Потребность в алкоголе

Потребность – основной специфический признак алкоголика, резко отличающий его от других алкоголепийц. Относительно потребности существуют самые разнообразные мнения, общим почти для всех авторов является переоценка её значения в патогенезе алкоголизма.

Наблюдается тенденция рассматривать потребность в этаноле, как свойство организма частично или полностью врожденное. Все еще имеются сторонники гипотезы наследственной передачи пристрастия к этанолу, причем одни прямо говорят об этом, другие косвенно – доказывают будто животные добровольно и охотно поглощают опьяняющие растения или жидкости. Например, имеются публикации о «пьянстве» слонов, о предпочтении крысами раствора спирта воде чистой или подслащенной и т.д. Высшие животные, как показывают литературные и собственные данные, отличаются осторожностью в приеме новых видов пищи и жидкостей. Они не имеют генетического механизма для дифференцирования съедобного от опасного, не случайно в зоопарках сосуществуют в одной клетке хищники и чих жертвы, а на пастбищах дрессированные волки исполняют роль пастуха. Мне приходилось обезьяну и молодых крыс приучать к сливкам, тыквенным семечкам и некоторым другим продуктам.

И.Д.Боенко и М.М.Чирков показали, что собаки никогда не приближались к раствору спирта, даже будучи обезвоженными. В опытах Б.М.Гузикова белые крысы выраженно предпочитали 20 % раствор глюкозы 10% раствору этанола. Можно разными физиологическими приемами принудить животное употреблять резко неприятные вещества. В моих опытах, проведенных по методу ситуационных условных рефлексов П.С.Купалова, собаки самостоятельно пили концентрированные растворы хинина. Приучение производилось так: спонтанное питье воды сопровождалось включением метронома и бесшумной кормушки из которой животное получало пищевое подкрепление. В последующих опытах в миску наливались все более горькие растворы хинина. Эти опыты примечательны тем, что показывают большие возможности приучения животных к потреблению веществ, обладающих неприятными вкусовыми качествами. Подобно тому, как я производил приучение собак к раствору хинина, в жизни происходит приучение людей к спиртным напиткам. Прием алкоголя сопровождается закусыванием, причем, как правило, приятной пищей. Закуска играет важную роль в приучении людей к алкогольным напиткам: 1) останавливает неприятное вкусовое последействие напитка, 2) смешиваясь с ним в желудке, замедляет его абсорбцию и 3) содействует смягчению отрицательных безусловно-рефлекторных реакций.

У людей, отличающихся хорошей вникаемостью, извращение естественных защитных реакций на прием алкоголя может происходить под влиянием психологических воздействий и самовнушений. Такая возможность легко обнаруживается на людях, желающих привыкнуть к курению. Конкретный факт. Дипломантка Л.Т. решила, подобно муку, стать курильщицей. Табачный дым вызывал у нее бурные защитные реакции. Через две минуты после очередного самоистязания дымом я провел короткое внушение, в результате испытуемая начала с большим удовольствием вдыхать дым полной грудью. Затем я уговорил Л.Т. согласиться на новый сеанс с целью восстановить и усилить прежние реакции. Теперь не только курение, но втягивание дыма в рот вызывало бурные реакции. В дополнение к этому провел сеанс противокурительного убеждения.

Спиртные напитки действуют на организм экзогенно и эндогенно. Экзогенное действие выражается в раздражении зрительных, обонятельных, тактильных, температурных и вкусовых рецепторов, а также рецепторов пищевода, желудка и кишечника. Эндогенное влияние происходит с момента проникновения алкоголя в кровь, причем он начинает оказывать прямое и косвенное (через нервную систему) влияние на разные органы и системы, особенно велико воздействие на мозг. Простая процедура приема алкоголя вызывает чрезвычайно большие изменения в организме, выработку многих условных рефлексов.

Трудно понять, где и как происходит формирование потребности? Наблюдается тенденция решающую роль отводить каким-то особым химическим веществам. И.А.Сытинский, например, считает, что пристрастие к спиртному имеет патологическую основу, связанную с изменением обмена веществ. В.И.Григорьев с соавторами отводят большую роль в патогенезе алкоголизма «защитно-токсическому сывороточному фактору алкоголизма». По их данным, сыворотка крови алкоголиков вызывала у трезвых явления интоксикации, внешне напоминавшие симптомы абстиненции, а у пьяных – отрезвление.

Есть основание считать, что решающая роль в формировании потребности в спиртном принадлежит головному мозгу, главным образом коре больших полушарий. Известно, что патологическая потребность вырабатывается не только вследствие приема алкоголя и наркотиков, но и под влиянием многих лекарственных веществ. Мне удалось наблюдать ее при длительном использовании в качестве подкрепления подслащенного клюквенного сока. Четкая картина наличия потребности в клюквенном соке наблюдалась у трех испытуемых. Рассмотрим один случай.

У испытуемого А.Ч. проводилась выработка сложного условного рефлекса на слова «красный свет»; всего произведено 115 сочетаний этого раздражителя с подслащенным клюквенным соком. Условный рефлекс не удалось угасить обычным приемом, о причинах хорошо рассказал сам А.Ч. Приводим его показания.

«Я как-то привык к тому, что на слова «красный свет» всегда дается клюквенный сок, так что невольно ожидал его даже после вашего заявления, что слова «красный свет» будут даваться без сока. Я сознавал бесполезность этого ожидания тем не менее ничего не мог поделать, сок ожидал» (6 февраля).

«На слова «красный свет» я ожидал клюквенный рок. К соку я так привык, как алкоголик привыкает к водке» (8 февраля).

«На слова «красный свет» как-то жду клюквенный сок, хотя и знаю, что он не будет дан, потому что третий день не даете его. На эти слова идет слюна. Я сомневался в том, что не будете давать экстракт, думал: «А может быть и будет по ошибке дан сок». На слова «красный свет» как-то всплывает представление о вкусе клюквенного сока, я чувствую этот приятный вкус, и слюна невольно идет. После того как Вы отделили трубку подачи сока от слюнной воронки, стало совершенно ясно, что он даваться не будет, и я перестал ждать его; слюноотделение и глотание прекратились. Слова «красный свет» стали совершенно безразличными, я почувствовал себя спокойней» (10 февраля).

«До тех пор, пока не была трубка подачи сока в рот присоединена к воронке, к словам «красный свет» относился безразлично и сок не ждал. Когда же Вы присоединили трубку подачи сока к слюнной воронке, у меня как-то изменилось состояние, я начал на «красный свет» ждать сок. Уж очень он мне нравится!» (11 февраля).

Очень хорошо заметил А.Ч.: «К соку я так привык, как алкоголик привыкает к водке». Состояние испытуемых несколько напоминало абстиненцию алкоголика: сильное влечение к соку, повышенная раздражительность в связи с неполучением его, некоторая агрессивность, просьбы дать попробовать, отсасывание сока из системы подачи его, невзирая на запрет, после опыта назойливые просьбы угостить... Мальчик А.И., после окончания первого опыта по угашению слюнного условного рефлекса, наблюдал за промыванием мною системы подачи сока. Как только я поставил на подоконник сосуд, в который поступала смесь воды с остатками сока, он схватил его и начал пить. Отнять не удалось. Влечение испытуемых к клюквенному соку трудно не признать потребностью. Кстати, она и у меня была. Во время войны мы, офицеры, обычно в кают-компании корабля пили чай с клюквенным экстрактом. Я к нему так привык, что во время пребывания на носилках после ранения в этой не кают-компании попросил дать с собой в госпиталь чай с экстрактом. Остальное, в том числе и деньги, брать не хотел. Нелишне обратить внимание на следующий факт. Испытуемый А.Ч. в период угашения слюнного рефлекса успокаивался в случаях отсоединения трубки подачи сока от слюнной капсулы, через которую он вводился в ротовую полость. Нечто подобное наблюдается и у алкоголиков: уверенность в отсутствии возможности добыть спиртное затормаживает потребность, а у некоторых прерывает запой. Намечено эксперименты с клюквенным соком возобновить с тем, чтобы попытаться собрать дополнительный материал к пониманию физиологического механизма потребности в спиртном.

Думается, что некоторый свет на этот особо трудный вопрос проливают эксперименты с вызыванием условно-рефлекторного опьянения. Их суть. Исследователь говорит испытуемому о приеме им определенных доз алкоголя или о воздержании от него. В другом варианте испытуемому предлагается представить, что он пьет спиртное. (См. протоколы наблюдений над Т.Н. и В.К.).

Протокол

наблюдения над Т.Н. от 18 марта 1977 г.

(Т.Н. – инженер, спиртные напитки употребляет редко, имеет среднюю вникаемость)

время Задание испытуемому, его реакции и показания Продолж. представления, сек. Скорость двигат. Реакции, мсек.
13.45   13.47     13.50     13.51     13.53   13.55     13.57     13.58   14.00     14.02     14.04     14.06   14.07   14.08     14.10   14.12     14.13     14.17   14.18   14.20     14.22   - Во всех случаях в ответ на включение электрической лампочки с наибольшей скоростью надавливать правым большим пальцем на кнопку, которую следует так держать…   Десять замеров скорости реакции   - Представьте, что Вы находитесь в «Нектаре» и выпиваете первую порцию, т.е. 10 мл коньяка   Десять замеров скорости реакции   - Я в воображении взяла рюмку с десятью граммами коньяка, согрела, как нам рекомендовали, потом стала пить. Запах показался неприятным, а вкус не чувствовала. Стало немного стучать в висках. Это было и в «Нектаре», не допила воображаемый коньяк.   Десять замеров скорости реакции.   - Настроение стало лучше, появилась большая сосредоточенность, работать было легче.   - Представьте, что выпиваете вторые 10 г коньяка, как вчера в "Нектаре". Пожалуйста, выпейте все полностью.   Десять замеров скорости реакции.   — Согрела рюмку с коньяком и почти полностью выпила. Самочувствие изменилось, но не очень. Немного кружится голова, слабо стучит в правом виске. Будь я дома, легла бы в постель... Захотелось спать, настроение стало похуже.   Десять замеров скорости реакции.   - Самочувствие несколько лучше, немного поднялось настроение.   - Представьте, что сегодня никакие спиртные напитки не принимали.   Десять замеров скорости реакции.   — Самочувствие хорошее, настроение лучше (улыбается, смеется. - Г.Ш.). Спать не хочется, сонливости нет, если бы находилась дома, то читала бы. Реагировала быстрее, охотно работала. - Что и когда выпили в последний раз? — Сухое вино выпила в марта, грамм 50, а до этого 25 января.   - Подумайте о том, что давно не пили коньяк.   Десять замеров скорости реакции.   — Ровное настроение, выше бодрость, работать хорошо, голос мой стал бойче.   - Подумайте о том, что стали убежденной трезвенницей, что никакие спиртные напитки никогда употреблять не будете. Десять замеров скорости реакции.   — Подумала, что сделалась трезвенницей и мне стало приятно, работала быстрее, сосредоточенность поднялась, увеличилась бодрость. Я теперь серьезно задумаюсь над вопросом о том, есть ли смысл в дальнейшем употреблять мне спиртные напитки. Хотя и пила я мало, но, думаю, лучше быть трезвенницей.                                          

Примечания:

1) Испытуемая посетила дегустационный зал "Нектар" 17 марта 1977 г.

2) Дегустатор рассказывал о разных марках коньяка, а затем просил взять очередную порцию, согреть ее и выпить. Каждая порция равнялась 10 мл.

Протокол

наблюдения над В.К. от 5 декабря 1981 г.

(В.К. – студент, спиртные напитки употребляет редко, имеет хорошую вникаемость)

время Задания испытуемому, его реакция и показания Сила сжатия динамометра, кг
15.07     15.09   15.16   15.17   15.18   15.19   15.20     15.21   15.22     15.24     15.26     15.28     15.29     15.30   15.31   15.32   15.33     15.35     15.36   15.38     15.39     15.40     15.41   15.43   15.44   15.45   15.46     15.48     15.50     15.52     15.54   15.56   15.59   16.00     Обучение правилам пользования динамометром   Выявление исходной силы сжатия динамометра путем подсчета средней арифметической трех замеров.   -Внимательно слушайте меня.   -Вы выпили рюмку водки.   —Чувствую некоторое возбуждение.   —Усиливается концентрация.   - Внимательно слушайте меня... Вы выпили дополнительно полстакана водки.   — Кружится голова, во всем организме ощущается пульсация крови, начал плохо соображать.   — У меня поднялась тошнота, кружится голова, кровь пошла к голове, в висках стук, тяжелеет голова, неприятное состояние.   — Становится лучше, начинаю ощущать, что Я есть Я.(Смеется. - Г.Ш.). Не думал, что от простых слов мог впасть в угнетенное состояние.   - Настройтесь на хорошее восприятие моего голоса.   - Вы пьете стакан водки, причем непрерывно и без закуски... (У испытуемого появилась гримаса отвращения, двигает руками, сказал: «Очень противно»).   — Ощущение, будто плыву, тошнота, вялость, заложило уши (Испытуемый стал тихо и с. затруднениями говорить, опустил голову).   В.К. делает глотательное движения, заявил, что выросла сила, жалуется на плохое самочувствие.   — Сила, кажется, стала больше. Меня тошнит, тяжесть в голове, чувствуются неприятные пульсации в затылке… у меня гастрит (Вздыхает, опустил голову, потом откинул ее на спинку стула).   — Тянет ко сну, болит голова. (Глаза закрыты, вздыхает).   — Все качается, расплывчато. Стало лучше, но в голове нехорошо.   — Плохое самочувствие постепенно проходит, но имеется тошнотворное состояние (рвота никогда в жизни не была), неприятное состояние (Вздыхает. - Г.Ш.). Вялость в теле, в голове шум.   — Начала деревенеть голова, плохо внутри. Колющая боль в сердце.   — Сила стала немного больше. Дает знать о себе гастрит, точечная боль в желудке.   — Сосредоточьтесь на моем голосе. — Мне трудно. - Вы сегодня ни капли алкоголя не приняли.   — Сейчас лучше становится, прихожу в себя. Боль головы и желудка проходят, голова свежеет, будто душ принимаю... Слетело розовое пятно, которое было перед глазами, становится лучше.   - Самочувствие стало хорошим даже лучше, чем было перед началом опыта, мозг оживился.   В.К. сообщил о том, что последний раз он выпил несколько граммов ликера полтора месяца назад.   - Настройтесь, пожалуйста, на мой голос... В течение последних полутора месяцев Вы не выпили ни капли спиртного.   — Самочувствие хорошев, после слов о полутора месяцах показалось вроде что-то прошло. Через голову и мне стало очень хорошо.   — Самочувствие хорошее, все неприятное прошло.   — Рука уже устала, подъем хорошего самочувствия пошел на спад.   — Настройтесь на хорошее восприятие моего голоса... Вы стали сознательным трезвенником, навсегда сознательно отказываетесь от спиртного.   — Очень хорошее самочувствие, самое лучшее в сравнении с тем, что сегодня было, высокое настроение, появилась уверенность в себе, голова стала ясной, легкость чувствуется в теле, ничто не беспокоит, настроение радостное. Все великолепно! (Испытуемый смеется. - Г.Ш.)   — Устала рука.   — Состояние приподнятое, хорошее, голова ясная.                                                                                

Протоколы наблюдения интересны тем, что показывают возможность с помощью слова воспроизводить большой комплекс реакций (опьянение, сонливость и др.), появляющиеся в ответ на прием спиртного. Не исключено, что у некоторых алкоголиков таким путем в период ремиссии можно стимулировать потребность и запой. Один подобный случай я наблюдал при изучении условно-рефлекторного опьянения. Испытуемым был алкоголик, отличавшийся хорошей вникаемостью. Представление им акта приема водки, вызвало рвоту, после чего он категорически отказался пить в воображении. Через несколько часов у него появилось сильное влечение к спиртному, он не смог, удержаться, появились признаки запоя. На следующий день я прервал его развитие. Не исключено, что у некоторых алкоголиков в части случаев вспыхивает потребность при воздействии условных раздражителей.

Есть основания думать; у алкоголиков вырабатываются условные рефлексы на ситуацию и на время. Например, А.И.Кротов с приходом на завод начинал поиск возможности выпить (см. приложение), а И.Ц. пьянствовала только дома. Пенсионерка М.К. устраивала себе ежедневные пиршества в полночь. Возможно стабильная периодичность запоев, объясняется выработкой рефлекса на время. Протоколы наблюдений над Т.Н. и В.К. показывают как плохо влияют на испытуемых «питейные» словесные воздействия и как хорошо – «трезвенные». Сходные результаты получены и при использовании информации о курении и отказе от него.

«Корковый центр потребности в алкоголе» имеет общие черты с условным рефлексом, образованном на «приятном» вкусовом подкреплении: 1) формируются в онтогенезе, 2) прерывание подкрепления вызывает отрицательные эмоции, 3) стойкое его прекращение приводит к угасанию, 4) с возобновлением подкрепления быстро исчезает угасательное торможение, 5) не поддаются полной ликвидации.

Углубленное физиологическое рассмотрение потребности в алкоголе затруднено недостатком фактического материала. В дальнейшем намечается провести специальные исследования с преимущественным использованием методов гипноза и внушений. Для более широкого понимания механизма потребности будут использованы данные других наук, причем в первую очередь биохимии.

Наши рекомендации