Модульное обучение, его принципиальные отличия и цель

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем: содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать; изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего; ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Исходные научные идеи

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Принципы модульного обучения Теория модульного обучения базируется на специфических прин­ципах, тесносвязанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из со­держания обучения обособленных элементов; динамичности; действен­ности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности. Принцип модульности определяет подход к обучению, отражен­ный в содержании, организационных формах и методах. В соот­ветствии с этим принципом обучение строится по отдельным фун­кциональным узлам — модулям, предназначенным для достиже­ния конкретных дидактических целей.Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках моду­ля как единую целостность, направленную на решение интегриро­ванной дидактической цели, т.е. модуль имеет четкую структуру.Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение со­держания модулей, с учетом социального заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение соци­альных, общетехнических знаний и даже время от времени застав­ляют заною взглянуть на ценность общенаучных знаний.Принцип действенности и оперативности знаний и их системы. В звеньях сферы образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной подготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам деятельности, но и способам действий.Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечи­валась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленны стимулов учения. Не­обходимо найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности (самоуправления) обучае­мых. Слишком жесткое управление деятельностью лишает обучае­мых инициативы, принижает роль самостоятельного учения.Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятель­ности обучаемого и педагогической деятельности.На эффективность учения влияет множество факторов, прежде всего соответствие содержания обучения возможностям учащихся. Принцип паритетности. В последние годы уде­ляется особоевнимание активизации обучаемых в педагогическом процессе, развитию управления и превращению его в самоуправ­ление. Необходимо сосредоточить внимание на создании базисно­го условия для реализации взаимодействия в процессе обучения. Им может быть уровень подготовленности обучающихся. Именно от него в первую очередь зависит характер связей управления. Особенности организации педагогического контроля в модульном обучении

Для оценки знаний при модульном обучении используется но­вая, более

прогрессивная система, которая состоит в замене тра­диционного

дискретно-сессионного контроля на непрерывно на­бираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. Такая система оценки знаний называется рейтинговой.

Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то ка­чества

человека. Следовательно, рейтинг обученное студента — это количественная

оценка результатов педагогического воздействия на человека. Можно дать следующее определение рейтинга студента:

рейтинг — это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого

промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Рейтинги широко применяются в окружающей нас жизни. Ме­тодики их определения разнообразны, различна и степень сложно­сти этих методик. Такое же положение вещей и в системах рейтин­говых оценок при модульном обучении.

В ряде систем показатель рейтинга совпадает с оценкой знаний студента при

проведении контрольных мероприятий. В этом слу­чае базовая цена модуля

известна (рассчитана) заранее. В других же показатель определяется по

довольно сложным формулам с уче­том стартового оценочного показателя знаний студента, ожидае­мой оценки качества выполнения испытания и других величин.

Все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего,

промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс. Цель студента — набрать мак­симальное число баллов. При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно, именно здесь. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.

В ряде систем промежуточный контроль отсутствует. В разных модификациях системы рейтинговой интенсивной технологии рейтингового обучения (РИТМ) в зависимости от видов применяемого контроля используется различная классификация рейтинга на нее влияет также и различная методика расчета рейтинга.

По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический,

теоретический, творческий и синтезированный.

Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний студентов в начале

цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он «настраивает» обучаемого на работу с первых дней цикла.

Технический рейтинг — складывается из оценок текущих раб (от 2 до 4 в

цикле) и оценок решения типовых задач на коллоквиумах. Он служит для проверки технических умений и навыков сту­дентов при решении типовых стандартных задач.

Теоретический рейтинг набирается на коллоквиумах, проводи­мых на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уров­ня усвоения теоретического материала.

Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала студента, его умения самостоятельно получать доказа­тельства теории по аналогии с приведенными в лекциях, для при­обретения навыков в решении нестандартных задач теоретического и прикладного характера, связанных с профилем будущей специ­альности. К выполнению задач творческого рейтинга допускаются только те студенты, суммарный рейтинг которых позволяет им пре­тендовать на хорошую и

отличную оценку. Аналогичным способом набрать баллы теоретического рейтинга могут только студенты, име­ющие минимум баллов по техническому рейтингу.

Каковы могут быть методы контроля? Текущий контроль прово­дится

преподавателем в виде контрольных мероприятий помодульно или по частям модуля.

Контрольные мероприятия — это тесты, расчетно-графические задания, контрольные, лабораторные рабо­ты, позволяющие установить уровень знаний студента, стабиль­ность выполнения им учебного графика, его активность.

Кроме приведенных выше, различают три типа рейтинговых оце­нок качества

обучения студента:

• по конкретному учебному предмету (временный рейтинг);

• по конкретной кафедре (кафедральный рейтинг);

• в целом по всем кафедрам (общий рейтинг).

Рассмотрим методику определения предметного рейтинга для оцен­ки качества обучения студента в семестре или за весь курс обучения.

Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполнен­ных студентом заданий в процессе изучения им данного предмета. Величина оценки выбирается самим преподавателем, он описыва­ет, при каком качестве выполнения данного задания какая студен­ту положена оценка. Сумма всех максимально возможных оценок за выполнение каждого задания в течение семестра дает макси­мально возможную семестровую сумму, а по окончании изучения предмета, например, в течение нескольких семестров, накапливается итоговая предметная рейтинговая сумма — предметный рейтинг студента.

Преподаватель завершает обучение студента по рейтинговой си­стеме сдачей

конечной ведомости, в которой вместе с итоговым предметным рейтингом каждому студенту выставляется его итого­вое ранг-место, которое он занял по данному предмету среди сту­дентов его специальности и курса, и итоговую пятибалльную оценку (либо за семестр, либо за все время обучения по данному предме­ту).

Преимущества модульного обучения

Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебно­го процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготов­ки специалистов.

К числу преимуществ данного метода обучения относятся: обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного

процесса внутри каждого модуля и между ними; системный подход к построению курса и определению его со­держания; гибкость структуры модульного построения курса; эффективный контроль за усвоением знаний студентами; выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя; быстрая дифференциация студентов: различаются «усреднен­ные» группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д. сту­денты курса; резко упрощается отбор кандидатов в аспирантуру, исключа­ется продвижение не очень способных, но активных студентов; при значительном сокращении времени лекций и поиске но­вых форм занятий

преподаватель успевает дать студентам необходи­мые знания, навыки и умения в своей предметной области.

Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изу­чение, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю прак­тических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Возникает необходимость в новых формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой студент получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии проек­тирования и эксплуатации оборудования, разработки современных прогрессивных технологий.

При комплексном рассмотрении содержания обучающих моду­лей исключается дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элемен­тов научных исследований и проведения научно-исследовательских лабораторных работ.

Модульный подход в обучении позволит более полно удовлетво­рить потребности творческой личности в образовательской деятель­ности, поскольку появится осознанная заинтересованность в получении тех или иных знаний; возможность изменять специализа­цию или получать несколько специализаций; изменять уровни при­тязаний (бакалавр, магистр), форсировать или продлевать срок изучения в целом при известной конечной цели; быстро реагиро­вать на рыночную конъюнктуру, индивидуализировать процесс обучения, осуществлять сотворчество с преподавателем, снизить фактор неудовлетворенности индивида в образовании.

Введение новой системы автоматически отменит традиционные зачетные недели и межсеместровые экзамены, поскольку студент бу­дет работать по индивидуальному графику и у него появится возмож­ность интегрирования информации по принципиально новой систе­ме, в которой будут объединены базовые, специальные, профессио­нальные знания и навыки При этом исчезнет необоснованная перегрузка дисциплинами.

Заключение

Как уже отмечалось, наибольшее распространение различные системы программированного обучения получили в 50-60-х гг. ХХ в., в дальнейшем стали использовать лишь отдельные элементы программированного обучения, главным образом для контроля знаний, консультаций и тренировки навыков. В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного, или электронного, обучения. Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.

Модульная система высшего образования и свя­занные с ее

введением интенсификация информационно-деятельно­го процесса обучения,

система контроля знаний и профессиональ­ной пригодности может в значительной мере повысить эффективность и качество подготовки специалистов, обеспечить целенаправленность творческой деятельности личности.

Бесспорно, внедрение модульного обучения потребует опреде­ленной

организационной перестройки учебного процесса. Она будет касаться

планирования работы преподавателей, подготовки ла­бораторной базы к

фронтальному проведению работ, формирова­ния контингента студентов с учетом пропускной способности ла­бораторий, разработки соответствующего

методического обеспе­чения, организации контрольных проверок знаний. Но

возникновение этих проблем не должно сдерживать внедрение но­вой формы

обучения в вузах.

В последнее десятилетие модульная система обучения проходит апробацию и в ряде средних общеобразовательных школ.

Литература: 1. Кукушин В.С. Педагогические технологии2. Оконь В. Введение в общую дидактику3. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М., 1971.4. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М,: РПА, 1996.5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов. Кн.1. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Наши рекомендации