Земля, пруд, три дерева и два фонаря

Пора переходить к процедуре Земля. Мы будем работать над ней и над другими процедурами точно так же, как и над процедурой Месяц. То есть, сначала запишем в окно кода ее заготовку, затем увеличим на один оператор главную процедуру рисования и затем постепенно будем создавать процедуру Земля, постоянно проверяя результат. Таким же манером мы будем действовать и в дальнейшем, пока проект не будет готов.

Земля. Это большой зеленый прямоугольник ниже уровня горизонта:

Sub Земля()

Гр.FillRectangle(Brushes.LightGreen, 0, Уровень_горизонта, Me.Width, Me.Height)

End Sub

Пруд. Это эллипс черного цвета с белой окантовкой:

Sub Пруд()

Dim x As Single = 400

Dim y As Single = 300

Dim Размер As Single = 200

Гр.FillEllipse(Brushes.Black, x, y, Размер, Размер / 3) 'Вода

Гр.DrawEllipse(Pens.White, x, y, Размер, Размер / 3) 'Берег

End Sub

Обратите внимание, как легко превратить эту процедуру в процедуру с параметрами. Тогда легко будет разместить в парке несколько прудов. В будущем вы сможете делать отражение звезд в пруду.

Три одиночных дерева и два одиночных фонаря. Вот когда понадобились наши Дерево и Фонарь:

Sub Три_одиночных_дерева()

Дерево(420, 240, 50)

Дерево(600, 260, 70)

Дерево(430, 260, 100)

End Sub

Sub Два_одиночных_фонаря()

Фонарь(480, 230, 60)

Фонарь(540, 260, 140)

End Sub

Ряд деревьев

Ряд деревьев – 1 версия. Нарисовать ряд деревьев с помощью процедуры Дерево – все равно, что нарисовать ряд окружностей с помощью процедуры DrawEllipse, что мы делали в 8.5. Вот как выглядит процедура, рисующая подходящий ряд из пары десятков деревьев на горизонте:

Sub Ряд_деревьев()

Dim x As Single = 400

Dim y As Single = Уровень_горизонта - 30

Dim i As Integer

For i = 1 To 20

Дерево(x, y, 30)

x = x + 15

Next

End Sub

Числа 400, 30, 30, 15 я подобрал так, чтобы картинка была более-менее похожа на заданную.

Кстати, вы видите, что в нашей программе мы обращаемся из процедуры пользователя Ряд_деревьев к процедуре пользователя Дерево.

Ряд деревьев – 2 версия. На нашем рисунке присутствуют еще два ряда деревьев. Они чем-то похожи, а чем-то непохожи на наш ряд. Нам нужно решить: будем ли мы, когда дело дойдет до их рисования, скромно создавать для них новые процедуры или же прямо сейчас смело сконструируем единую процедуру с такими хитрыми параметрами, чтобы она могла нарисовать любой из трех рядов деревьев на нашем рисунке. Нет ни малейшего сомнения, что мы выбираем второе.

Эта процедура получится небольшим усложнением 1 версии. Попробуем ее переписать так, чтобы получился левый из двух рядов в аллее. Рисовать нужно начинать с самого дальнего дерева, иначе дальние загородят ближних. Если в первой версии у нас от дерева к дереву менялась только горизонтальная координата x, то здесь у нас должны меняться и вертикальная координата y (увеличиваться), и Размер (увеличиваться). Причем, если в 1 версии x рос, то здесь он должен уменьшаться:.

Sub Ряд_деревьев_2_версия()

Dim x As Single = 220

Dim y As Single = Уровень_горизонта - 30

Dim Размер As Single = 30

Dim i As Integer

For i = 1 To 20

Дерево(x, y, Размер)

x = x - 22

y = y + 20

Размер = Размер + 10

Next

End Sub

Временно допишите в процедуру рисования вызов этой процедуры и проверьте, как она работает. Есть ли у вас уверенность, что меняя только числа в процедуре, вы сможете рисовать любые нужные на рисунке ряды деревьев? У меня есть. Действительно, ряд деревьев на горизонте получается при помощи этой процедуры изменением четырех чисел в следующих строках:

Dim x As Single = 400

x = x + 15

y = y + 0

Размер = Размер + 0

А раз так, то пора числа и переменные превращать в параметры.

Ряд деревьев – окончательная версия. Посмотрим, от каких переменных и чисел зависит вид ряда деревьев. Начнем просматривать нашу процедуру сверху вниз:

Dim x As Single = 220

Dim y As Single = Уровень_горизонта - 30

Dim Размер As Single = 30

Эти три строки определяют положение и размер самого первого дерева ряда. Конечно же, все три переменные должны стать параметрами.

For i = 1 To 20

Эта строка задает число деревьев в ряду. Конечно, мы захотим иметь возможность рисовать ряды с разным числом деревьев. Число 20 превращаем в параметр.

x = x - 22

y = y + 20

Размер = Размер + 10

Три числа: -22, 20, 10 определяют направление ряда деревьев, расстояние между деревьями и увеличение размеров от дерева к дереву. Без них не обойтись. Еще три параметра.

Итого 7 параметров. Все они нужны, ничего не попишешь. Превращаем нашу процедуру в процедуру с параметрами:

Sub Ряд_деревьев(ByVal x As Single, ByVal y As Single, ByVal Размер As Single, ByVal Число_деревьев _

As Integer, ByVal Шаг_по_гориз As Single, ByVal Шаг_по_вертик As Single, ByVal Увеличение As Single)

Dim i As Integer

For i = 1 To Число_деревьев

Дерево(x, y, Размер)

x = x + Шаг_по_гориз

y = y + Шаг_по_вертик

Размер = Размер + Увеличение

Next

End Sub

Вы спросите: почему в строках

x = x + Шаг_по_гориз

y = y + Шаг_по_вертик

стоят плюсы, ведь часто там должны быть и минусы? Отвечаю: Плюсы трогать не будем, а нужного результата будем добиваться отрицательным значением шага. Например, вот как будет выглядеть вызов процедуры для рисования левого из двух рядов в аллее:

Ряд_деревьев (220, Уровень_горизонта - 30, 30, 20, -22, 20, 10)

А вот как – для ряда деревьев на горизонте:

Ряд_деревьев (400, Уровень_горизонта - 30, 30, 20, 15, 0, 0)

У процедуры есть недостаток: расстояния между соседними деревьями вдали и вблизи одинаковы, что не соответствует законам перспективы. Вы можете исправить это положение, сделав шаги зависящими от размера.

Ряд фонарей и аллея

Ряд фонарей. Эта процедура строится совершенно аналогично процедуре Ряд_деревьев. Создайте ее самостоятельно. Вот что получилось у меня:

Sub Ряд_фонарей(ByVal x As Single, ByVal y As Single, ByVal Размер As Single, ByVal Число_фонарей _

As Integer, ByVal Шаг_по_гориз As Single, ByVal Шаг_по_вертик As Single, ByVal Увеличение As Single)

Dim i As Integer

For i = 1 To Число_фонарей

Фонарь(x, y, Размер)

x = x + Шаг_по_гориз

y = y + Шаг_по_вертик

Размер = Размер + Увеличение

Next

End Sub

Процедуры Ряд_деревьев и Ряд_фонарей до смешного одинаковы. Это значит, что если как следует подумать, процедуру Ряд_фонарей не надо было выдумывать, а надо было просто скопировать Ряд_деревьев и немного изменить.

Одинаковость наводит еще на одну мысль: а что, если сделать единую процедуру для рисования ряда деревьев или фонарей? Что именно рисовать, решают еще один строковый параметр и оператор If внутри процедуры. Но это упражнение я оставляю для энтузиастов.

Теперь добавьте в главную процедуру рисования вызов процедуры рисования ряда фонарей на горизонте:

Ряд_фонарей (20, Уровень_горизонта - 30, 70, 6, 25, 0, 0) 'на горизонте

Кстати, ваше окно кода сильно выросло и доставляет вам неудобство тем, что для поиска нужной процедуры вам приходится его долго прокручивать вверх-вниз. Хотите избавиться от лишней прокрутки – перечтите 6.1.3 и щелкните по крохотным минусикам у заголовков ненужных пока процедур. Их тела скроются из вида, освободив дефицитное место. Чтобы их вернуть, щелкайте по плюсикам.

Аллея. Мы прекрасно понимаем, что вместо создания и вызова процедуры Аллея можно бы просто написать два вызова процедуры Ряд_деревьев и один вызов процедуры Ряд_фонарей. И мороки было бы меньше. Все это верно. Но в этом случае мы ослушались бы прохожего, а этого нельзя делать, потому что мы нарушили бы великий принцип простоты и наглядности. К тому же, кто знает, может быть в будущем наш парк украсится несколькими аллеями? А?

Пояснять процедуру Аллея излишне. Вот она:

Sub Аллея()

Ряд_деревьев(220, Уровень_горизонта - 30, 30, 20, -22, 20, 10) 'левый

Ряд_деревьев(240, Уровень_горизонта - 30, 30, 20, 12, 20, 10) 'правый

Ряд_фонарей(220, Уровень_горизонта, 70, 20, -36, 64, 30)

End Sub

Обратите внимание, что значение первого параметра во всех трех обращениях почти одинаково. Это наводит на мысль превратить его в параметр процедуры Аллея. Вот так:

Sub Аллея(ByVal x As Single)

Ряд_деревьев(x, Уровень_горизонта - 30, 30, 20, -22, 20, 10) 'левый

Ряд_деревьев(x + 20, Уровень_горизонта - 30, 30, 20, 12, 20, 10) 'правый

Ряд_фонарей(x, Уровень_горизонта, 70, 20, -36, 64, 30)

End Sub

А вот окончательный вид главной процедуры рисования парка:

Private Sub Рисуем_Click(ByVal sender As System.Object, ByVal e As System.EventArgs) Handles Рисуем.Click

Гр = Me.CreateGraphics

Звездное_небо()

Месяц()

Земля()

Пруд()

Три_одиночных_дерева()

Два_одиночных_фонаря()

Ряд_деревьев(400, Уровень_горизонта - 30, 30, 20, 15, 0, 0) 'на горизонте

Ряд_фонарей(20, Уровень_горизонта - 30, 70, 6, 25, 0, 0) 'на горизонте

Аллея(220)

End Sub

Проект завершен.

Меняя параметр процедуры Аллея, мы сдвигаем всю аллею целиком влево-вправо. Ощущение могущества! Чем хорошо программирование: минимальные усилия, а результат меняется колоссально. Если бы мы рисовали вручную, сколько времени нам понадобилось бы, чтобы перерисовать всю аллею?

Попробуйте как следует понизить уровень горизонта. Вся земля сдвинулась, а пруд и окружающие его деревья и фонари остались на месте. В результате чего очутились на небе. Н-да-а … Это потому, что при их рисовании мы уровень горизонта не учитывали.

Наши рекомендации