Анализ обновления продукции и ее качества
Обновление продукции – одна из наиболее важных и сложных мер, формирующих рыночную политику предприятия. С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции предприятие не может полагаться только на уже существующее производство товаров. Успешная деятельность любого предприятия обеспечивает непрерывность его функционирования и развития. Чтобы обеспечить непрерывность производственного процесса, одновременно с производством выпускаемой продукции должны вестись работы по созданию нового товара и постоянных модификаций старого.
Создание новой продукции заключается в возможности:
-увидеть нынешние и будущие запросы потребителей;
-найти эффективный способ их удовлетворения;
-предложить для этого необходимые средства.
На практике – вывод на рынок нового продукта – это большие затраты. Препятствовать обновлению продукции могут следующие факторы:
-дефицит финансовых средств на развитие;
-дефицит денежных оборотных средств;
-нестабильность законодательства;
-высокие налоги.
Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.
Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Показатели качества продукции подразделяются на обобщающие, индивидуальные и косвенные.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции, независимо от ее вида и назначения. К ним относятся:
-удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
-объем и удельный вес сертифицированной и не сертифицированной продукции;
-удельный вес продукции высшей категории качества;
-средний коэффициент сортности;
-удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
-удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые страны;
-удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам и др.
Индивидуальные или единичные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
-полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания, клейковины в зерне и др.);
-надежность (долговечность, безотказность в работе);
-технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений;
-эстетичность изделия и др.
Косвенные показатели качества:
-штрафы за некачественную продукцию;
-объем и удельный вес забракованной продукции;
-удельный вес рекламационной продукции;
-потери от брака и др.
В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дается оценка работы предприятия по уровню качества продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с планом, а для изучения динамики качества – с данными прошлых лет.
Средний коэффициент сортности можно определить как:
-отношение количества продукции первого сорта (V ВП1с) к общему количеству (V ВПОБЩ):
;
-отношение стоимости всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта (Ц1С):
;
Индекс роста качества продукции рассчитывается как отношение коэффициентов сортности отчетного периода (Ксорт 1) к базисному (Ксорт 0).
Расчет влияния качества продукции на выручку (В) и прибыль (П) производится следующим образом:
Где: Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия или продукции до и после изменения качества;
С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия или продукции до и после изменения качества;
VТП1 – количество реализованной продукции повышенного качества.
Косвенным показателем качества продукции является брак.
Бракованной является продукция, которая не может быть использована по назначению. Брак делится на исправимый и неисправимый. К исправимому браку относят изделия, затраты на исправление которых не превышают затрат по изготовлению новых. Неисправимый (окончательный) брак предполагает, что дополнительные затраты проводить невозможно или нецелесообразно. Исправление брака связано с увеличением себестоимости продукции и снижением прибыли. Неисправимый брак приводит к снижению объема производства, повышению себестоимости и снижению прибыли.
По месту выявления брака он делится на внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями).
Анализ потерь от брака осуществляют следующим образом:
-определяют величину окончательно забракованной продукции по периодам, находят отклонение, дают оценку;
-анализируют показатели в динамике;
-определяют удельный вес брака в себестоимости товарной продукции по периодам, дают оценку;
-определяют влияние изменения потерь на величину объема выпуска, т.е. сумму недовыпущенной продукции в результате допущенного брака, для этого необходимо объем продукции отчетного года умножить на уровень брака в себестоимости товарной продукции и разделить на сто процентов;
-затем выявляют причины снижения качества и допущенного брака по местам их возникновения и разрабатывают мероприятия по устранению брака и повышению качества.
Основными причинами снижения качества являются:
-низкое качество исходного сырья;
-низкий технический уровень основных фондов;
-низкий уровень организации и технологии производства;
-недостаточная квалификация рабочих;
-аритмичность производства.
Качественная продукция, как правило, более конкурентоспособна. Под конкурентоспособностью продукции понимают ее способность находить сбыт на рынке при наличии товаров – аналогов. При этом конкурентоспособная продукция устойчиво приносит прибыль на протяжении всего своего жизненного цикла. Исходя из этого, главным признаком качественности и конкурентоспособности продукции является рост объема продаж и массы прибыли. При анализе конкурентоспособности необходимо сравнить производимый товар с изделием – аналогом. В общем виде при определении конкурентоспособности продукции учитывают следующие группы параметров:
1) технические свойства характеризующие назначение продукции, то есть определяющие ее физические свойства и область применения изделия;
2) эргономические свойства (удобство использования для человека);
3) эстетические свойства продукции (внешний вид, имидж);
4) нормативные свойства изделия (соответствие требованиям стандартов, техническим регламентам и т.п.);
5) экономические свойства (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание и др.).
Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности.
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента, принимаемого за 100 %:
Где g– единичный параметрический показатель;
Р– уровень параметра исследуемого изделия;
Р100– уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющий потребность на 100 %.
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (g) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (ai), определяемых экспертным путем.
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ).
Если интегральный показатель конкурентоспособности меньше единицы, то анализируемое изделие уступает образцу, а если больше единицы, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.