SWOT – анализ Республики Марий Эл
Проведенный ранее анализ социально-экономического положения республики позволил выделить ряд существенных позитивных факторов (сильные стороны), которые можно эффективно использовать для поступательного социального и экономического развития республики:
промышленный комплекс, обладающий высокими технологиями, высокий интеллектуальный и кадровый потенциал;
наличие вузовской науки,
развитая инфраструктура переработки лесной и сельскохозяйственной продукции, обеспеченная экологически чистым сырьем и трудовыми ресурсами;
наличие свободных производственных площадей;
благоприятное географическое положение республики, наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети, судоходных путей по рекам Волге и Ветлуге;
стабильная общественно-политическая ситуация в республике.
Наиболее полное использование этих преимуществ во многом зависит от реализации следующих важнейших условий:
стабильность экономического роста России, повышение ее кредитного рейтинга;
политическая стабильность в государстве;
формирование эффективной государственной правовой базы в части налогового, таможенного, внешнеэкономического, имущественного, земельного и муниципального и природоохранного законодательства;
развитие процессов сотрудничества в рамках Приволжского федерального округа.
Негативно влияют на процесс развития республики следующие основные факторы:
высокая доля оборонно-промышленного комплекса в структуре промышленного производства;
высокая стоимость энергоресурсов;
ограниченная собственная сырьевая база республики.
Анализ показывает, что сильные стороны характеризуются в первую очередь тем, что в республике имеется развитый промышленный комплекс, высокие технологии и условия для расширения существующих и открытия новых производств. Вторая группа факторов, определяющая сильные стороны республики, человеческий потенциал, обусловленный высоким образовательным уровнем, культурным и научным наследием.
Результаты стратегического анализа сильных и слабых сторон республики, возможностей и угроз, классифицированных по группам основных факторов внутренней и внешней среды республики, интегрированы в таблицеSWOT-анализа.
Таблица SWOT - анализа
Факторы внутренней среды | Преимущества | Недостатки |
Географическое положение, транспортная инфраструктура | 1. Благоприятное географическое положение республики (в центре Волго-Вятского района) 2. Наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети судоходных путей по рекам Волге и Ветлуге 3. Экологически чистая территория 4. Значительный объем лесных ресурсов | 1. Столица республики находится в стороне от основных транспортных магистралей 2. Невысокая плотность железнодорожных путей общего пользования 3. Негативные последствия от строительства Чебоксарской гидроэлектростанции |
Население, рынок труда, социальная сфера | 5. Социальная стабильность 6. Стабильные темпы роста доходов населения; 7. Наличие свободной рабочей силы 8. Высокий образовательный уровень 9. Развитая образовательная инфраструктура 10. Развитая сеть учреждений социальной сферы | 4. Неблагоприятная демографическая ситуация |
Экономический потенциал | 11. Наличие крупных промышленных предприятий 12. Многоотраслевой характер промышленного комплекса, обладающего рядом высоких технологий 13. Наличие вузовской науки 14. Наличие свободных производственных площадей 15. Развитая инфраструктура переработки лесных ресурсов и сельскохозяйственной продукции 16. Наличие республиканской информационной сети 17. Наличие инфраструктуры поддержки предпринимательства 18. Заинтересованность правительства республики в росте инвестиционной привлекательности республики 19. Высокие темпы прироста численности малых предприятий | 5. Ограниченная собственная сырьевая база 6. Недостаточность и высокая стоимость энергоресурсов 7. Высокая доля оборонно-промышленного комплекса в промышленности 8. Низкая доля малого бизнеса в валовом региональном продукте |
Инженерная инфраструктура | 20. Наличие развитой сети автомобильных дорог 21. Высокие темпы телефонизации и газификации республики | 9. Высокий износ инженерных систем 10.Недостаточная обеспеченность населенных пунктов республики дорогами с твердым покрытием |
Жилищная сфера | 22. Наличие строительного потенциала 23. Развитие индивидуального жилищного строительства и газификации реализация республиканской программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2002-2010 годы» | 11.Наличие ветхого жилья |
Факторы внешней среды | Возможности | Угрозы |
Социальные процессы | 1. Политическая стабильность 2. Наличие государственных программ социально-экономического развития регионов 3. Рост мобильности трудовых ресурсов | 1. Развитие иммиграционных процессов |
Экономика | 4. Развитие рыночной инфраструктуры 5. Восстановление госзаказа на продукцию военно-промышленного комплекса 6. Активизация процессов перелива капитала 7. Повышение кредитного рейтинга России. | 2. Снижение конкурентоспособности местных производителей в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию 3. Повышение тарифов естественных монополий 4. Отток капитала в сырьевые регионы |
2.2. Сценарии и направления долгосрочного
социально-экономического развития
На основе проведенного стратегического анализа факторов внутренней и внешней среды, во многом определяющих приоритеты социально-экономического развития, наиболее вероятными представляются следующие сценарии перспективного развития Республики Марий Эл.
Реализация сценариев может происходить одновременно, но
в зависимости от условий внешней и внутренней среды сценарии будут обладать разным удельным весом в разные периоды.
В основу Стратегии развития республики заложены сценарные условия, которые являются характеристикой инновационно-активного сценария развития республики.
Учитывая стратегические задачи предстоящего периода, целевыми ориентирами социально-экономического развития республики будут:
создание инфраструктуры;
развитие региональной инвестиционной и инновационной системы;
реализация национальных проектов.
В целом эффективность использования имеющихся у республики ресурсов и открывающихся перед ней возможностей во многом будет зависеть от возникающих на уровне республики, округа и федерального центра мотиваций к сотрудничеству, что, безусловно, потребует как можно большей согласованности приоритетов и целей социально-экономического развития.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Развитие инфраструктуры
Сегодня, несмотря на наличие позитивных тенденций
в региональном социально-экономическом развитии Российской Федерации, сохраняются и проблемы, связанные, в основном с:
высоким уровнем межрегиональных различий по бюджетной обеспеченности;
высоким уровнем межрегиональных различий по показателям валового регионального продукта на душу населения, доходам населения, объемам инвестиций в основной капитал;
усилением концентрации капитала в экономически развитых регионах, что создает предпосылки для последующего увеличения дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития.
К этому перечню, безусловно, важных проблем необходимо добавить и проблему создания в стране «инфраструктуры будущего», важными элементами которой, согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году, являются электроэнергетика и эффективная транспортная система.
В целом решение проблем развития региональной инфраструктуры во многом будет зависеть от организации совместной работы федеральных и региональных органов государственной власти по разработке и реализации комплексных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
В рамках данной работы принимаемые на федеральном уровне стратегии развития базовых отраслевых комплексов экономики страны (транспортная стратегия России, энергетическая стратегия России и др.) должны разрабатываться с учетом региональной структуры экономики
и содержать обязательные разделы, характеризующие территориальный разрез планируемого развития той или иной отрасли.
Развитие республики в долгосрочной перспективе обуславливает необходимость четкого определения приоритетов развития, совершенствования механизмов государственного управления и ускоренного развития инфраструктуры.
3.1.1. Состояние и перспективы развития дорожной сети
Протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Марий Эл составляет 4,7 тыс.км, в том числе федеральных – 0,2 тыс.км и территориальных – 4,5 тыс.км.
Из общей протяженности автомобильных дорог 3,3 тыс.км имеют твердое покрытие.
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием равна 143 км на 1 тыс.кв.м территории республики. Коэффициент плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием (коэффициент Энгеля) составляет 26.
Годовая потребность финансовых средств для обеспечения поступательного функционирования дорожной отрасли составляет более
3,0млрд. рублей. Лимиты финансирования в 2007 году составляют
723,8 млн. рублей, что в 4,2 раза ниже потребности.
В связи с отменой Федерального закона «О дорожных фондах
в Российской Федерации» объем финансирования дорожного хозяйства
за период с 2000 по 2004 год по стране и Республике Марий Эл сократился в 2 раза.
Обеспеченность населенных пунктов республики дорогами с твердым покрытием составляет 55 процентов. Не имеют подъездных дорог 625 населенных пунктов. Потребность в строительстве дорог с твердым покрытием составляет 1296 км. Тем не менее в последние годы значительно снизились темпы строительства автомобильных дорог: в 1990 году построено в Республике Марий Эл 241 км дорог,
а в 2006 году – 6,7 км.
Вследствие недостаточности финансирования в предшествующие годы накопленный «недоремонт» уже составляет более 2000 км, сметной стоимостью более 6 млрд. рублей.
Из 228 мостов 23 моста имеют недостаточные габариты, 12 мостов имеют срок службы, равный или превышающий 25 лет.
Уменьшение финансирования дорожного хозяйства без учета действующих нормативов на содержание и ремонт автомобильных дорог приведет к несоответствию к 2010 году свыше 80 процентов автомобильных дорог нормативным транспортно-эксплуатационным показателям, что неизбежно повлечет рост расходов на их ремонт и содержание.
В настоящее время автомобильные дороги Республики Марий Эл
и улично-дорожная сеть муниципальных образований практически
не строятся, так как республиканский бюджет Республики Марий Эл
и бюджеты муниципальных образований не имеют на это достаточных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
11 апреля 2006 г. № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации» установлены новые принципы классификации российских автомобильных дорог. Межпоселковые дороги относятся к собственности муниципальных образований и предназначены для решения вопросов местного значения. Тротуары всегда относились к собственности поселений. Поэтому решение вопросов по строительству межпоселковых дорог и тротуаров напрямую связано с бюджетной обеспеченностью муниципальных образований и поселений.
Республиканской целевой программой «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования Республики Марий Эл на 2005-2010 годы», утвержденной Законом Республики Марий Эл
от 9 ноября 2005 года № 38-З, планируется оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Марий Эл в части приведения в нормативное состояние улично-дорожной сети городов и населенных пунктов.
Республикой заключено 2 соглашения по содержанию дорог
на границах с соседними регионами:
а) с Нижегородской областью – по строительству автомобильной дороги до пос. Васильсурск;
б) с Кировской областью - по строительству автомобильной дороги Татарэнер – Шаваржаково.
Необходимо отметить, что состояние дорожного хозяйства непосредственно влияет на безопасность дорожного движения.
С целью изменения сложившейся ситуации в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» в Республике Марий Эл в 2006 году разработана и принята республиканская целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Марий Эл в 2006 – 2012 годах». Общий объем финансирования данной программы составляет 1,399 млрд. рублей, в том числе 1,346 млрд. рублей из консолидированного бюджета Республики Марий Эл и 53 млн. рублей – средства федерального бюджета.
В рамках этой программы на мероприятия по приведению
в нормативное состояние улично-дорожной сети в период
2007-2012 годов планируется направить 502 млн. рублей.
Перспективы развития дорожной сети в Республике Марий Эл связаны с:
сохранением существующей сети автомобильных дорог;
повышением технического уровня существующей сети автомобильных дорог, где главным является ликвидация участков, лишенных покрытия, изменение плана и профиля и расширение проезжей части на особо опасных и загруженных участках автомобильных дорог с целью обеспечения безопасного пропуска автомобильного транспорта, строительство объездных автомобильных дорог населенных пунктов;
завершением формирования сети основных автомобильных дорог общего пользования, строительством дорог, дополняющих сложившуюся структуру дорожной сети, с целью ликвидации перепробега и обеспечения связи между районными центрами по кратчайшим маршрутам;
созданием сети автомобильных дорог с твердым покрытием
в сельской местности, обеспечивающей связь всех населенных пунктов
с центрами сельских администраций и хозяйств, а также опорной сетью дорог.
На этапе прогнозируемого экономического роста в регионе необходимо приведение основных федеральных и межрегиональных автомобильных дорог, входящих в состав российских и международных транспортных коридоров, в соответствие с расчетной интенсивностью движения и требованиями СНиПА.