Лекция 9 Экономический потенциал региональной политики России

Задачи региональной политики

Валовый региональный продукт

Инвестиции

Номинальная заработная плата

Миграции населения

Безработица

Образование и здравоохранение

Задачи региональной политики

Региональная политика является одним из ключевых направлений деятельности государства, имеющая особенное значение в России – стране огромной по территории и федеративной по устройству, которое сложилось в сложных социально-политических и экономических условиях.

Задачами региональной политики являются равномерное распределение ресурсов между регионами, разумное размещение производственных сил, одинаковый уровень развития регионов, и, как следствие, политическая, социальная стабильность и территориальная целостность страны. Благодаря региональной политике возможно создать единое социально-экономическое пространство на территории страны и добиться наиболее эффективного распределения ресурсов и развития.

Вместе с переходом к либеральной модели развития страны и реформированием территориально-административного устройства России, региональная политика так же претерпела серьезные изменения.

С распадом СССР дифференциация регионов имела стойкую и ярко выраженную тенденцию к увеличению. Несмотря на немалое количество программ регионального развития, слома этой тенденции так и не произошло.

Проекты регионального развития касаются, как правило, только отдельных регионов, что закрепляется и усиливается созданием территориальных министерств при неэффективной политике, а теперь и отсутствии единого координирующего федерального органа.

Так выработать единую стратегию развития страны и обеспечить стабильное развитие всех регионов, а не только отдельных из них, наиболее привлекательных для частных инвесторов, невозможно.

Эффективность региональной политики возможно оценить по показателям социально-экономического развития (ВРП на душу населения, инвестиции в основной капитал, инвестиции на душу населения, уровень заработной платы, уровень безработицы) и социально-демографической ситуации в регионах (миграционные процессы, соотношение сельского и городского населения, показатели в области здравоохранения (количество человек на одну койку в больницах, количество больниц, количество коек на 10 тысяч человек населения), показатели в области образования (количество дошкольных учреждений, количество учреждений среднего образования, количество учащихся в них и учителей).

Валовый региональный продукт

Одним из основных показателей социально-экономического развития регионов является валовый региональный продукт (ВРП).

Во всех регионах, согласно Росстату, ВРП стабильно возрастает, однако разница между федеральными округами на протяжении 2009-2012 годов остается примерно на одном уровне – в 4,5 раза максимальное значение ВРП по федеральным округам больше минимального значения.

Наименьшее значение сохраняется в Северо-Кавказском федеральном округе, наибольшее – в Уральском федеральном округе. Судя по этим данным, произошла консервация существовавшего дисбаланса развития регионов.

Однако если посмотреть динамику увеличения ВРП, то в России сложилась ситуация, когда максимальные значения ВРП в регионах увеличиваются быстрее, чем минимальные. Соответственно увеличивается и разница максимального и минимального значения ВРП на душу населения, то есть общая тенденция дифференциации регионов по показателю остается прежней.

Если рассмотреть конкретно субъекты федерации, то по данным Росстата с 2009 по 2012 год минимальное значение ВРП на душу населения наблюдалось в республике Ингушетия и Чеченской республике (с 2012 года), а максимальное сохранялось в Ненецком АО.

Так, по показателю ВРП на душу населения в 2012 году разница между Ненецким АО и Чеченской республикой составила 48,6 раз.

Инвестиции

В отношении инвестиций в основной капитал ясно прослеживаются регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры. Разница между регионами с наибольшим показателем не иностранных инвестиций в основной капитал и наименьшим составляла 159,5 раз по состоянию на 2012 год.

По показателю инвестиций на душу населения в 2012 году в Приволжском федеральном округе приходилось 66483 рубля, что почти в 2,5 раза меньше, чем в Уральском федеральном округе, где этот показатель равнялся 163895 рублей. Разрыв с наименее обеспеченным инвестициями, согласно Росстату, Северо-Кавказским федеральным округом по этому показателю ещё больше – почти в 4 раза СКФО получает меньше, чем Уральский федеральный округ (41734 рубля на душу населения, или в 3,92 раза меньше УФО). Наименьший разрыв по показателю инвестиций на душу населения, который существует между Приволжским федеральным округом и Северо-Кавказским – 1,59 раза.

В 2009 году минимальная разница составляла 1,43 раза, максимальная – 3,74. Таким образом, можно наблюдать общую тенденцию: максимальные показатели растут быстрее, чем минимальные, как в отношении показателей инвестиций, так и в отношении разницы между регионами по соответствующему показателю.

За период с 2009 по 2012 год разрыв между регионами по показателю инвестиций продолжил расти, как и прежде.

Если смотреть по конкретным субъектам федерации, то инвестиции в основной капитал на душу населения в 2012 году в Ямало-Ненецком АО составили 1 млн 48 тысяч 217 рублей, а в республике Ингушетия – 24057 рублей. То есть в республику Ингушетия на душу населения инвестиций меньше в 43,6 раза. Стоит отметить, что разрыв всё же сократился: так, в 2011 году минимальные инвестиции были в 72,5 раза меньше максимальных. Тем не менее, разрыв по этому показателю между регионами остался на достаточно высоком уровне. Развиваются преимущественно те регионы, в которых развита нефтедобывающая и перерабатывающая промышленность.

Наши рекомендации