Совершенствование организации сельскохозяйственного производства

Главное направление деятельности управленческих органов всех уровней – аграрная реформа. В условиях командно-административной системы аграрный сектор экономики был наиболее деформирован, в условиях перехода к рыночным отношениям он нуждается в реформировании. Ситуация в аграрной сфере осложняется отсутствием эффективного механизма финансирования, отсутствием действенной государственной поддержки, слабым материально-техническим обеспечением, ценообразованием, неадекватным рыночным механизмам, невыгодной для производителей системой формирования государственных продовольственных ресурсов и целым рядом других причин. Все эти проблемы вызывают необходимость проведения аграрной реформы. Основные направления аграрной реформы в России включают: 1) земельную реформу; 2) утверждение многообразия государственной, кооперативной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий для всех форм хозяйствования; 3) приватизацию и демонополизацию в промышленности и других обслуживающих отраслях агропромышленного комплекса; 4) создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе; 5) социальное преобразование села.

Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, слабой материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм .хозяйствования, участков для ведения личного подсобного хозяйства, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено на формирование полноценного земельного рынка, повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

В последнее время приняты базовые нормативные документы по земельным отношениям: Земельный кодекс, федеральные законы: «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». Они регулируют процесс создания экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Осуществляя переход к частной собственности на землю, важно, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции, на это направлен механизм государственного регулирования этого процесса. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на базе баланса наличия земель и потребности в них, на базе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.

На экономику сельскохозяйственных предприятий оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы для противодействия монополизму предполагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого необходима финансовая и организационная помощь сельскохозяйственным предприятиям в приобретении акций со стороны государства (предоставление налоговых льгот, льготное кредитование и т.п.).

Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является кризисная ситуация с материально-технической базой сельского хозяйства. Высокий износ основных фондов, отсутствие финансовых возможностей у сельхозпроизводителей приобретать технику ставят перед органами государственной власти на федеральном и региональном уровне задачу решить проблему неэквивалентного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства, и предоставить реальную государственную поддержку сельхозпроизводителям. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию путем индексации, компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов (кроме налога с земли), включение механизма сельскохозяйственного лизинга.

Государственный лизинг сельскохозяйственных машин является наиболее отработанной схемой финансовой поддержки села при приобретении техники. Лизинг развивается с 1995 г. за счет средств федерального и региональных бюджетов на выгодных для сельских лизингополучателей льготных условиях. Финансово-лизинговая деятельность в аграрном секторе нуждается п государственной поддержке. Она предусматривает развитие системы сельскохозяйственного кредита (банковского и внебанковского), включая создание системы сельских кредитных кооперативов, ипотечного кредита, коммерческих сельскохозяйственных банков и т.д. Предполагается решить вопрос обеспечения сельскохозяйственной техникой за счет развития сети машинно-технологических станций на основе современных технико-технологических систем для производственного обслуживания сельхозпроизводителей.

Формируется рыночная инфраструктура в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, торги и др., разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения и обработки информации, системы страхования сельскохозяйственных предприятий. С 1993 г. государственные ресурсы формируются на контрактной основе по свободным ценам, отменены обязательные поставки. Формирование государственных продовольственных ресурсов для содержания армии, государственного резерва осуществляется за счет средств государственного бюджета, а государственная поддержка сельхозпроизводителей – только за счет внебюджетных источников. Государство предусматривает целый ряд льгот для сельскохозяйственных предприятий, заключающих с ним договоры по поставкам: предоставление бюджетных ссуд, дотацию животноводческой продукции, компенсацию стоимости горючесмазочных материалов и т.д. Договоры заключаются на конкурсной основе. В области кредитования правительством введено субсидирование процентных ставок по кредитам с погашением за счет средств федерального бюджета 2/3 учетной ставки Центрального банка РФ.

Современная аграрная политика направлена на вывод аграрного сектора экономики из кризиса. Ведущую роль в этом процессе играет завершение институциональных преобразований, реформирование отношений собственности. В настоящее время основная часть колхозов и совхозов реорганизована и перерегистрирована. Доля государственного сектора сократилась до Ш%, остальная часть приходится на предприятия, основанные на частной собственности на землю и имущество. Изменение отношений собственности создало условия для развития новых форм хозяйствования: открытых и закрытых акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, смешанных товариществ, коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов. Причем 55% от их общего числа приходится на предприятия акционерного типа (акционерные общества и товарищества), 45% – на предприятия кооперативного типа (колхозы, производственные кооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия).

Развитие кооперативных отношений –приоритетное направление аграрной реформы. В АПК идет активное формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Развитие кооперации в АПК предусматривается как в виде производственной сельскохозяйственной кооперации, кооперации крестьянских хозяйств, так и кооперации для переработки сельскохозяйственной продукции, снабжения, сбыта, кредитной и страховой кооперации. Большое внимание будет уделено развитию агропромышленной интеграции во всех ее формах – от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации населению (финансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные объединения по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием).

Совершенствование отношений собственности в аграрном секторе экономики потребует формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, полной выдачи собственникам земельных долей и имущественных паев всех сельскохозяйственных организаций. Под контролем государства организуется рыночный оборот земли. Будет расширен институт аренды земли и усовершенствован механизм ее правового регулирования. Необходимо разработать механизм экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель, поддержания и восстановления плодородия почвы.

Направления государственной поддержки различаются по регионам: в основных сельскохозяйственных базах страны – это повышение эффективности производства, в районах депрессивного сельского хозяйства – создание дополнительных источников доходов для сельского населения этих районов. Государственная поддержка в первую очередь будет оказана образующимся в аграрном секторе рыночным институтам и инфраструктурным объектам, направлена на расширение сбыта сельскохозяйственной продукции. Создание современной инфраструктуры сбыта позволит повысить эффективность АПК. Государственная поддержка будет также предоставлена предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию на мировом рынке.

Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования на селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство дорог, газификацию, электрификацию, связь), создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, малонаселенные регионы. Социальное развитие села проходит в рамках реализуемых государством целевых федеральных и региональных программ по электрификации, газификации и водоснабжению, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения.

В рамках совершенствования налоговой системы, повышения ее эффективности предусматривается переход к единому земельному налогу. Предстоит осуществить финансовое оздоровление и реформировать неплатежеспособные сельскохозяйственные предприятия, реструктуризировать долги сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами. Несостоятельные перерабатывающие предприятия будут продаваться отечественным инвесторам, государство предоставит льготы на операции с ценными бумагами этих предприятий. Рост продукции предполагается обеспечить за счет интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных животных, использования новейших достижений биологической науки, повышения плодородия почвы, рационализации поголовья скота и птицы,"совершенствования структуры производства продукции животноводства.

7. Организация транспортной системы РФ

Транспортный комплекс – один из компонентов системы территориальной организации населения и производительных сил. Он является важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры. Динамично развивающаяся, устойчивая и сбалансированная транспортная система – необходимое условие стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни. Главная цель развития транспортной системы – своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения и экономики в транспортных услугах. Значим транспорт и в укреплении обороноспособности страны. В любой стране, и особенно в огромной по территории России, существенное воздействие на эффективность производства оказывает транспортная составляющая. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности они весьма значительны (например, в лесной и нефтяной промышленности транспортные издержки могут достигать 50%). Транспорт также является одним из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов (13% от общего их расхода).

Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без транспортной системы. Транспорт способствует рациональному размещению производительных сил, углублению специализации регионов, является основой формирования их экономических взаимосвязей. Огромное' значение в формировании эффективной транспортной системы имеет взаимодействие и развитие отдельных его отраслей. Коммуникационные сети дают возможность поддерживать равновесие в пространственном взаимодействии промышленности, сельского хозяйства и сферы обслуживания населения, компенсируют недостатки комплексного развития, несбалансированность комплексов. Поэтому роль транспорта в территориальной структуре общества будет возрастать.

Транспортная система – один из важнейших факторов, влияющих на развитие экономики и территориальной организации населения. Взаимовлияние населения, производства и транспорта прослеживается в сложившейся системе расселения, производственной специализации регионов, плотности и конфигурации транспортной сети. Транспортные пути издавна – места сосредоточения человеческой деятельности. Многие крупнейшие города мира возникли и развивались благодаря выгодному транспортно-географическому положению. Высокая концентрация промышленности и населения характерна для приречных и приморских территорий. В свою очередь, расселение населения на больших территориях, возникновение государств, строительство городов, расширение производства, обмена, торговли способствовали развитию водного транспорта. Развитие железных дорог вызвало резкое сокращение стоимости Перевозок грузов и пассажиров, развитие крупных населенных пунктов и вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий.

Транспортная система позволила значительно расширить ареалы расселения населения и размещения хозяйства и охватить транспортной сетью значительные площади. Население «притягивается» транспортной инфраструктурой: концентрируется в местах пересечения транспортных путей, способствует росту и развитию городов и поселков вдоль транспортных магистралей. Например, при освоении восточных регионов России с недостаточной транспортной сетью влияние транспорта было так велико, что большая часть промышленных узлов оказалась стянутой к Транссибирской магистрали. В этом проявляется структурообразующая способность транспортных путей. Автомобильные дороги активно влияют на развитие сельского населения: основная масса сельских населенных пунктов концентрируется в придорожных полосах в радиусе 10-15 км.

С другой стороны, тип формирующейся транспортной сети зависит от расселения. Транспорт является средством обеспечения миграционной подвижности населения, от него зависит интенсивность процессов заселения территорий, районов нового освоения. Взаиморазвитие транспорта и расселения отличается сложностью, так как находится под действием множества факторов. Темпы их развития также различны. Структура расселения изменяется медленно, транспортная система относительно расселения развивается опережающими темпами. Опережающее развитие транспорта является одним из важнейших принципов в прогнозировании и управлении территориальной организацией общества, так как транспорт обеспечивает функциональное единство всех подсистем территориальной структуры. Раньше роль инфраструктуры транспорта недооценивалась, поэтому в настоящее время в России много территориальных диспропорций.

Транспортная система находится в тесной взаимосвязи и с пространственным развитием городов и городских агломераций, является основой формирования взаимосвязей между городом и сельскими поселениями. Посредством транспорта города могут выполнять организующую и обеспечивающую функции по отношению к окружающей их территории. В свою очередь, транспортные потоки формируются под влиянием специфических особенностей системы расселения. Транспорт также влияет на размещение населения внутри населенных пунктов по отношению к местам приложения труда.

Наши рекомендации