Работа рынков в условиях монопсонии

Монопсония (греческ.) – единственный покупатель.

При работе рынка в условиях монопсонии покупатель имеет возможность диктовать свои условия поставщикам. Поставщики конкурируют между собой за право поставки товара на рынок.

Примеры: - государство – единый закупщик вооружения у фирм-производителей;

- компания «Де-бирс» - единственный закупщик необработанных ювелирных алмазов.

Часто монопсония возникает на некоторой территории. Например, при неразвитой системе закупок сельскохозяйственную продукцию на определенной территории может скупать один оптовый покупатель.

Монопсония может быть не абсолютной. В этом случае на рынке несколько покупателей, но один из них имеет большую долю закупок из суммарного потребления продукции. Пример – большая доля потребления электроэнергии в Иркутской области компаниями, входящими в холдинг Русал.

Для рассмотрения работы рынка в условиях монопсонии введем понятие маржинальных затрат покупателя.

Маржинальные затраты покупателя – это величина его дополнительных издержек при малом изменении объема покупки блага

Издержки покупателя С=рV. Маржинальные издержки работа рынков в условиях монопсонии - student2.ru . Если цена р в формуле издержек задана аналитически, то и работа рынков в условиях монопсонии - student2.ru может быть получена путем дифференцирования. Если цена задана графически, то работа рынков в условиях монопсонии - student2.ru может быть получена расчетным путем методом конечных приращений.

При анализе работы рынков обычно строят характеристику маржинальных издержек покупателя работа рынков в условиях монопсонии - student2.ru .

Особенности рынка в условиях монопсонии:

               
  работа рынков в условиях монопсонии - student2.ru
 
   
Рис. 25. Сопоставление работы рынка без и с наличием монопсонии
 
   
При монопсонии: a) характеристика предложения проходит ниже характеристики рм(V); b) характеристика маржинальной выручки покупателя совпадает с характеристикой спроса; c) при получении максимальной прибыли покупателя реализуется V2 продукции по цене р2.  
 
   
При монопсонии увеличивается объем реализации и снижается цена, что выгодно покупателю

Представляет интерес сравнение работы рынка в условиях монопсонии и при ее отсутствии, Рис. 25.

работа рынков в условиях монопсонии - student2.ru

При монопсонии:

a) характеристика спроса – это характеристика маржинальной выгоды покупателя pм(V) покуп;

a) характеристика маржинальных затрат покупателя См(V) проходит выше характеристики предложения;

b) при получении максимальной прибыли покупателя реализуется V2 объем продукции по цене р2, которую определяет поставщик;

См(V)

Из сравнения двух рынков следует, что при монопсонии:

· увеличивается объем продажи товара;

· снижается рыночная цена;

· увеличивается эффект покупателя.


Практическое занятие 5

Планирование загрузки электростанций в условиях олигополии на рынке электроэнергии

Задача 1.

Предприятие работает в условиях естественной монополии.

Его характеристика затрат (расходная характеристика):

С(V) = 4+10V-0.2 V2 (руб).

Спрос на услуги предприятия выражается характеристикой р(V)=14-0.6 V.

Какой объем услуг V должен определить регулирующий орган для того, чтобы предприятие окупило свои затраты?

Готовые мощности электростанций: Р1 мах=100 МВт, Р2мах=120 МВт.   Характеристика спроса потребителей: р(РН)=300-0.8 РН.   Характеристики предложения электростанций: р(Р1)=50+2 Р1 и р(Р2)=50+1.5 Р2.   Потери энергии в электрической сети не учитываются.   На рынке электроэнергии сложились условия олигополии. Электростанции не вступают в сговор между собой и принимают решения о своей загрузке независимо.  
Задача 2.

работа рынков в условиях монопсонии - student2.ru

Задание. Найти оптимальную загрузку каждой электростанции с учетом возможного изменения выработки конкурентом. Определить прибыль каждой электростанции при оптимальной загрузке. Указания: - Для решения задачи необходимо построить характеристики оптимальной загрузки (реакции) каждой электростанции с учетом возможной загрузки другой станции (конкурента). Характеристики строятся в координатах Р1 , Р2. - Оптимальная загрузка находится из условия получения максимальной прибыли каждой электростанции. - Пересечение характеристик даст точку равновесия, определяющую оптимальную загрузку станций




Для построения характеристик оптимальной загрузки электростанций необходимо:

1. Рассмотреть (задать) несколько значений мощности второй электростанции (конкурента).

2. Для каждого заданного значения определить оптимальную загрузку первой станции из условия достижения ей максимальной прибыли.

3. Построить характеристику оптимальной загрузки первой станции в координатах Р1 , Р2.

4. Рассмотреть (задать) несколько значений мощности первой электростанции.

5. Для каждого заданного значения определить оптимальную загрузку второй станции.

6. Построить характеристику оптимальной загрузки второй станции в координатах

7. Р1 , Р2.

8. Найти точку пересечения построенных характеристик, которая определит оптимальную загрузку (часовую выработку) электростанций.

Список литературы

1. Паламарчук С.И. Рыночные отношения в электроэнергетике. Учебное пособие. ИрНИТУ: фонды кафедры Электротехники и электроснабжения, 2015.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: НОРМА, 2008.

3. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н. Раздел II. Микроэкономика. - Киров: «АСА», 2004.

4. Макконнел К., Брю С. Экономикс. принципы, проблемы, политика. Часть I, - М.: ИНФРА, 2003.

[1] Монопсония – состояние рынка, когда весь спрос сконцентрирован у одного покупателя.

[2] Постановка задачи многокритериальной оптимизации и методы ее решения в рамках курса не рассматриваются.

[3] Дополнительный материал изучается по желанию студента

Наши рекомендации