка специалистов, обладающих не только глубокими техническими знаниями, но и знаниями основ экономики производства, умением использовать их в практической работе.
В данном разделе дипломного проекта производятся расчёты, связанные с экономическим обоснованием проектируемого двигателя внутреннего сгорания при условии установки его на заранее выбранное судно.
Данный расчёт предполагает, что новый двигатель, по сравнению установленным на судне-прототипе, обеспечивает выполнение одного или нескольких ниже перечисленных условий:
- снижение строительной стоимости ДВС (общей или на единицу мощности);
- снижение удельных расходов топлива и масла на единицу мощности;
- увеличение технического ресурса двигателя до капитального ремонта (списания);
- увеличение скорости хода судна.
В расчёте не учитывается экономический эффект от следующих факторов:
- изменения грузоподъёмности судна за счёт изменения массы ДВС, запасов топлива и масла;
- изменения затрат времени на неплановые ремонты и т.д.
Выбор и обоснование судна-прототипа
При выполнении экономического обоснования выбирается судно проекта 17091, на котором предполагается установить новый дизель.
Чтобы в дальнейшем отличать идентичные показатели судна-прототипа и судна с новым двигателем, условимся ставить для них разные надстрочные символы: п – для судна-прототипа, н – для того же судна с новым двигателем. Также для краткости условимся называть судно, на которое будет установлен спроектированный двигатель, – новое судно. После выбора судна-прототипа составляется табл. 7.1 с краткой характеристикой нового судна и судна-прототипа. Данные о строительной стоимости судов заносятся после выполнения соответствующих разделов.
Таблица 7.1
Основные технико-эксплуатационные показатели сравниваемых судов
Наименование показателя | Величина показателя | |
Судно-прототип | Новое судно | |
Пасажировместимость П, ч. | ||
Марка главного двигателя по ГОСТ и мощность установки , кВт | 2 х 12ЧН18/20 | 2 х 12ЧН18/20 |
Род и удельный расход топлива ГД, кг/(кВт.ч) | Дизельное, 0,224 кг/(кВт∙ч) | Дизельное, 0,214 кг/(кВт∙ч) |
Скорость судна , км/ч | ||
Численность экипажа, чел | ||
Строительная стоимость судна Ц, млн. руб. | 303,08 | 309,09 |
7.3. Выбор и расчёт эксплуатационных показателей
При выполнении экономического обоснования необходимо обеспечить сопоставимость условий эксплуатации судов, основными из которых являются: линия (район) эксплуатации судов в течение навигационного периода; род перевозимого груза; длительность годового эксплуатационного периода; доля ходового времени в грузу и порожнем; производительность и механовооружённость погрузочно-разгрузочных работ и т.п.
При выполнении экономического обоснования определяется не абсолютная эффективность нового судна при перевозке некоторого конкретного рода груза из пункта А в пункт Б, а его эффективность в сравнении с использованием для этих целей судна-прототипа. Поэтому в выполняемых расчётах допустимо принимать усредненные значения таких эксплуатационных показателей, как длительность годового эксплуатационного периода, судоходные условия, определяющие техническую скорость судна.
Численные значения принятых эксплуатационных показателей заносятся в табл. 7.2.
Таблица 7.2
Эксплуатационные показатели сравниваемых судов
Судно | Эксплуатационные показатели | ||||||
Длительность эксплуатационного периода, сут. | Техническая скорость, м/с (км/ч) | Коэффициент использования пассажиро-вместимости, | |||||
Всего | В том числе | С пассажирами, U | Порожнем, Uп | ||||
Ходовое время с пассажирами, tхг | Ходовое время порожнем, tхп | Прочие составляющие, tп | |||||
Прототип | 0,80 | ||||||
Новое | 0,80 |