II.1 Графическая часть
Обязательныетребования к графической части курсовой работы:
- графическая часть курсовой работы выполняется с помощью модуля GraphABC;
- обязательно выполнение статической картинки (задание без элементов движения);
- картинка должна находиться на экране, пока не нажата некоторая клавиша на клавиатуре (клавишу выбирает учащийся по своему усмотрению, например, <ESC>).
Примечание. Учащимся с очень низкой текущей успеваемостью (почти «неудовлетворительно») на усмотрение преподавателя разрешается выполнить задание в сокращенном объеме - реализовать только статическую картинку без элементов движения.
Варианты заданий (варианты повышенной сложности отмечены звездочкой, например, 29*)
№ варианта | Задание |
Нарисовать мяч, состоящий из двух полуокружностей разного цвета. Обеспечить перемещение мяча, перекатывая его по «полу», рисуемому в виде коричневой области на светлом фоне. Обеспечить отскакивание его от границ. | |
На светлом фоне нарисовать вращающееся колесо на подставке, стоящей на «полу», рисуемому в виде темного прямоугольника. Подставку нарисовать в виде четырехгранной пирамиды, слегка повернутой относительно плоскости экрана. | |
Схематично нарисовать парашютиста, «прыгающего» из верхней части экрана, обеспечить его перемещение во время падения и приземление на желтый песок. | |
Нарисовать качающиеся на подставке качели. | |
Нарисовать голубую планету на фоне звездного неба и вращающийся вокруг нее по круглой орбите спутник. | |
Вывести в центре экрана надпись «TEXT» и обеспечить ее побуквенное увеличение до размеров экрана. | |
Нарисовать полет планера с вышки в правом верхнем углу экрана и посадку на песок в левом нижнем углу. | |
Показать движение звезд навстречу наблюдателю на фоне темного неба. | |
Схематично нарисовать аттракцион «чертово колесо» с двумя кабинками. Показать вращение колеса. | |
Нарисовать мячик, прыгающий между двумя плоскостями. | |
Изобразить горизонт (коричневой нижней частью экрана землю и небо голубой верхней частью экрана), показать заход солнца, т.е. движение желтого круга по небу вниз до полного исчезновения за горизонтом. | |
Нарисовать звездное ночное небо и море. Имитировать мерцание звезд и перекатывающиеся волны на море. | |
Нарисовать растущую на желтом песке пальму, с которой падают кокосовые орехи. | |
Нарисовать упрощенную модель атома водорода, т.е. большой красный круг в центре (имитирующий протон) и вращающийся вокруг него маленький синий круг (имитирующий электрон). | |
Вывести текст «GO UP» в низ экрана и осуществить поочередное «всплывание» букв в центре экрана. | |
Нарисовать синюю рамку на черном экране. Осуществить бесконечное прямолинейное равномерное движение мяча по полю экрана, который отскакивает от рамки. | |
Нарисовать движение красного круга из левого верхнего угла экрана в центр экрана, где он распадается на четыре равных сектора. | |
Нарисовать настенные часы (типа ходиков), с качающимися маятником. | |
Нарисовать компьютер, на дисплее которого будут отображаться надписи на нажимаемых клавишах. | |
Нарисовать куб, вращающийся в трехмерном пространстве вокруг своей диагонали, причем невидимые грани рисовать пунктирной линией. | |
Нарисовать пейзаж из ночного неба, земли. Осуществить горизонтальный полет по небу самолета. | |
22* | Нарисовать шар, описанный около параллелепипеда (невидимые линии рисовать пунктиром). Рассчитать и вывести рядом с чертежом параметры шара и параллелепипеда. |
23* | Нарисовать пирамиду, вписанную в шар (невидимые линии рисовать пунктиром) . Рассчитать и вывести рядом с чертежом параметры шара и пирамиды. |
24* | Нарисовать конус, вписанный в пирамиду (невидимые линии рисовать пунктиром). Рассчитать и вывести рядом с чертежом параметры конуса и пирамиды. |
25* | Схематично изобразить опыт по закону Архимеда о погружении тела в жидкость. |
26* | Схематично изобразить движение жидкости в сообщающихся сосудах с расчетом давления и высоты столба жидкости. Предусмотреть следующую последовательность действий: сначала сосуды пустые, потом в один из них наливается цветная жидкость и т.д. |
27* | Изобразить диффузию двух жидкостей (молекулы каждой жидкости нарисовать своим цветом, например, одна жидкость красная, другая - синяя). |
28* | По координатам трех точек построить треугольник (если это возможно, в противном случае заново ввести координаты трех точек). Построить на чертеже треугольника все его медианы, биссектрисы, высоты, вписанную и описанную окружности. Рассчитать и вывести рядом с треугольником основные параметры (длины сторон, медиан, биссектрис, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей). Построение и расчет характеристик делать одновременно: построить треугольник и вывести длины его сторон, начертить все медианы и вывести их длины и т.д. |
29* | Нарисовать вращающуюся голубую планету на фоне звездного неба и вращающийся вокруг нее по круглой орбите спутник. |
30* | Нарисовать настенные часы без маятника, часовая, минутная и секундная стрелка которых всегда показывали бы текущее время |
31* | Нарисовать настенные часы (типа ходиков) с качающимися маятником. |
II.2 Задача
Создать три таблицы А, В и С. Таблица А состоит из фамилий 10 учеников класса (фамилии выбираются самостоятельно учащимся). Таблица В содержит оценки учеников по 5 предметам (например, по математике, литературе, физике, химии и биологии). Таблица С состоит из названий предметов, оценки по которым содержатся в таблице В. Вывести А, В и С на экран с соответствующими пояснениями (название таблицы и что она содержит). Выполнить индивидуальное задание в соответствии с вариантом (работа с матрицей).
Варианты индивидуальных заданий.
№ варианта | Задание (работа с матрицей) |
Определить предмет с указанным значением среднего балла (использовать бинарный поиск). Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить предметы, по которым ученики имеют больше всего оценок «2». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников с указанным значением среднего балла (использовать бинарный поиск). Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые по всем предметам имеют не более двух оценок «4», остальные оценки – «5». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые имеют наибольший средний балл по всем предметам. Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые по всем предметам не имеют оценок «2». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить предметы, по которым ученики не имеют оценок «2». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые имеют наименьший средний балл по всем предметам. Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые по всем предметам имеют только оценки «5». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые по всем предметам имеют только оценки «4» и «3». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые по всем предметам имеют только оценки «4» и «5». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить «любимый предмет» (предмет с наибольшим средним баллом по всем учащимся). Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые имеют указанную оценку по указанному предмету. Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые по всем предметам имеют только одну оценку «4», остальные оценки «3» и «5». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить «нелюбимый предмет» (предмет с наименьшим средним баллом по всем учащимся). Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить предметы, по которым ученики имеют только оценки «4» и «5». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые по всем предметам имеют не более одной оценки «3», остальные оценки «4» и «5». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые по всем предметам имеют не более одной оценки «5» и не имеют оценок «2». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые не имеют оценок «3» по указанному предмету. Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые имеют оценки «4» и «5» по указанному предмету. Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить фамилии учеников, которые не имеют ни одной оценки «2» по всем предметам. Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
Определить предметы, по которым ученики имеют меньше всего оценок «2». Результат вывести в текстовый и типизированный файлы и на экран. | |
23* | Вывести рейтинг предметов в отдельный файл (отсортировать список предметов по среднему баллу в порядке убывания методом линейной сортировки – первый предмет с самым высоким средним баллом). Вывести содержимое файла на экран. |
24* | Вывести рейтинг учеников в отдельный файл (отсортировать список учеников по суммарному среднему баллу в порядке убывания методом пузырьковой сортировки – первый ученик с самым высоким суммарным средним баллом). Вывести содержимое файла на экран. |
25* | Вывести рейтинг предметов (таблица С) в отдельный файл (отсортировать список предметов по среднему баллу в порядке возрастания методом пузырьковой сортировки – первый предмет с самым высоким средним баллом). Вывести содержимое файла на экран. |
26* | Вывести рейтинг учеников (таблица А) в отдельный файл (отсортировать список учеников по суммарному среднему баллу в порядке возрастания пузырьковым методом – первый ученик с самым высоким суммарным средним баллом). Вывести содержимое файла на экран. |
27* | Вывести все оценки (таблицу В) в текстовый файл и после каждой «5» (пятерки) вставить в файл «!» (восклицательный знак). Вывести содержимое файла на экран. |
28* | Вывести все оценки (таблицу В) в текстовый файл и перед каждой «2» (двойкой) вставить в файл «?» (вопросительный знак). Вывести содержимое файла на экран. |
29* | Вывести все оценки (таблицу В) в типизированный файл и после каждой «5» (пятерки) вставить в файл «!» (восклицательный знак). Вывести содержимое файла на экран. (Файл объявить как File of Char). |
30* | Вывести все оценки (таблицу В) в типизированный файл и перед каждой «2» (двойкой) вставить в файл «?» (вопросительный знак). Вывести содержимое файла на экран. (Файл объявить как File of Char). |
Требования и рекомендации:
- таблица А представляет собой массив из 10 элементов типа String; для создания этого массива используется либо текстовый файл, в котором предварительно сформирован список учащихся, либо массив А задается как константный массив;
- таблица В представляет собой целочисленную матрицу из 10 строк (по количеству учеников) и 5 столбцов (по количеству предметов), формируется с помощью датчика случайных чисел и записывается в типизированный файл и затем считывается в матрицу В; номера строк этой таблицы должны совпадать с индексами элементов массива А, являясь отметками соответствующего ученика;
- таблица С представляет собой массив из 5 элементов типа String; для создания этого массива используется либо текстовый файл, в котором предварительно сформирован список предметов, либо массив С задается как константный массив; индексы элементов таблицы С должны соответствовать номерам столбцов таблицы В, в которых расположены оценки по соответствующему предмету;
- одна из таблиц (либо А, либо С по выбору учащегося) формируется с помощью текстового файла, другая объявляется в программе как массив-константа;
- при выводе результатов использовать окна вывода; при выводе таблиц А, В и С на экран необходимо вывести содержимое массивов А, В и С и файлы, из которых эти массивы были считаны (обязательно!!!);
- вывести на экран содержимое результирующих файлов индивидуальных заданий;
- Задачу можно выполнить с использованием модулей, в этом случае при защите курсовой работы к результирующей оценке добавляется 1 балл в качестве поощрения;
- схемы алгоритмов составить только для подпрограмм, используемых в Задаче и для основной программы (для основной программы схему алгоритма не детализировать, показать только основные блоки).