Второй способ – Imports
И все же хотелось бы быть еще лаконичнее. Оператор Importsпозволяет опускать имена не только пространств имен, но и объектов, в них входящих: классов, модулей (не путать с абсолютной величиной), структур, перечислений. Поставим задачу опустить в нашей программе имена классов Debug и Math. Для этого самой верхней строкой в окне кода вы должны записать оператор Imports:
Imports System.Diagnostics.Debug , System.Math
После слова Imports через запятую перечисляются имена объектов (в нашем случае классов Debug и Math) с обязательным указанием пространств имен, в которые они входят. Вот как теперь будет выглядеть наше окно кода (для краткости я оставил в процедуре только две строки):
Imports System.Diagnostics.Debug, System.Math
Public Class Form1
Inherits System.Windows.Forms.Form
Windows Form Designer generated code
Private Sub Button1_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Button1.Click
WriteLine(3 + 2)
WriteLine(Abs(-20))
End Sub
End Class
Как видите, теперь вместо Debug.WriteLine вы можете писать WriteLine, а вместо Math.Abs – просто Abs.
А как же теперь с двусмысленностями, когда объекты с одинаковыми именами входят в разные пространства имен? В этом случае отказывайтесь от Imports или пользуйтесь его дополнительными возможностями, на которых я не останавливаюсь.
В дальнейшем я буду писать фрагменты программ, где опуская, а где не опуская имена объектов. Там, где имена опущены, подразумевается, что использован соответствующий оператор Imports.
Глава 3. Фейерверк возможностей
В этой главе на примере создания двух проектов – Калькулятора и Плеера – я хочу познакомить вас с простыми и приятными возможностями VB. Глава поневоле носит несколько рекламный оттенок. Перед вами распахнется скатерть-самобранка, на которой вы увидите в основном то, что повкуснее и не требует разгрызания. Однако, среди вкусного абсолютно все полезно, и почти все совершенно необходимо. Несмотря на легкость материала, эта глава служит фундаментом для остальных, поэтому читать ее «по диагонали» никак нельзя, без нее не будет понятно дальнейшее.
Задание на проект «Калькулятор»
В Глава 1. мы с вами ничего путного не создали, зато прошли с начала до конца весь путь создания проекта на VB.
Сейчас мы поставим перед собой задачу сделать реальную вещь – калькулятор. Примерно такой же, какой имеется в Windows. Если вы его забыли, то в Windows (а отнюдь не в VS), выполните такие действия: Пуск ® Программы ® Стандартные ® Калькулятор. Посчитайте в нем что-нибудь. Как по вашему – много сил затратила фирма Microsoft на его создание? Калькулятор, который создадим мы, в смысле математики будет попроще, зато он будет красивым, снабжен музыкой, паролем и разными другими шутками.
Начнем с того, что придумаем нашему калькулятору внешний вид (пока скромный) – см. Рис. 3.1.
Рис. 3.1
Идея такая – вы набираете в двух верхних текстовых полях первое и второе число, затем щелкаете по одной из кнопок и в нижнем текстовом поле получаете результат.
Проектируем
Создайте новый проект и разместите на форме три текстовых поля и четыре кнопки. У вас получится так, как на Рис. 3.2.
Рис. 3.2
Чтобы продолжить дальше, нам нужно поближе познакомиться со свойствами форм и элементов управления.
Окно свойств
Чуть раньше мы уже познакомились с такими свойствами объектов, как BackColor, Width, Text. Количество свойств у каждого из объектов довольно большое. Многие из них мы можем менять в режиме работы [run] при помощи программы, как мы это уже делали (например, HScrollBar1.Width = 100). Оказывается, многие свойства формы и элементов управления можно менять и в режиме проектирования [design]. Делается это вручную, безо всякого программирования (для того и задумано, что вручную легче!).
Вы сейчас в режиме [design]? Хорошо. Пусть вы хотите просмотреть свойства кнопки Button1. Один щелчок по этой кнопке. При этом на кнопке появляются маркеры. Говорят, что объект выделен, стал активным. В этом случае его свойства вы можете видеть в окне свойств(окно Properties в правой части Рис. 3.3).
Рис. 3.3
Если окна не видно, проделайте View ® Properties Window, после чего снова щелкните по кнопке Button1.
У вас это окно может занимать несколько другое положение. Если оно кажется вам маловатым, попробуйте расширить его, ухватившись за левый или нижний края. Более подробно работа с окнами среды VS разобрана в 4.2.
В окне свойств – два столбца: название свойства и его значение. Для вашего удобства свойства могут быть упорядочены по алфавиту (закладка Alphabetic ) или сгруппированы по категориям (закладка Categorized ).
Выберите упорядочение по алфавиту. Обратите внимание, что некоторые свойства помечены значком «+». Это сложные свойства, которые сами состоят из нескольких свойств. На Рис. 3.3 это, например, свойство Font (шрифт). Если вы щелкнете по значку «+», он превратится в «-», а свойства, из которого Font состоит, будут видны по-отдельности, каждое – в своей строке. На Рис. 3.3 вы видите, из чего состоят свойства Location (местоположение) и Size (размер). Так, в свойство Size входят два свойства: Width (ширина) и Height (высота).
Попробуем изменить значение свойства Width. Найдите в окне свойств его численное значение. Введите вместо имеющегося там числа другое число, например, 30. Вы увидите, что ширина кнопки на форме изменилась. Точно такого же результата вы добились бы в режиме работы [run], выполнив оператор Button1.Width = 30. А теперь поступим наоборот – перетащим немного влево или вправо один из маркеров кнопки. Мы увидим, что соответственно изменилось и число в окне свойств.
Выделим щелчком какой-нибудь другой объект на форме. Теперь в окне свойств – его свойства. Выделим форму, щелкнув по любому свободному месту ее поверхности – теперь мы видим и можем менять ее свойства. И так далее. Поэкспериментируйте.
С названиями и смыслом разных свойств я буду знакомить вас постепенно.
Значение многих (но не любых) свойств из окна свойств легко изменить в программе операторами типа Button1.Width = 30.