Использование некоторых блоков в блок-схемах
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
И Н Ф О Р М А Т И К А
Методические указания
по выполнению курсовой работы
Иркутск 2001 г.
Содержание
Введение | |
Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению курсовой работы | |
Использование некоторых блоков в блок-схемах | |
Описание численных методов решения нелинейных уравнений | |
Пример решения задачи | |
Варианты заданий | |
Список литературы |
Введение
С++ – это универсальный язык программирования. Удобство языка С++ основано на том, что он является одновременно языком высокого уровня, имеющим полный набор средств структурного программирования, поддерживающим модульность и блочную структуру программ. В то же время язык С++ имеет набор низкоуровневых средств, позволяющих иметь доступ к аппаратным средствам компьютера. Подход к разработке программы можно разбить на три части: вначале получить ясное понимание задачи, потом выделить ключевые идеи, входящие в ее решение, и выразить решение в виде программы.
При написании программ используют модульное (алгоритмическое программирование), структурное программирование и объектно-ориентированное программирование. При использовании модульного программирования программа представляет последовательность модулей, каждый из которых выполняет одно или несколько действий. Требование к модулю – чтобы при его выполнении нельзя было попасть на команды модуля извне и передать управление из модуля на другие команды. Алгоритм на выбранном языке записывается с помощью операторов описания данных, ввода и вывода данных, вычисления значений, условий, циклов. Обычно этот вид программирования применяется для написания небольших по объему программ.
При создании средних по размеру программ или приложений используется структурное программирование, идея которого заключается в том, что структура программы должна отражать структуру решаемой задачи. С этой целью используются подпрограммы – набор операторов, выполняющих нужное действие и не зависящих от других частей программы. Программа разбивается на несколько мелких подпрограмм, каждая из которых выполняет одно из действий, предусмотренных исходным заданием. Наличие подпрограмм позволяет вести проектирование и разработку приложения сверху вниз – такой подход называется нисходящим проектированием. Сначала выделяется несколько подпрограмм, решающих самые глобальные задачи (например, инициализация данных, главная часть, вывод результатов), потом каждый из этих модулей детализируется. Очень важная характеристика подпрограмм – это возможность их повторного использования. Подпрограммы бывают двух видов – процедуры и функции, в С++ имеются только функции.
При объектно-ориентированном программировании используется понятие объекта. Реальные объекты окружающего мира обладают тремя базовыми характеристиками: они имеют набор свойств, способны разными методами изменять эти свойства и реагировать на события внешнего мира. В программировании объект – это совокупность свойств (структур данных), методов их обработки (подпрограмм изменения свойств) и событий, на которые данный объект может реагировать. В С++ объектом является класс. Класс – это тип, определяемый пользователем. Классы обеспечивают инициализацию данных и средства обработки этих данных. Класс также задает способ представления объектов, но на ранних стадиях разработки программ это не должно являться главной задачей.
Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению курсовой работы
Курсовая работа должна отражать все навыки работы, полученные при изучении курса «Информатика». Ее следует оформить на бумаге формата А4 с помощью приложений Microsoft Word, Microsoft Excel, при программировании следует использовать язык С++.
В курсовую работу следует включить:
1) титульный лист, оформленный согласно стандарту ИрГТУ. Все листы курсовой работы необходимо пронумеровать, на титульном листе номер не ставится;
2) содержание курсовой работы с указанием страниц;
3) постановку задачи;
4) алгоритм решения задачи в виде блок-схемы;
5) таблицу используемых переменных, включающую имена переменных или функций, их типы и назначение в программе;
6) распечатку текста программы. Программа должна соответствовать принципам структурного программирования и обеспечивать решение задачи в полном объеме. Для понимания текста программы она должна содержать комментарии;
7) распечатку результатов работы программы;
8) список литературы.
Возврат на содержание
Использование некоторых блоков в блок-схемах
Блок-схема – это способ записи алгоритма в виде геометрических фигур или блоков. Обычно при составлении блок-схемы блоки размещаются друг под другом в порядке их выполнения. Возврат назад осуществляется только в циклах. Это дает простую и наглядную структуру алгоритма, по которой легко составить программу. Основные виды блоков: