Совершенствование организации транспортной системы
Транспорт является важным связующим звеном в экономике России, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Устойчивый рост экономики предполагает решение основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса (транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др.). В самом транспортном комплексе необходима тесная координация работы всех видов транспорта и их связей с другими отраслями экономики. Первоочередной задачей также является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.
В основе экономической реформы транспортного комплекса должна лежать научно обоснованная законодательная база. Во многих странах действует специальное транспортное законодательство, которое в России отсутствует. В настоящее время формируются экономические основы государственного регулирования и лицензирования деятельности транспортно-коммерческих структур, регламентации деятельности различных видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей на федеральном, региональном и муниципальном уровне, но без транспортного законодательства невозможно их нормальное функционирование. Появление транспортных предприятий различных форм собственности ставит новые проблемы формирования правовых механизмов их взаимодействия в международных переписках. Развитие рынка транспортно-экономических связей со странами СНГ требует разработки нормативных законов, обеспечивающих координацию системы информации о товародвижении, идентификацию кодирования грузовых единиц и сопроводительной товарно-транспортной документации, стандартизацию документации в международном сообщении.
К числу стратегических задач развития транспортного комплекса можно отнести сохранение и увеличение мощностей транспортной системы; обеспечение достаточного уровня конкуренции и отрасли; создание благоприятных условий для развития предпринимательства, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности; эффективный государственный контроль над деятельностью транспортных предприятий, занимающих положение естественных монополий, и государственная поддержка предприятий, выполняющих социально значимые виды деятельности; совершенствование транспортных технологий и техники, развитие инфраструктуры транспорта в целях оптимизации транспортных издержек в экономике; повышение уровня транспортной и экономической безопасности; усиление государственного контроля над строительством стратегических объектов транспортной инфраструктуры, повышение эффективности использования государственной собственности на транспорте; обеспечение транспортной доступности территорий и мобильности граждан на уровне, гарантирующем экономическую целостность государства и социальную стабильность; формирование конкурентоспособных международных транспортных коридоров, обеспечение оптимальных транспортных условий для развития внешней торговли, особенно по статьям национального экспорта; интеграцию транспортных и производственно-распределительных процессов, создание мультимодальных перевозочных систем и систем товарораспределения, основанных на принципах логистики; совершенствование системы тарифного регулирования с учетом интересов пользователей транспортных услуг.
Государственное регулирование отрасли предполагает сохранение на федеральном уровне регулирования транспортных тарифов на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров в дальнем сообщении, услуги транспортных терминалов, ледокольного флота, портов и аэропортов. Субъектам Федерации предоставлены полномочия в области регулирования тарифов на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном (кроме железнодорожного) сообщениях.
Они также могут устанавливать тарифы на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним.
Формированию международных транспортных коридоров по территории России придается особая значимость. Транспорт в настоящее время рассматривается как перспективная отрасль специализации страны в международном разделении труда. Возможность эффективно использовать преимущества экономико-географического положения России между Европейским союзом и интенсивно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, между Северной Европой и Центральной Азией создает существенные дополнительные источники экономического роста, может переломить неблагоприятные тенденции развития наиболее проблемных регионов страны – Сибири, Дальнего Востока и Юга России. Евро-азиатские транспортные коридоры «Север – Юг», «Транссиб» позволят существенно увеличить объемы транзитных перевозок по территории России и доходы отечественных транспортных компаний.