Традиционное обучение
Традиционное обучение — целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков посредством осмысления и запоминания учебного материала.
В основе традиционного обучения лежит ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то сходны или различны.
Процесс образования ассоциаций (приобретение знаний, умений и навыков) в традиционном обучении имеет определенную логическую последовательность (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие).
• восприятие учебного материала;
• осмысление;
• запоминание и сохранение;
• применение усвоенного в практической деятельности.
При этом выделенная последовательность подчиняется дидактическому требованию, отражающему последовательность двигаться в обучении от частного к общему. «Общее» выступает здесь как результат сравнения единичных или частных предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становящихся содержанием представления о классе этих предметов.
Характеристика традиционного обучения | ||
Параметры | Отличительные черты | |
Цель | Передача знаний, умений и навыков | |
Методы | Объяснительно-иллюстративные, формирующие активность воспроизводящего типа | |
Форма организации | Классно-урочная | |
Характер взаимодействия | Взаимодействие построено на жестком и последовательном разделении функций управления и подчинения | |
Критерий эффективности | Уровень сформированности знаний, умений и навыков, входящих в образовательный минимум | |
Достоинства традиционного обучения. 1. Позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук и образцов способов деятельности. 2. Обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков. 3. Непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях. 4. Коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки ориентирует на их устранение | Недостатки традиционного обучения. 1. Ориентировано больше на память чем на мышление. 2. Мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности. 3. В недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации. 4. Превалирует субъектно-объектный стиль отношений между преподавателями и учащимися | |
Принципы традиционного обучения.
Традиционная система обучения определяется совокупностью содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов (Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности и обучение).
Содержательные принципы обучения отражают закономерности, связанные с
отбором содержания образования и его совершенствования. К ним относятся:
· принцип гражданственности;
· принцип научности;
· принцип воспитывающего обучения;
· принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения.
Организационно-методические принципы обучения отражают закономерности социального, психологического и педагогического характера. К ним относятся:
· принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения; принцип единства группового и индивидуального обучения;
· принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
· принцип сознательности и творческой активности;
· принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;
· принцип наглядности;
· принцип продуктивности и надежности обучения.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер).
Этапы проблемного обучения.
· Осознание проблемной ситуации.
· Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций.
· Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез.
· Проверка решения.
Уровни трудности.
Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет (Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии).
Уровни проблемности | Что делает учитель? | Что делает ученик? |
Ставит проблему, формулирует ее, решает проблему. | Запоминает решение проблемы. | |
Ставит проблему, формулирует ее. | Решает проблему. | |
Ставит проблему. | Формулирует проблему, решает ее. | |
Проводит общую организацию и контроль, умелое руководство. | Осознает проблему, формулирует ее, решает проблему |
Достоинства и недостатки проблемного обучения
(Б. Б. Айсмонтас).
Достоинства.
1. Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обусловливает возможность трансформации их в убеждения.
2. Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.
3. Развивает мыслительные способности учащегося.
4. Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Недостатки
1. В меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков.
2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие типы обучения.
Проблемная ситуация для человека возникает, если:
• есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу;
• имеются затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.