От переменных – к параметрам

Мы видим, что на рисунке деревья находятся в разных местах и имеют разный размер. Значит мы должны создать параметры, управляющие местоположением и размером дерева. Начнем с местоположения.

Параметры местоположения дерева. Очевидно, положением дерева на форме управляют только две переменные: x – по горизонтали и y – по вертикали. Превратим их в параметры. Превратить переменную в параметр – это значит просто переписать ее объявление из тела процедуры в заголовок процедуры:

Private Sub Рисуем_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Рисуем.Click

Гр = Me.CreateGraphics

Дерево(50, 20)

Дерево(150, 40)

End Sub

Sub Дерево(ByVal x As Single, ByVal y As Single)

Dim Ширина_кроны As Single = 20

Dim Высота_кроны As Single = 60

Dim Длина_ствола As Single = 15

Гр.FillEllipse(Brushes.Green, x, y, Ширина_кроны, Высота_кроны)

Гр.DrawEllipse(Pens.Black, x, y, Ширина_кроны, Высота_кроны)

Гр.DrawLine(Pens.Black, x + Ширина_кроны / 2, y + Высота_кроны, _

x + Ширина_кроны / 2, y + Высота_кроны + Длина_ствола)

End Sub

Теперь, щелкнув по кнопке, вы увидите два дерева в разных местах.

Уменьшаем число переменных. Размерами дерева в процедуре управляют три переменные: Ширина_кроны, Высота_кроны и Длина_ствола. Очень гибко, но многовато переменных. Хорошо бы вместо трех иметь одну переменную, определяющую размер дерева.

Чтобы это сделать, придумаем математическую зависимость между тремя переменными. Посмотрим на их значения: 20, 60 и 15. Мы видим, что ширина кроны меньше высоты в 3 раза, а длина ствола – в 4 раза. Зададим новую переменную Размер. Пусть ее величина будет равна высоте кроны. Посмотрите, как упростится теперь наша процедура:

Sub Дерево(ByVal x As Single, ByVal y As Single)

Dim Размер As Single = 60

Гр.FillEllipse(Brushes.Green, x, y, Размер / 3, Размер)

Гр.DrawEllipse(Pens.Black, x, y, Размер / 3, Размер)

Гр.DrawLine(Pens.Black, x + Размер / 6, y + Размер, x + Размер / 6, y + Размер + Размер / 4)

End Sub

Благодаря запрограммированной нами связи между шириной и высотой кроны и длиной ствола, при изменении значения переменной Размер пропорции между частями дерева не изменятся.

Параметр размера дерева. А теперь превратим переменную Размер в параметр:

Private Sub Рисуем_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Рисуем.Click

Гр = Me.CreateGraphics

Дерево(50, 20, 200)

Дерево(150, 50, 100)

Дерево(200, 70, 40)

End Sub

Sub Дерево(ByVal x As Single, ByVal y As Single, ByVal Размер As Single)

Гр.FillEllipse(Brushes.Green, x, y, Размер / 3, Размер)

Гр.DrawEllipse(Pens.Black, x, y, Размер / 3, Размер)

Гр.DrawLine(Pens.Black, x + Размер / 6, y + Размер, x + Размер / 6, y + 5 * Размер / 4)

End Sub

Теперь, щелкнув по кнопке, вы увидите три дерева в разных местах и разных размеров.

Процедура «Фонарь». Процедуру Фонарь в качестве упражнения сделайте сами. Параметры пусть будут такие же, как и у дерева. Вот что получилось у меня:

Sub Фонарь(ByVal x As Single, ByVal y As Single, ByVal Размер As Single)

Гр.FillRectangle(Brushes.Gold, x, y, Размер / 30, Размер) 'Столб

Гр.DrawRectangle(Pens.Black, x, y, Размер / 30, Размер) 'Черный контур для столба

Гр.FillPie(Brushes.DarkOrange, x + Размер / 30, y, Размер / 5, Размер / 10, 180, 180) 'Плафон

Гр.DrawPie(Pens.Black, x + Размер / 30, y, Размер / 5, Размер / 10, 180, 180) 'Черный контур для плафона

End Sub

Вам не кажется, что, несмотря на наши старания, чисел в процедуре осталось многовато? В общем-то, да. В принципе, всех их надо было превратить в переменные. Но я не захотел затемнять изложение излишними подробностями.

А теперь забегите немного вперед и напишите в теле процедуры Рисуем_Click пять операторов для рисования трех одиночных деревьев и двух одиночных фонарей над прудом примерно в тех местах и тех размеров, что вы видите на рисунке. Получилось? – Прекрасно! А теперь уберите из проекта этих пятерых выскочек, они нарушают стройный и размеренный шаг нашей бронированной армии. Но не уничтожайте их, переместите куда-нибудь или закомментируйте: они вам еще пригодятся.

Делим задачу на части

То, что мы сейчас делали – это учились писать процедуры с параметрами. Но мы еще не приступали к программированию нашего проекта как целого. Процедура Рисуем_Click у нас практически пуста. И вот теперь мы приступаем к планомерной осаде этой крепости.

Когда Наполеон встречал превосходящего по силам врага, он бил его армию по частям. Когда программисту нужно решить сложную задачу, он делит ее на части и программирует каждую часть по-отдельности.

Легко сказать – делит. А как ее разделить, если все в задаче перепутано и взаимосвязано. Здесь, конечно, помогают программистский опыт и мастерство. А если их пока еще нет? Тогда можно руководствоваться соображениями здравого смысла и общей «понятности» разбиения на части. В нашем случае разбиение напрашивается само собой: посмотри, из каких крупных кусков сделан пейзаж – на то и дели! Причем нужно примириться с тем, что мы можем пока и не представлять, как каждый из этих кусков запрограммировать.

Перечислим, что мы видим на рисунке:

· Звездное небо

· Месяц

· Земля

· Пруд

· Три одиночных дерева

· Два одиночных фонаря

· Ряд деревьев (на горизонте)

· Ряд фонарей (на горизонте)

· Аллея (состоящая из двух рядов деревьев и одного ряда фонарей)

Так разделил бы любой прохожий с улицы, ничего не ведающий о программировании. Удивитесь ли вы, если я скажу, что мнение этого прохожего я посчитаю истиной в последней инстанции и именно такие процедуры пользователя обязуюсь создать? Вот как примерно будет выглядеть в окончательном виде главная процедура рисования:

Private Sub Рисуем_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Рисуем.Click

Гр = Me.CreateGraphics

Звездное_небо()

Месяц()

Земля()

Пруд()

Три_одиночных_дерева()

Два_одиночных_фонаря()

Ряд_деревьев()

Ряд_фонарей()

Аллея()

End Sub

Почему я послушался прохожего? Потому что он делил по принципу: как проще и очевидней. А это великий принцип. Будем и мы ему следовать. Потому что:

Понятная программа – правильная программа!

Не изящная, не замысловатая, не сверхкороткая, а именно понятная! Заставляйте компьютер думать так, как привычно человеку, а не наоборот. Потому что наоборот гены не позволят.

Пока я у всех этих процедур не указал параметров. Но если вдруг выяснится, что параметры нужны, мы их, конечно, создадим.

Почему я выбрал именно такой порядок рисования? Можно было бы выбрать и любой другой, только надо помнить, что фигуры, нарисованные, раньше, загораживаются фигурами, нарисованными позже, поэтому одиночные деревья, например, нельзя рисовать раньше пруда.

Наши рекомендации