Использование блоков-заглушек

Следует отметить, что в случае с линейным изложением материала в презентации поддержки учебного процесса целесообразно использование блоков-заглушек. Они позволят отделить друг от друга различные части информации и будут способствовать более качественному восприятию материала. Вариант использования заглушек приведен на Рисунок 7.

Рисунок 7. Вариант использования блока-заглушки

Использование блоков-заглушек - student2.ru Использование блоков-заглушек - student2.ru Презентации, в которых представлено несколько тем, могут содержать интерактивный блок, содержащий вопросы по всем темам и, если это нужно, возвращающий пользователя к той или иной части излагаемого материала.

Схема «Семинар»

Использование блоков-заглушек - student2.ru Достаточно часто возникает необходимость в создании презентации, предназначенной для демонстрации на образовательном семинаре. В принципе, такая презентация строится по упрощенному варианту схемы, приведенной на Рисунок 6. Однако, из-за распространенности задачи, рассмотрим ее построение отдельно (Рисунок 8).

Рисунок 8. Схема «Семинар»

Использование блоков-заглушек - student2.ru На приведенной схеме отсутствуют общий заголовок и введение. Хоть это и необязательно, но, во-первых, докладчик почти наверняка введет аудиторию в курс дела, и, во-вторых, общее название презентации (и доклада, соответственно) могут быть приведены в других информационных блоках презентации. Следует отметить, что если в рамках семинара перед аудиторией выступает большое количество докладчиков, то общий заголовок становится обязательным – он не только разделяет доклады между собой, но и сообщает слушателям, кто перед ними будет выступать.

В такой презентации, чаще всего, не нужна никакая интерактивность – доклад обычно линеен и необходимость переключаться между несколькими «сюжетными линиями» запутает аудиторию и затруднит работу докладчика.

Сама презентация, построенная по рассматриваемой схеме, разбита на несколько подтем – это практически неизбежно в любом докладе. Каждая подтема, в свою очередь, может освещаться двумя способами, обозначенными на рисунке как «1» и «N». Рассмотрим их подробнее.

1. Промежуточные заголовки, обозначенные на рисунке как Заголовок 1 и Заголовок N, совершенно банальны – они информируют слушателей о содержании следующей подтемы. Разумно, если на этих же промежуточных заголовках будет содержаться и общее название презентации.

2. Первый вариант освещения подтемы основан на блоке-повествовании, который может содержать самую разнообразную информацию – от теоретических выкладок до конкретных примеров. Вернее, это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней – рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут записать слушатели. Содержательную информацию должен излагать докладчик. Мне приходилось видеть презентации, состоящие из 70 текстовых слайдов, которые просто прочитывались аудитории. Возникал только один вопрос: «Кто лишний – презентация или человек?» Презентация может дублировать докладчика только в самых важных частях его выступления – во всех остальных случаях она должна воздействовать на аудиторию средствами, докладчику недоступными.

3. Блок-вывод, заключающий подтему (независимо от способа ее раскрытия), очевиден – он резюмирует все вышеизложенное. Если в презентации освещается небольшое количество связанных тем, то блок-вывод каждой подтемы может накапливать выводы – повторять для аудитории ранее сделанные и добавлять новый (о том, чья мать повторение, уже говорилось). Важно отметить, что обороты типа «Таким образом» или «Резюмируя все вышесказанное» опять же должны говориться докладчиком, а не писаться на слайдах.

4. Второй способ раскрытия подтемы – это комбинация блока-вопроса и блока-ответа. Следует отметить, что эти блоки могут быть реализованы на одном слайде. Иногда это даже лучше – потому что слушатель будет одновременно видеть и вопрос и ответ (вопросы и ответы). При использовании такого варианта освещения подтемы вовсе необязательно обращать вопрос к аудитории и предлагать ей на него ответить (этот прием эффективен только в активной аудитории) – «вопрос-ответ» может использоваться просто как способ оживления повествования. Завершает комбинацию вопроса и ответа, естественно, блок-вывод, назначение и правила построения которого описаны выше.

5. Заключениев данной схеме может быть построено как простое перечисление всех промежуточных выводов, может быть полностью самостоятельным или комбинированным (перечислены все выводы, из них сделан или к ним добавлен еще один вывод).

6. Назначение и содержаниеИнформации для контактовтакже очевидно. Этот блок может отсутствовать – если семинар небольшой, докладчик один, есть раздаточный материал со всеми необходимыми данными.

Достаточно часто на семинарах слушателям вручается раздаточный материал, в состав которого может, например, входить компакт-диск с записанными на него презентациями. Если вы будете строить свою презентацию по рассмотренной только что схеме и с учетом изложенных правил (минимум содержательной информации), то, по прошествии некоторого времени, при самостоятельном изучении материала слушатель может просто не вспомнить, о чем шла речь в презентации. Во избежание таких случаев целесообразно либо готовить презентацию в двух видах (что не рационально), либо сопровождать ее тезисами доклада (что рационально и полезно).

* * *

Важно также заметить, что при создании презентаций поддержки учебного процесса не стоит увлекаться и создавать сложные обучающие или тестовые системы – стандартные приложения построения презентаций для этого не предназначены. Лучший вариант использования презентаций в учебном процессе – это создание сопроводительных материалов для короткого, но яркого выступления – на семинаре, тренинге, открытом или рекламном уроке, и в прочих случаях, когда форма представления материала столь же важна, как и его содержание.

* * *

На первый взгляд, из четырех признаков, которые были выделены для подобного рода презентаций, при конструировании учтен лишь один – да и то косвенно – через оговорку, касающуюся заголовка презентации. Однако построение образовательных презентаций по четким структурным схемам (фактически – их однотипность) позволяет непосредственным образом удовлетворить еще одно требование – сделать ваши презентации технологичными.

Наши рекомендации