Долгосрочного социально-экономического
СТРАТЕГИЯ
ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (далее - Стратегия) разработана в соответствии
с поручением Президента Республики Марий Эл.
Цель разработки Стратегии – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния жителей Республики Марий Эл, динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2025 гг.).
В Стратегии конкретизируются варианты социально-экономического развития Республики Марий Эл, определяются возможные цели социально-экономического развития республики, пути и средства достижения указанных целей.
Являясь неотъемлемым элементом системы стратегического планирования, призванной обеспечивать быструю адаптацию
к изменяющемся условиям и эффективное функционирование социально-экономического комплекса Республики Марий Эл
в долгосрочной перспективе, Стратегия формируется на основе целой группы принципов, наиболее значительными из которых являются:
принцип целенаправленности, реализуемый уже самой разработкой Стратегии, включающей комплекс стратегических целей развития;
принцип социальности, предполагающий приоритетное решение проблем повышения качества жизни населения;
принцип системности, требующий при определении стратегических целей и механизмов их реализации учета взаимосвязей, характеризующих зависимость процессов развития республики как субъекта Российской Федерации;
принцип адаптивности, означающий необходимость корректировки стратегических планов Республики Марий Эл с учетом возможных изменений условий;
принцип эффективности, требующий обоснованности выбора стратегических целей и механизмов с позиций минимизации затрат;
принцип баланса интересов, предполагающий нахождение консенсуса между всеми субъектами социально-экономических процессов республики относительно стратегических целей и приоритетов развития и др. (принцип легитимности, принцип демократичности, принцип первого лица и др.).
Настоящая Стратегия базируется на ключевых направлениях региональной политики Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому периоду развития экономики
(до 2025 года) Стратегия определяет основные приоритеты, ориентиры, характеристики, проблемы, ограничения, потенциал экономического
и социального развития республики, отдельных отраслей и секторов рынка, другие общеэкономические условия функционирования субъектов хозяйствования, информация о которых необходима для разработки прогнозов и планов социально-экономического развития.
Конечная цель Стратегии – рост благосостояния населения республики.
1. Общая характеристика
социально-экономического потенциала Республики марий эл
1.1. Экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал Республики Марий Эл
К основным факторам, характеризующим экономико-географическое положение республики (приложение № 1, рис. 1), можно отнести:
расположение республики в центре России;
близость к транспортным магистралям федерального значения;
выгодное расположение основных природных богатств республики (леса, сельскохозяйственных угодий) к потенциальным потребителям сырья;
важное значение территории республики для решения природоохранных задач федерального и межрегионального уровня, в частности, связанных с состоянием бассейна Волги и крупных лесных массивов;
прохождение через территорию республики магистральных газо- и нефтепроводов.
Специфика организации территории республики во многом связана с характером размещения природных ресурсов (приложение № 1, рис. 2).
Площадь лесных земель в 2006 году составила 1412 тыс. га, в том числе покрытых лесной растительностью 1301,6 тыс. га, которые
в основном расположены на западе республики и в центральной ее части.
Лесохозяйственную деятельность по использованию и восстановлению лесного фонда на территории Республики Марий Эл осуществляют 21 лесхоз. В ведении лесхозов находится 675,0 тыс. га лесов первой и второй групп, возможных для эксплуатации, с общим запасом древесины более 100 млн. куб. м, из них спелые и перестойные составляют около 20 процентов (приложение № 1, рис. 3).
Самыми большими запасами древесины обладают Килемарский, Волжский, Пригородный и Кокшайский лесхозы.
На территории Республики Марий Эл сосредоточено значительное количество месторождений твердых нерудных полезных ископаемых: строительных материалов, стекольного песка, гипса и др. (приложение № 1, рис. 4).
По количеству разведанных запасов, качеству кварцевых песков и их прогнозным ресурсам Республика Марий Эл занимает одно из первых мест в европейской части России. Исходя из разведанных запасов стекольных песков, одной из привлекательных и перспективных отраслей промышленности в ближайшие годы может стать стекольная промышленность.
Расположение месторождений и перспективных прогнозных участков вблизи железной дороги и судоходных рек позволяет снизить расходы на их транспортировку к потребителям и при благоприятных горно-технических условиях сделать продукцию карьеров конкурентоспособной.
В отношении обеспеченности транспортной инфраструктурой, необходимо отметить, что в непосредственной близости от республики проходят важные транспортные магистрали федерального и международного значения: железная дорога Москва – Казань – Екатеринбург (Транссиб), автодорога Москва – Чебоксары – Казань – Екатеринбург.
Главными транспортными магистралями республики являются: автомобильная дорога Йошкар-Ола – Зеленодольск (А–397), автомагистраль «Вятка» (А–119) и участок автомагистрали, проходящей через Чебоксарскую гидроэлектростанцию и связывающий г. Чебоксары с г. Казанью, железнодорожная ветка Горьковской железной дороги (Йошкар-Ола – Зеленый Дол;
Йошкар-Ола – Яранск), судоходные пути по рекам Волге
и Ветлуге (приложение № 1, рис. 5).
Важное транспортно-экономическое значение имеет р. Волга, что позволяет осуществлять относительно дешевые перевозки грузов между республикой и другими регионами Поволжья. Местное значение (по перевозкам в Нижегородскую область) имеет
р. Ветлуга.
1.2 Специфика процессов социально-экономического развития Республики Марий Эл
Обращаясь к социально-экономическому положению Республики Марий Эл, необходимо отметить, что в республике наблюдается динамичный рост основных показателей социально-экономического развития, улучшается инвестиционный климат, растет уровень жизни населения (приложение № 1, рис.6).
Этот факт наглядно подтверждает рейтинг оценки динамики основных показателей социально-экономического положения регионов Приволжского федерального округа за 2006 год. Так, по индексу промышленного производства республика заняла 1 место среди регионов Приволжского федерального округа, по темпу роста заработной платы – 2 место, по темпу ввода в действие жилых домов –
2 место, по индексу физического объема инвестиций в основной
капитал – 4 место.
Продолжает повышаться уровень жизни населения.
Денежные доходы населения в расчете на одного человека
в 2006 году составили 4769,4 рубля и увеличились по сравнению
с 2000 годом в 4,5 раза.
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за 2006 год, составила 6343,5 рубля и по сравнению с 2000 годом возросла в 5,4 раза.
По темпам роста заработной платы республика среди регионов Приволжского федерального округа в 2000 году занимала 13 место,
в 2006 году – 2 место.
С 2002 года наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности безработных граждан. Общая численность безработных уменьшилась с 52,3 тыс. человек в 2002 году до 36,9 тыс. человек
в 2006 году. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 2006 года составил 1,41 процента к численности экономически активного населения, что на один процентный пункт ниже уровня
2002 года.
На потребительском рынке республики отмечаются существенные положительные изменения. По сравнению с 2000 годом оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос в 2,1 раза.
За 2006 год оборот розничной торговли (включая продажу на рынках) увеличился в сопоставимых ценах на 37,3 процента по сравнению с уровнем 2005 года, объем платных услуг - на 8 процентов.
Важнейшей задачей, определенной Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, является улучшение демографической ситуации. Демографические процессы в Республике Марий Эл, как и в России в целом, остаются сложными. Численность постоянного населения Республики Марий Эл на 1 января 2007 г. (по оценке) составила 704,4 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с соответствующей датой 2006 года на 4,8 тыс. человек. Сокращение произошло за счет естественной убыли и миграционного оттока населения.
С 2000 года в динамике показателей рождаемости в республике наметились положительные тенденции. По сравнению с 1999 годом, ставшим «точкой абсолютного минимума», в последние годы отмечается устойчивый рост абсолютного числа родившихся, общего коэффициента рождаемости. Общий коэффициент рождаемости увеличился с 8,8 родившихся на 1000 человек населения в 1999 году
до 10,6 в 2006 году.
Происходит снижение смертности детей в возрасте до одного года – с 14,4 в 1999 году до 11,6 на 1000 человек родившихся живыми
в 2006 году.
В республике реализуется Программа экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2002-2004 годы и на период до 2008 года, которая одной из первых была зарегистрирована в Минэкономразвития России.
В результате реализации мероприятий Программы создано
5313 новых рабочих мест, организациями республики за 2002-2005 годы получена дополнительная прибыль в сумме 1474,6 млн. рублей. Платежи в бюджеты всех уровней от реализации программных мероприятий составили 3560,6 млн. рублей.
Наблюдается неуклонный рост поступлений налоговых платежей
и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Если
в 2001 году общая величина поступлений во все уровни бюджетов сложилась на уровне 2720,3 млн. рублей, то в 2006 году она составила 7178,1 млн. рублей, т.е. увеличилась в 2,6 раза.
За период с 2002 по 2006 год увеличиваются поступления налоговых доходов и в консолидированный бюджет Республики Марий Эл. Величина данного показателя в 2005 году по сравнению с 2002 годом возросла в 2,2 раза. В 2006 году поступления в консолидированный бюджет Республики Марий Эл составили
5225,6 млн. рублей.
Из республики в российские регионы в 2006 году вывезено различных товаров на сумму более 8,6 млрд. рублей, в республику ввезено товаров на сумму около 5,0 млрд. рублей.
Наиболее интенсивно развиваются торгово-экономические отношения с регионами Приволжского федерального округа. Товарооборот с ними составил в 2006 году 46,1 процента от общего объема товарооборота республики. Более 23 процентов от общего объема товарооборота республики приходится на Северо-Западный федеральный округ, 14,5 процента – на Центральный федеральный округ.
К основным потребителям продукции Республики Марий Эл относятся Мурманская область, Республика Татарстан, г. Москва.
Продолжается рост объема внешней торговли Республики
Марий Эл. Объем экспорта в 2006 году возрос на 63,6 процента по сравнению с 2005 годом. Основной объем в экспорте республики занимает продукция топливно-энергетического комплекса, машиностроительная продукция, древесина и изделия из нее, бумага и картон.
В последние годы активно развивается экспорт в страны СНГ
(в том числе в Республику Беларусь) оборудования, древесины и изделий из нее, а также продовольственных товаров. Установление прочных связей с развитыми странами Европы и Америки дает возможность динамичного увеличения экспорта топливно-энергетических товаров, продукции химической промышленности, а также древесины и изделий из нее. Импорт из этих стран составляет в основном современное оборудование для машиностроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей.
Для стимулирования экспортных видов экономической деятельности предприятий принято постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 июля 2004 г. № 183 «Об утверждении Положения о порядке и условиях государственной поддержки инвестиционных проектов».
Основнымиотраслями экономики, которые формируют валовой региональный продукт республики, являются промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля, строительство.
Процессы, происходящие в промышленности, оказывают определяющее влияние на социально-экономическое развитие Республики Марий Эл в целом.
В отрасли занято 76,1 тыс. человек, или 22,5 процента от занятых в отраслях экономики. На долю промышленности приходится
27,8 процента валового регионального продукта и 85 процентов прибыли, получаемой организациями всех отраслей экономики. Предприятия промышленности обеспечивают свыше 51 процента платежей в консолидированный бюджет республики.
По темпам роста промышленного производства республика среди регионов Приволжского федерального округа находилась в 2000 году
на 14 месте, в 2003 году – на 3 месте, 2004 году – на 2 месте, в 2005-
2006 годах – на 1 месте (по Российской Федерации – 8 место).
С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, увеличения налогооблагаемой базы, создания новых и расширения имеющихся производств в республике проводится работа по оказанию государственной поддержки в виде субсидирования части процентных расходов по привлекаемым кредитам в коммерческих банках для реализации инвестиционных проектов предприятиям республики, работающим в приоритетных отраслях экономики.
Данный механизм государственной поддержки реально показал свою эффективность. За время реализации инвестиционных проектов предприятиями и организациями не только сохранены рабочие места,
но дополнительно созданы новые в количестве 1638 рабочих мест, проведено техническое перевооружение предприятий, освоены новые виды конкурентоспособной продукции, увеличены объемы выпускаемой продукции.
В рамках развития промышленного комплекса в 2007-2011 годах предприятиями республики планируется осуществить около
200 крупных и средних инвестиционных проектов на общую сумму около 12 млрд. рублей, что позволит создать более 5 тыс. новых рабочих мест, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней более чем на 1,3 млрд. рублей.
Произошло повышение функциональной роли банковского сектора республики в экономике.
Возрастающая потребность реального сектора экономики республики в заемных средствах, рост ресурсной базы позволили кредитным организациям республики увеличить объем ее кредитования, который составил в 2006 году 12,4 млрд. рублей, что более чем в 5 раз превысило уровень 2000 года.
Начиная с 2001 года в республике наблюдается стабильный рост инвестиций в основной капитал. За шесть лет на развитие экономики республики направлено 33 млрд. рублей, объем инвестиций в 2006 году по сравнению с 2000 годом в сопоставимых ценах увеличился в 3 раза.
По темпам роста инвестиций в основной капитал республика среди регионов Приволжского федерального округа в 2000 году занимала 14 место, в 2003 году – 1 место, в 2005 году – 7 место,
в 2006 году – 4 место.
Несмотря на достигнутые темпы развития, необходимость структурных изменений, внедрения адекватных требованиям времени систем управления как в экономике Республики Марий Эл, так и в России в целом, не вызывает сомнений.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов государственного управления Республики Марий Эл в части анализа социально-экономической ситуации, упорядочения процедур установления целей, планирования, прогнозирования и мониторинга социально-экономического развития постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 сентября 2002 г. № 295 «О мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл» основным методом государственного регулирования социально-экономических процессов в Республике Марий Эл утверждена система индикативного управления.
По сути дела, с введением в Республике Марий Эл системы индикативного управления осуществлен переход на управление по результатам, являющееся основным направлением Концепции административной реформы в Российской Федерации.
Четко увязать обозначенные цели – это тот эффект, которого необходимо добиться в будущем, задавая соответствующие направления развития и конкретные целевые показатели.
Правительством Республики Марий Эл утверждены стратегические цели и задачи социально-экономического развития Республики Марий Эл – повышение уровня жизни населения, удвоение валового регионального продукта Республики Марий Эл за десятилетний период, реализация приоритетных национальных проектов, в соответствии с которыми определены цели, задачи и основные показатели, характеризующие результаты деятельности органов исполнительной власти республики.
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации ведется целенаправленная работа по созданию условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами развития республики.
В 2005 году в республике прошел эксперимент по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результат, а также разработке мер по повышению качества управления бюджетными средствами.
В рамках эксперимента прошла апробацию процедура подготовки, представления и оценки докладов о результатах и основных направлениях субъектов бюджетного планирования, а также основных мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов.
Направленность государственной политики достижения конкретных целей и результатов обуславливает повышение роли программно-целевого метода.
Важным инструментом реализации данных целей выступают федеральные и региональные целевые программы, позволяющие конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики.
В целом можно отметить, что сложившаяся в республике нормативная база и практика ее применения достаточно четко обеспечивают процесс формирования программ от зарождения замысла и обоснования необходимости разработки проекта программы
до апробирования и утверждения разработанной программы и порядок последующей работы по реализации программных мероприятий.
В настоящее время в республике действует 39 республиканских целевых программ, включенных в реестр целевых программ. Реализуется ряд важнейших социальных программ, касающихся вопросов улучшения демографических процессов, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, безопасности дорожного движения и т.д.
В республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2007 год предусмотрена реализация приоритетных республиканских целевых программ с общим объемом финансирования 1641,2 млн. рублей.
Республика Марий Эл активно работает с федеральным центром по привлечению государственных инвестиций по федеральным целевым программам и мероприятиям непрограммной части.
Участвуя в федеральных целевых программах, Республика Марий Эл имеет возможность направлять средства на строительство объектов социальной сферы, жилья, инженерной инфраструктуры, приобретение медицинского оборудования.
В 2006 году республика принимала участие в 14 федеральных целевых программах. За 2006 год на финансирование федеральных целевых программ и мероприятий непрограммной части направлено средств из федерального бюджета около 1 млрд. рублей. Лимиты по Федеральной адресной инвестиционной программе профинансированы на сумму 200 млн. рублей, на строительство автомобильных дорог направлено 150 млн. рублей (из республиканского бюджета Республики Марий Эл 344,8 млн. рублей, в том числе на строительство дорог –
33,3 млн. рублей), за счет средств Фонда регионального развития профинансированы мероприятия на сумму 18,8 млн. рублей. Средства федерального бюджета освоены в полном объеме.
С 2002 года Республика Марий Эл принимает участие
в реализации федеральной целевой программы «Жилище» и ее подпрограмм.
Начиная с 2001 года ежегодно увеличивался ввод жилых домов.
За 2001-2006 годы введено в эксплуатацию 991,7 тыс.кв.м жилья, из них
за 2006 год – 229 тыс.кв.м жилья, что на 25,8 процента больше уровня 2005 года.
По темпам ввода жилья Республика Марий Эл среди регионов Приволжского федерального округа за 2006 год заняла 2 место.
(По Российской Федерации – 23 место).
Федеральная целевая программа «Социальное развитие села
до 2010 года» обеспечивает развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов.
Всего за 2001-2006 годы построено 895 км газовых сетей, что позволило увеличить уровень газификации сельской местности
с 19 до 34 процентов.
При поддержке Правительства Российской Федерации республика активно работает с федеральным центром по привлечению государственных инвестиций по Федеральной адресной инвестиционной программе.
За 2001-2006 годы по названной выше программе введены в эксплуатацию объекты, на строительство которых направлено более 1024,7 млн. рублей (приложение №1, рис.7).
На развитие дорожного хозяйства Республики за 2001-2006 годы направлены средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл объемом более 2,9 млрд. рублей,
в том числе более 1247,4 млн. рублей – средства федерального бюджета.
За 2001-2006 годы введены автомобильные дороги протяженностью 86,7 км, произведен капитальный ремонт автомобильных дорог протяженностью 199,65 км.
В 2006 году завершено строительство мостового перехода через р. Ветлугу на автомобильной дороге Коротни-Марьино протяженностью около 2 км, стоимостью 573,7 млн. рублей. Мост через р. Ветлугу соединил Юринский район с остальными районами, со столицей республики и обеспечил выход на Нижегородскую область.
За 2006 год по объектам, включенным в республиканскую адресную инвестиционную программу, профинансировано за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл
973 млн. рублей, что на 645 млн. рублей больше по сравнению
с 2005 годом (приложение № 1, рис.8).
В 2006 году собственными силами организаций всех форм собственности выполнено работ и услуг по виду деятельности «строительство» на территории Республики Марий Эл на сумму более
4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 14,5 процента больше, чем за 2005 год. По темпам роста объемов работ и услуг по виду деятельности «строительство» республика среди регионов Приволжского федерального округа заняла 4 место, по Российской Федерации – 32 место.
Малое предпринимательство республики в настоящее время характеризуется как устойчивая и динамично развивающаяся сфера экономики.
Реализуется республиканская целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2005-2007 годы», принята республиканская целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Марий Эл на 2008-2010 годы».
По состоянию на 1 января 2007 г. на территории республики зарегистрировано 4,3 тыс. малых предприятий. Оборот малых предприятий за 2006 год составил 26 млрд. рублей, с темпом роста к 2005 году 34 процента.
С учетом индивидуальных предпринимателей общая численность занятых в предпринимательском секторе составляет 48 тыс. человек, или
14,4 процента от общего числа занятых в экономике республики.
Правительством республики оказывается государственная поддержка агропромышленному комплексу.
Осуществляется реализация республиканских целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года» и «Развитие личных подсобных хозяйств в Республике Марий Эл на 2005-2008 годы», ведомственных целевых программ: «О государственной поддержке мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий Республики Марий Эл», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Республике Марий Эл на 2006-2008 годы», «Развитие товарного прудового рыбоводства в Республике Марий Эл на 2006-2008 годы», «О создании и развитии сети сельской кредитной кооперации в Республике Марий Эл», «Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Марий Эл на 2006-2008 годы».
Разработана ведомственная целевая программа «Развитие свиноводства в Республике Марий Эл на 2008-2010 годы», по результатам реализации которой планируется увеличить численность поголовья свиней в 3,3 раза к уровню 2006 года, а производство и реализацию мяса свиней в живом весе – в 3,2 раза.
Активно ведется реализация федеральной и республиканской целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года».
В 2006 году на их реализацию привлечено 131,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 48,5 млн. рублей, из республиканского и муниципальных бюджетов – 23,4 млн. рублей, из внебюджетных источников – 59,5 млн. рублей.
Выпуск продукции сельского хозяйства всеми производителями сельскохозяйственной продукции за 2006 год составил
12,5 млрд. рублей, или 107,1 процента в сопоставимой оценке
к 2005 году. По темпам роста производства сельскохозяйственной продукции республика среди регионов Приволжского федерального округа заняла 4 место, по Российской Федерации – 12 место.
На фоне недостаточности собственных и высокой стоимости внешних энергоресурсов для республики особую значимость приобретает внедрение энергосберегающих технологий во все сферы народного хозяйства.
Энергоемкость валового регионального продукта является одним из основополагающих факторов, влияющих на стоимость товаров и услуг, в большой степени характеризующим конкурентоспособность экономики региона.
Начиная с 2003 года наблюдается устойчивое снижение энергоемкости валового регионального продукта республики, наглядно демонстрирующее эффективность проводимых в республике мероприятий по энергосбережению.
Общий потенциал экономии используемой энергии по первичным энергоносителям в Республике Марий Эл оценивается приблизительно
в несколько тысяч т.у.т. Потенциал энергосбережения распределяется следующим образом: в теплоэнергетическом комплексе – 30 процентов, в энергоемких отраслях промышленности – 31 процент, в жилищно-коммунальном хозяйстве – 24 процента. Наибольшим потенциалом энергосбережения обладают энергоемкие отрасли промышленности,
в первую очередь машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая. Реализация этого потенциала способна обеспечить поступательное развитие экономики республики.
Наиболее значимым направлением энергосбережения является снижение себестоимости производства энергоносителей, замещение менее экономичных электро- и теплогенерирующих источников на более современные и эффективные источники электроэнергии и тепла. По оценкам специалистов, энергосбережение при производстве энергоносителей составляет свыше 50 процентов от общей величины практически возможного энергосбережения на всех стадиях (производство, передача и распределение, потребление).
Реализация энергосбережения на стадии передачи и распределения энергии позволяет достичь 20-30 процентов от общей величины экономии энергоресурсов.
Указанные направления потенциала энергосбережения при производстве, передаче и распределении энергии обозначены
в республиканской целевой программе «Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы».
Топливно-энергетический комплекс является важнейшей составляющей экономики республики. На реализацию республиканской целевой программа «Развитие теплоэнергетического комплекса Республики Марий Эл на 2004-2010 годы» за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл предусмотрено
459,7 млн. рублей.
В рамках данной программы систематизированно реализуются мероприятия по техническому перевооружению отрасли с достижением максимальной экономической эффективности и реальным улучшением качества тепло- и электроснабжения населения и объектов социальной сферы.
В настоящее время природный газ является основным видом топлива для источников теплоснабжения Республики Марий Эл, доля которого в структуре топливного баланса составляет
около 80 процентов. Ежегодное потребление природного газа республикой составляет 1300,0 млн. куб. м, в том числе предприятиями, организациями столицы Республики Марий Эл более 50 процентов.
Сегодня газоснабжение г. Йошкар-Олы осуществляется от магистрального газопровода «Нижняя Тура - Пермь - Горький - Центр», срок эксплуатации которого составляет более 20 лет.
Основными участниками теплового рынка г. Йошкар-Олы являются муниципальное унитарное предприятие «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль № 1» Марийского филиала открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 5» и муниципального унитарного предприятия «Йошкар - Олинская теплоэлектроцентраль № 1», по которым годовой расход природного газа соответственно составляет 352 млн. куб.м и 125 млн. куб.м.
Обеспечение надежности функционирования источника генерации – Йошкар - Олинской теплоэлектроцентрали и энергоснабжения Республики Марий Эл уже в ближайшей перспективе потребует строительства на Йошкар - Олинской теплоэлектроцентрали третьего энергоблока мощностью до 200 - 300 МВт за счет средств российского акционерного общества «Единая энергетическая система России». Результатом реализации инвестиционного проекта будет увеличение экономической эффективности производства электроэнергии за счет выработки электроэнергии на тепловом потреблении.
В то же время для дальнейшего развития и экономического потенциала Республики Марий Эл необходимо строительство второй нитки газопровода-отвода в г. Йошкар-Олу протяженностью более
50 км, стоимостью около 3 млрд. рублей. Решение данного вопроса, а также дальнейшей газификации Республики Марий Эл планируется совместно с открытым акционерным обществом «Газпром».
Повышение эффективности использования сырьевых природных ресурсов требует изменения приоритетов экономической политики
в топливно - энергетическом комплексе республики.
Инструментом управления системой теплоэлектроснабжения является топливно - финансовый баланс, который связывает воедино балансы производства, потребления энергоресурсов и их финансовое обеспечение.
Целями составления топливно - финансового баланса являются:
совершенствование управления объектами топливно - энергетического комплекса;
рациональное и эффективное использование энергоресурсов.
Реализация такой системы обеспечит:
оперативный анализ состояния и тенденций развития теплоэнергетики, выявление угроз, дефицита и диспропорций развития для заблаговременного принятия мер;
поиск и отработку управленческих решений в кризисных ситуациях.
Четкая работа Правительства Республики Марий Эл, координирующая действия администраций муниципальных образований республики, поставщиков и потребителей топливно-энергетических ресурсов, дает реальный результат - бесперебойное удовлетворение спроса на топливно-энергетические ресурсы и, как следствие, социальная стабильность в обществе.
2. Факторы и сценарии долгосрочного
социально-экономического развития
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Таблица SWOT - анализа
Факторы внутренней среды | Преимущества | Недостатки |
Географическое положение, транспортная инфраструктура | 1. Благоприятное географическое положение республики (в центре Волго-Вятского района) 2. Наличие транзитной трубопроводной и транспортной сети судоходных путей по рекам Волге и Ветлуге 3. Экологически чистая территория 4. Значительный объем лесных ресурсов | 1. Столица республики находится в стороне от основных транспортных магистралей 2. Невысокая плотность железнодорожных путей общего пользования 3. Негативные последствия от строительства Чебоксарской гидроэлектростанции |
Население, рынок труда, социальная сфера | 5. Социальная стабильность 6. Стабильные темпы роста доходов населения; 7. Наличие свободной рабочей силы 8. Высокий образовательный уровень 9. Развитая образовательная инфраструктура 10. Развитая сеть учреждений социальной сферы | 4. Неблагоприятная демографическая ситуация |
Экономический потенциал | 11. Наличие крупных промышленных предприятий 12. Многоотраслевой характер промышленного комплекса, обладающего рядом высоких технологий 13. Наличие вузовской науки 14. Наличие свободных производственных площадей 15. Развитая инфраструктура переработки лесных ресурсов и сельскохозяйственной продукции 16. Наличие республиканской информационной сети 17. Наличие инфраструктуры поддержки предпринимательства 18. Заинтересованность правительства республики в росте инвестиционной привлекательности республики 19. Высокие темпы прироста численности малых предприятий | 5. Ограниченная собственная сырьевая база 6. Недостаточность и высокая стоимость энергоресурсов 7. Высокая доля оборонно-промышленного комплекса в промышленности 8. Низкая доля малого бизнеса в валовом региональном продукте |
Инженерная инфраструктура | 20. Наличие развитой сети автомобильных дорог 21. Высокие темпы телефонизации и газификации республики | 9. Высокий износ инженерных систем 10.Недостаточная обеспеченность населенных пунктов республики дорогами с твердым покрытием |
Жилищная сфера | 22. Наличие строительного потенциала 23. Развитие индивидуального жилищного строительства и г Наши рекомендации
|