Влияние ограничений в производстве и транспорте товара на равновесные цены и эффекты при рыночной торговле
К снижению суммарного эффекта от торговли на рынке приводит не только регулирование цен, но и появление разного рода технологических ограничений.
Рассмотрим случай, когда поставщики не могут обеспечить производство требуемого по условиям равновесия объема V*, а могут произвести меньшее количество товара Vmax. Ограничение в производстве ведет к дефициту товара на рынке. Функция предложения в этом случае имеет вертикальный участок, рис. 15.
Цена р на рынке устанавливается выше равновесной р*. При низкой эластичности спроса на товар эффект (прибыль) поставщика (заштрихованная область) увеличивается по сравнению с прибылью, которую поставщик имел бы при равновесной цене. За счет ограничений возникает упущенный социальный эффект. Суммарный эффект перераспределяется в пользу поставщика.
|
|
Часто поставщики используют свое монопольное положение на рынке и вводят ограничения производственных мощностей и создают искусственный дефицит товара. При этом возрастает цена на рынке. Поставщики получают дополнительную прибыль.
Это относится и к электроэнергетике, поскольку электроэнергия – слабо эластичный товар.
Эффективность работы рынка снижается не только от регулирования цен и ограничений на объем производства, но и при появлении ограничений на транспорт товара. На рынках топлива такие ограничения возникают из-за нехватки вагонов, автотранспорта и т.д. На рынках электроэнергии такие ограничения появляются при недостаточной пропускной способности электрической сети.
Пусть на рынке действует один поставщик и один покупатель. Характеристики спроса и предложения показаны на рис. 16. Равновесная цена р* не может быть достигнута из-за ограничений по доставке товара.
|
Кроме упущенной выгоды (площадь АВО) возникает ущерб от недопоставок товара. Этот ущерб выражается площадью рS pD A B. Суммарный эффект от торговли складывается из эффекта поставщика (площадь C pS B) и эффекта покупателя (pD D A).
|
В энергетике при ограничениях по пропускным способностям сети выручка pS pD AB изымается в специальный фонд и тратится на развитие электрической сети.
Практическое занятие 2.
Согласование спроса и предложения на товарных рынках
Задача 1.
На электростанции 3 агрегата. Мощности агрегатов и их характеристики издержек (расходные характеристики) приведены в таблице.
№ агрегата | Мощность агрегата Р, МВт | Расходная характеристика агрегата С(Р), руб |
С1(Р1)=1200+500·Р1 | ||
С2(Р2)=1400+600·Р2 | ||
С3(Р3)=1300+400·Р3 |
Задание:
Построить характеристику предложения станции для рынка электроэнергии. Определить маржинальную и среднюю цены, если электростанция загружена на 300 МВт.
Задача 2.
Электростанция имеет рабочую мощность 300 МВт.
Известна расходная характеристика (характеристика издержек) на производство электроэнергии С(V)=1200+40V+0,5V2 руб/час.
где С – издержки, V – количество выработанной электроэнергии за час.
Задание:
Построить расходную характеристику, характеристики средних и маржинальных цен.
Задача 3.
На электростанции 4 агрегата. Экономические показатели агрегатов приведены в таблице:
№ агрегата | Мощность агрегата, МВт | Маржинальная цена , руб/МВтч |
Примечание: считается, что маржинальная цена каждого агрегата не зависит от его загрузки.
Задание:
Определить издержки электростанции на производство электроэнергии за час при условии, что в течение часа электростанция имеет нагрузку 320 МВт.
|
|
| |||
4. Какой суммарный недополученный эффект возникнет у поставщиков и покупателей электроэнергии при установленном уровне цены?
| ||
|
11. Условия идеальной (совершенной) конкуренции
|
Такое условие выполняется при большом количестве малых участников рынка. Это относится как к поставщикам, так и к покупателям. Принудительного регулирования цен при идеальной конкуренции нет.
|
|
При этом на рынке устанавливается равновесная цена p*, обеспечивающая максимум социального (суммарного) эффекта.
Кроме отсутствия влияния участников на цену рынка существуют другие условия идеальной конкуренции. К ним относятся:
· Однородность продуктов на рынке. Продукция всех поставщиков имеет одинаковое качество. Покупателям безразлично у какого продавца покупать продукт;
· Участники рынка действуют независимо. Они не объединяются в коалиции;
· Участники могут свободно входить в рынок и выходить из него. В рынок в любой момент может войти новый поставщик и вытеснить участников с высокой ценой;
· Покупатели информированы о реальных ценах и возможностях поставщиков. Злоупотребления поставщика ведут к потере клиентов;
· На рынке нет ограничений по объемам производства и по транспортным услугам.
В условиях идеальной конкуренции нет проявлений монополизма, развивается здоровая конкуренция и устанавливается равновесная цена. Идеальная конкуренция ведет к снижению фактических издержек поставщиков и повышению эффективности использования товара покупателями для увеличения их прибыли.
К сожалению, на реальных рынках идеальной конкуренции не существует. На реальных товарных рынках присутствует «несовершенная» конкуренция. Одним из видов такой конкуренции является олигополия. Крайними случаями «несовершенной» конкуренции являются монополия и монопсония[1]. Отдельные участники имеют разную «власть» над рынком и по-разному влияют на рыночную цену.
Кроме того, из-за стремления участников получить максимум своей (индивидуальной) выгоды на реальных рынках часто встречаются разного рода злоупотребления и манипуляции. К ним относятся: сокрытие части предложения, искусственное завышение цены ценоформирующим участником, сговор поставщиков между собой, сговор поставщиков с покупателями.
Для борьбы с манипуляциями регулирующими органами анализируются проявления монополизма. Для этого определяются разные показатели (индексы) для количественной оценки монополизма.
Монополизм
Одним из условий успешной конкуренции на рынке является отсутствие привилегированного положения отдельных участников. В реальных рынках это условие соблюдается не всегда.
Монополия(в переводе с греческого) – единственный продавец. Абсолютная монополия порождает абсолютно неэластичный спрос. Продавец-монополист может как угодно менять цену при неизменном объеме продаж.
Другим видом привилегированного рынка является
Монопсония – вид рынка с единственным покупателем.
Теоретически абсолютной монополии и монопсонии не бывает. У покупателя или продавца всегда есть заменители, но часто эти заменители оказываются слишком дорогими.
Говоря о монополии, можно выделить следующие ее виды:
1.
|
Обычно такая монополия вводится государством для повышения стабильности на рынке или в обществе, для повышения безопасности, упрощения государственного управления и т.п.
Примеры искусственных монополий:
· монополия государства на торговлю оружием;
· монополия на торговлю золотом;
· оборот ядерных материалов;
· оборот наркотических средств.
|
2.
В естественных монополиях дезинтеграция (дробление) производства экономически не выгодно. В них издержки на производство и реализацию растут медленнее, чем доход при увеличении объема. Обычно такие монополии имеют место в производствах с сетевыми структурами и оперируют с товаром, имеющим малую замещаемость и низкую эластичность спроса и высокие постоянные издержки.
Монопольное положение поставщика и низкая эластичность спроса требуют регулирования цен и деятельности монопольных компании.
| |||
|
У крупных поставщиков характеристика предложения (линейная или нелинейная) может иметь возрастающий характер, рис. 20. Такими поставщиками, как правило, являются производственные объединения, имеющие несколько производителей.
|
Олигополии бывают количественные (когда участники влияют на цену рынка за счет изменения объема реализации) и ценовые (когда участники манипулируют заявляемыми ценами).
Для исследования поведения участников рынка в условиях олигополии применяются специальные математические модели, основанные на теории игр.